Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

19.7. Прикладная роль эмоций


Коммуникативная роль эмоций. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента (главным образом - экспрессии лица) принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними, в воздействии на них. Важность этой роли эмоций видно из того, что на Западе многие руководители принимает на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта, а повышают в должности - в соответствии с эмоциональным коэффициентом, который характеризует способность человека к эмоционального общения.

Роль эмоционального реагирования в процессе общения разнообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается правильным именно по причине наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и предоставление определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, что связано с сигнальной функцией эмоций. Роль этой функции эмоций четко видят родители, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях с помощью мимики и других способов эмоциональной коммуникации.

Регулирующая функция эмоций в процессе общения состоит в координации очередности высказываний. Часто при этом наблюдается соединен проявление различных функций эмоций. Например, сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: угрожающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другом о своем состоянии, что им нравится, а что нет. Это помогает взаимопониманию во время общения, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в этот момент у другого субъекта.

Роль гендерных эмоциональных установок в процессе общения детей. Известно, что уже в детей дошкольного возраста является половая эмоциональная дифференциация. Как отмечает В.Е. Каган, дети обоих полов 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек - «девушки лучше мальчиков, и я хорошая». У детей школьного возраста эта тенденция остается.

А.П. Санникова показала, что широкий или узкий круг общения, выбранное человеком, зависит от доминирующих эмоций, которые она переживает. Широкий круг общения характерно для лиц, склонных к негативных переживаний.

Использование эмоций как средства манипулирования другими людьми. В рамках коммуникативной роли эмоции могут использовать для манипулирования другими людьми. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоциональные проявления не потому, что они возникли у нас естественно, а потому, что они желаемым образом влияют на других людей.

Об эту функцию эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: ведь плач, крик, страждальницька мимика ребенка вызывает у родителей и взрослых соболезнования. Итак, эмоции помогают человеку добиваться удовлетворения своих потребностей через изменения в нужную сторону поведения других людей.

Как средства манипулирования используют улыбку, смех угрозу, крик, плач, показное равнодушие, показное страдания и т.д.

При манипулировании воспроизводится «эмоциональная заготовка» - енграма. Память запоминает ситуации, при которых «эмоциональная заготовка» дает нужный эффект, и в дальнейшем человек использует их в аналогичных ситуациях. Энграммы составляют манипулятивный опыт человека. Они бывают положительной и отрицательной свойства, если их рассматривать с точки зрения влияния на других людей. Первые стремятся вызвать к себе положительное отношение (доверие, признание, любовь). В этом случае используют такие мимические средства, как улыбка, смех, голосовые интонации лирического и миролюбивого спектра, жесты, которые символизируют поздравления, принятие партнера, радость от общения с ним, движения головы, выражающие согласие, движения туловища, свидетельствующие о доверии к партнеру и т.д. Другие наполнены символикой агрессии, вражды, гнева, отчуждение, дистанцирование, угрозы, недовольство. Например, отец делает грозный выражение лица, повышает голос и принимает брань в адрес ребенка. Но это не означает, что он в этот момент ненавидит ребенка, он лишь добивается от нее желаемого поведения.

«Манипулятор» может переживать много чувств вполне искренне, но он непременно попытается использовать их «для чего полезного». То есть, как пишет Шостром, как нагрузка к искренних слез дается некая манипулятивная цель.

Роль эмоций в познавательных процессах и творчества. Наличие эмоциональных явлений в процессе познания отмечали еще древнегреческие философы (Платон, Аристотель). Однако начало обсуждению вопроса о роли эмоций в когнитивном процессе положили П. Жани и Т. Рибо. По мнению П. Жани, эмоции, будучи «вторичными действиями», реакцией субъекта на свое собственное действие, регулируют «первичные действия», в том числе и интеллектуальные. Т. Рибо, наоборот, считал, что в интеллектуальном мышлении не должно быть никакой «эмоциональной примеси», потому что именно аффективная природа человека и является чаще всего причиной нелогичности. Он разграничил интеллектуальное мышление и эмоциональное.

