Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

20.1. Эмоции ожидания и прогноза


Волнение. В психологии эмоций волнения не рассматривают как самостоятельную категорию. Это скорее бытовое понятие, которое отражает состояние беспокойства, ситуативной тревожности, страха.

Из сказанного выше понятно, что речь идет о волнении, которое человек обнаруживает перед значимой для нее деятельностью или встречей, а также о эмоциональный настрой на это. Волнения в таком недиференційованому за знаком переживаний виде понимается как повышенный уровень эмоционального возбуждения.

Эмоциональное возбуждение, связанное с настройкой человека на предстоящую событие, психологи изучили в спорте на примере предстартовых и стартовых состояний спортсменов. Однако очевидно, что эти состояния проявляются не только в спортивной деятельности, но и в артистов перед выступлениями, в учеников перед экзаменами.

А.Ц. Пуни поделил предстартовые состояния за уровнем активации (эмоционального возбуждения) на три вида: состояние лихорадки, боевого возбуждения и апатии.

Предстартовая лихорадка, которую впервые описала О.А. Черникова, связанная с сильным эмоциональным возбуждением. Ее сопровождает невнимательность, неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении влечет за собой снижение критичности, капризность, упрямство и грубость в отношениях с близкими, друзьями, тренерами. Внешний вид такого человека сразу позволяет определить ее сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется пятнистый румянец. При длительном сохранении этого состояния человек теряет аппетит, нередко наблюдаются расстройства кишечника, пульс, дыхание и кровяное давление повышены и неустойчивые.

Предстартовая апатия противоположная лихорадки. Она возникает или при отрицательном отношении человека к будущей деятельности, или при большом желании осуществлять деятельность (в противном случае - как следствие «перегорания» через возбуждение, которое длилось долго) и сопровождается пониженным уровнем активации, торможением. При апатии наблюдают общую вялость, сонливость, замедленность движений, ухудшение внимания и восприятия, уменьшение и неравномерность пульса, ослабление волевых процессов.

Боевое возбуждение, с точки зрения А.Ц. Пуни, является оптимальным предстартовое состояние, во время которого есть желание и настрой человека на будущую деятельность. Эмоциональное возбуждение средней интенсивности помогает мобилизации и собранности человека.

Тревога. Понятие «тревога» ввел в психологию С. Фрейд, в то же время многие ученые рассматривает его как разновидность страха. В частности, Фрейд рядом с конкретным страхом выделил неопределенный, бессознательный страх. А.А. Черникова пишет о тревогу как «страх ожидания», а О. Кондаш - о страхе перед испытанием. Ф. Перлз определяет тревогу как разрыв между «теперь» и «позже» или как «страх перед аудиторией». Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога возникает у человека в результате наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, что не дает возможности разрядить возбуждения.

В связи с этим тревогу понимают как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойство, если оно связано с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего важного, значимого для человека в условиях неопределенности.

Выражена тревога оказывается как тяжелое неопределенное ощущение «беспокойство», «дрожь», «кипения», «рокот» в разных частях тела, чаще всего в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, учащением мочеиспускания, кожным зудом и т.п.). У маленьких детей вследствие неразвитости языка тревогу можно установить на основании своеобразной поведения: беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, плач или отчаянный крик при изменении ситуации. Немного старшие дети выражают жалобы таким образом: «как-то не по себе», «неспокойно», «внутренняя дрожь», «нет покоя».

Тревога не имеет четкого и конкретного повода для своего возникновения. Это и вероятностно переживания неудачи («а вдруг...»). В отличие от страха, что является биологической реакцией на конкретную угрозу, тревогу часто понимают как переживания неопределенной, диффузионной ли безпредметної угрозы человеку как социальному существу, когда в опасности ее ценности, представления о себе, положения в обществе.

К. Изард считает, что тревога - это не некий отдельный самостоятельный феномен, а комбинация состояния страха с одной или несколькими другими эмоциями: гневом, виной, стыдом, интересом.

Стадии развития тревоги. Ф.Б. Березин описал стадии (уровне) развития тревоги по мере нарастания ее интенсивности («явления тревожного ряда»). Наименьшее интенсивность тревоги выражает чувство внутренней напряженности, что выражается в переживаниях напряжения, настороженности, дискомфорта. Оно не содержит еще признаки угрозы, а служит лишь сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

На второй стадии возникают гіперстезичні реакции, которые или присоединяются к ощущение внутреннего напряжения, или меняют его. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - негативную эмоциональную окраску. Это недифференцированное реагирования характеризуют как раздражительность.

На третьей стадии - собственно тревоги - человек начинает переживать неопределенную угрозу, чувство неясной опасности.

На четвертой стадии при нарастании тревоги возникает страх, когда человек конкретизирует бывшую ранее неопределенной опасности. При этом объекты, которые связываются со страхом, не обязательно представляют действительную угрозу.

На пятой стадии у человека возникает ощущение неотвратимости катастрофы, которая надвигается. Человек переживает ужас. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги, потому что подобное переживание может вызвать и неопределенная, бессодержательная, но очень сильная тревога.

На шестой стадии возникает тревожно-робкое возбуждение, что выражается в паническом поиска помощи, в потребности в двигательной разрядке. Дезорганизация поведения и деятельности на этой стадии достигает максимума.

Источника тревоги. Л.В. Куликов вместе с М.Ю. Долиной и М.С. Дмитриевой выучил с помощью шкалы трения Каннера значимость различных источников тревоги и эмоционального дискомфорта (рис. 20.1). Оценивая эти данные, следует иметь в виду, что было опрошено в основном лиц женского пола, гуманитариев (студентов, врачей, работников детских дошкольных учреждений).

№ в/п

Причины эмоционального дискомфорта

Бал

 

Забота о состоянии здоровья члена семьи

4,64

 

Финансовая ненадежность

4,29

 

Трудности с возможностью самовыражения

4,00

 

Перегруженность делами

4,00

 

Внутриличностные конфликты

3,90

 

Размышления о смысле жизни

3,87

 

Недостаточность отдыха

3,80

 

Недовольство внешним видом

3,74

 

Проблемы с сексуальным партнером

3,72

 

Недостаток активности, энергии

3,71

 

Проблемы в общении с сотрудниками

3,61

 

Неудовлетворенность своей работой

3,56

 

Проблемы с детьми

3,56

 

Рост цен

3,56

 

Нехватка времени для семьи

3,54

 

Проблемы с покупками

3,49

 

Сексуальные проблемы

3,49

 

Заботы о здоровье в целом

3,47

 

Чувство одиночества

3,47

 

Проблемы с родителями

3,46

 

Раскаяние по поводу прошлых решений

3,41

 

Физический недуг

3,33

 

Перегруженность семейными обязанностями

3,29

 

Проблемы с транспортом

3,24

 

Беспокойство о надежность места работы

3,20

 

Осуждение и дискриминация со стороны других

3,20

 

Беспокойство по поводу ситуации в стране

3,19

 

Столкновения с начальством

3,04

 

Неприятные соседи

2,92

 

Проблемы с подчиненными

2,66

 

Проблемы с местом работы через свой пол

2,49

 Рис. 20.1. Значимость причин эмоционального дискомфорта. 

Личности, которые принадлежат к категории високотривожних, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в большом диапазоне ситуаций и реагировать достаточно напряженно выраженным состоянием тревожности.

А.М. Фомінова установила, что более половины детей в начальной школе испытывает повышенный и высокий степень тревоги относительно проверки знаний и до 85% связывают это со страхом наказания и страхом разочаровать родителей. Вторая причина тревоги - «трудности в обучении». По данным А.Д. Андреевой, наиболее значительным фактором, который вызывает негативные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьную жизнь. Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Как показали Б.И. Кочубей и Є.В. Новикова, часто испытывают тревогу не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплины. В таких школьников отмечают выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосиматичні нарушения.

Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. И двоечники и отличники 11-12 лет, как обнаружили Б.И. Кочубей и Є.В. Новикова, слишком ориентируются на то, как их оценки влияют на отношение к ним. Но если двоечников в первую очередь волнует отношение одноклассников, то отличников - отношение родителей и учителей. У тех, кто учится на «четверки» или «четверки» и «пятерки», уровень тревоги тоже довольно высокий, но он не зависит от отношения к ним окружающих. Наиболее эмоционально спокойными оказались троечники.

Распространенными причинами тревоги у школьников являются:

  • проверка знаний во время контрольных и других письменных работ;
  • ответ ученика перед классом и страх ошибки, которая может вызвать критику учителя и смех одноклассников;
  • получение плохой оценки (причем плохой может быть названа и тройка и четверка в зависимости от домогательств школьника и его родителей);
  • недовольство родителей успеваемостью ребенка;
  • личностно-значимое общения.

Страх. По мнению К. Ізарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что следует различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией во время тревоги является страх.

СТРАХ - это эмоциональное состояние, которое отражает защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ними реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.

Следовательно, для человека как биологического существа возникновения страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных ею целей.