Роль эмоций в интеллектуальном творческом процессе разнообразна. Это и муки творчества, и радость открытия. «Горячее желание знания, - писал К. Бернар, - это единственный двигатель, который привлекает и поддерживает исследователя в его усилиях, и это знание, которое, так сказать, постоянно ускользает из его рук, составляет его единственное счастье и муку.

Кто не знал мук неизвестного, тот не поймет наслаждений открытия, которые, конечно, сильнее все, что человек может чувствовать».

Особая роль принадлежит эмоциям в различных видах искусства. Л.С. Станиславский говорил, что из всех трех психических сфер человека - ума, воли и чувств - последнее оказывается наиболее «важковиховуваною ребенком». Расширение и развитие разума значительно легче поддается воле актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, разумно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» больше всего касается его. Поэтому оно для актера самое дорогое. Ученики с подвижными эмоциями, способностью глубоко переживать - это золотой фонд театральной школы. Их развитие идет быстро.

Важные переживания эмоций и для художника в процессе изобразительного акта.

Роль эмоций в педагогическом процессе. Общеизвестное положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешно, если педагог делает его эмоциональным. Еще Я.А. Коменский, великий чешский педагог, писал во второй половине XVII в. в своей «Пампедії»: «Проблема XVI. Добиться, чтобы люди учились всему с удовольствием. Дай человеку понять: а) что она по своей природе хочет того, стремление к чему ты ей навіюєш, - и ей сразу захочется этого; б) что она от природы может иметь то, чего хочет, - и она сразу обрадуется этой своей способности; в) что она знает то, что считает себя не знающей, - и она сразу обрадуется своему знанию».

Механизм задействован в осуществлении эмоциями підкріплювальної функции, в современной психологии называется мотивационным обумовлюванням.

Поскольку эмоционально-мотивационный обумовлювання чаще всего педагогам осуществлять не удается, они вынуждены своими влиянием не только передавать детям тот или иной смысл, но и одновременно пытаются вызвать у детей - путем создания образов - эмоциональный отклик (этот способ мотивировка В. Вілюнас называет мотивационным опосередкуванням). Эмоциональный отклик возникает в том случае, когда словесный мотивационное воздействие затрагивает какие струны в душе ребенка, ее ценности. Правда, у детей это сделать гораздо сложнее, чем у взрослых. Как пишет Вілюнас, эмоция через отсутствие непосредственных емоціогенних воздействий перестает быть неизбежной и возникает в зависимости от искусства воспитателя, готовности питомца вслушаться в его слова (ребенок, который втайне ожидает окончания надоевших ей поучений, вряд ли будет испытывать те эмоции, которые взрослый хочет в нее вызвать) и других условий.

Оздоровительная роль эмоций. Эмоции принимают участие в поддержании гомеостаза, то есть постоянства внутренней среды организма, предупреждая человека и животных не только от возникновения многих заболеваний, но и от гибели. Однако это скорее относится к эмоционального тона ощущений, чем к эмоций. Последние же могут оказать на здоровье человека как положительный, так и разрушительное влияние. Все зависит от знака и интенсивности эмоции.

 

Литература

1.  Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы - Рига, 1984.

2.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

3.  Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

4.  Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / / Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - С. 3-28.

5.  Выготский Л.С. Учение об эмоциях// Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974.

6.  Джемс В. Психология / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991.

7.  Додонов Б.И. В мире эмоций. - К.: Политиздат, 1987.

8.  Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / / Вопросы психологии. - 1975. - №6.

9.  Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

10.  Зарудная А.А. Эмоции и чувства / / Психология: Учебник. - Минск, 1970.

11.  Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.

12.  Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

13.  Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.

14.  Кахиани С.И., Кахиани З.Н., Асатиани Д.З. Экспрессивность лица человека. - Тбилиси, 1978.

15.  Ланге К.Г. Аффекты. - СПб., 1890.

16.  Ланге К.Г. Эмоции. Психологический этюд. - М., 1896.

17.  Линдслей Д.Б. Эмоции / / Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса. - М., 1960. - С. 629-684.

18.  Лук А.Н. О. Эмоции и личность. - М., 1966.

19.  Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1979.

20. Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. - М., 1979.

21. Фресс П. Эмоции / / Экспериментальная психология. - Вып. V. - М.: Прогресс, 1975. -С. 111-195.

22. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М., 1971.



Назад