Состояние страха является довольно типичным для человека, особенно в экстремальных видах деятельности и при наличии неблагоприятных условий и незнакомой ситуации. Во многих случаях механизм появления страха у человека есть условно-рефлекторным, в результате испытанного ранее боли или какой неприятной ситуации. Возможен и инстинктивный проявление страха.

Причиной страха может быть как присутствие ничего угрожающего, так и отсутствие того, что дает безопасность (например, матери для ребенка). Дж. Грей считает, что страх может возникнуть, если событие не происходит в том месте и в ожидаемое время. Много авторов отмечает, что страх вызвано определенным объектом (предметом, человеком, явлением природы), но бывают и беспредметные страхи, то есть не связанные ни с чем конкретным.

К. Изард разделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (поезда и гомеостатические процессы, то есть потребности, и когнитивные процессы, выявление человеком опасности при воспоминании или предвидении). Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, что является результатом чисто учения (например, сигнал воздушной тревоги).

А.С. Обязан все опасности, которые вызывают страх, разделил на три группы:

  • РЕАЛЬНЫЕ, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;
  • МНИМЫЕ, которые объективно не угрожают личности, но она воспринимает их как угрозу благосостояния;
  • ПРЕСТИЖНЫЕ, которые угрожают поколебать авторитет личности в группе.

Факторы, которые облегчают или затрудняют возникновения страха и влияют на его интенсивность. Некоторые факторы облегчают возникновения страха. К ним относят:

  • контекст, в котором происходит событие, которое вызывает страх;
  • опыт и возраст человека;
  • индивидуальные различия в темпераменте или наклонностях. А.А. Черникова выделяет следующие формы проявления страха: страх, тревожность, боязнь, испуг, страх, растерянность, ужас, паническое состояние.

Боязнь как ситуативное эмоцию она связывает с определенной и ожидаемой опасности, то есть с представлениями человека о возможных нежелательных и неприятные последствия ее действий или развития ситуации.

Эмоция опасения - это чисто человеческая форма переживания опасности, которая появляется на основании анализа ситуации, которая возникла, сопоставления и обобщения явлений и прогнозирования вероятности опасности или степени риска. Это интеллектуальная эмоция, «разумный страх», связанный с ожиданием опасности.

Знакомые страхи существенно отличаются от так называемых аффективных страхов, то есть страхов реального, пережитого и оказываются человеком в экспрессии. К аффективным страхов принадлежат робость, ужас, паническое состояние, испуг.

Робость, за О.А. Черніковою, - это слабо выраженная эмоция страха перед новым, неизвестным, неиспытанным, непривычным, которая иногда может иметь ситуативный характер, но чаще всего - обобщенный. Ее характеризуют тормозными воздействиями на поведение и действия человека, что приводит к скованности движений и сужение объема внимания (она прикована к собственному внутреннему состоянию и в меньшей степени направлена на внешнюю ситуацию, от чего действия становятся нецеленаправленными и беспомощными).

Ужас і паническое состояние автор характеризует как наиболее интенсивные формы выражения страха. Человек в панике убегает от опасности не потому, что в результате торможения коры головного мозга розгальмовується подкорка, а потому что заражается эмоцией страха от других людей, порой не понимая даже самой опасности.

Тревожность, неуверенность, растерянность, которые автор также выделяет, нельзя считать формами страха, поскольку прямо не относятся к нему.

Неуверенность (сомнение) - это оценка вероятности осуществления того или иного события, когда отсутствует достаточная информация, необходимая для прогнозирования. Неуверенность в своих силах может повлечь и опасения за успех осуществляемой деятельности, но самым опаской и тем более страхом не является.

Растерянность - это интеллектуальное состояние, которому свойственна потеря логической связи между осуществляемыми или планируемыми действиями. Нарушается восприятие ситуации, анализ и оценка, в результате чего усложняется принятия разумных решений. Поэтому растерянность характеризуют нецелесообразны действия или полная бездеятельность. Она может сопровождать панику, но не является переживанием опасности, хотя может быть его следствием.

Испуг. Особой, фило - и онтогенетически первой формой страха является испуг или «неожиданный страх». Испуг, как отмечал И.И. Сеченов, - явление инстинктивное, оно возникает в ответ на сильный звук, который неожиданно появляется. Испуг проявляется в трех формах: оцепенение, панического бегства и беспорядочном мышечном нарушении. Ему присуща кратковременность течения: оцепенение быстро проходит, и может измениться двигательным возбуждением.

Внешнее и внутреннее выражение страха. Внешние проявления сильного страха описал еще Ч. Дарвин, и они весьма характерны: у человека дрожат ноги, руки, нижняя челюсть, срывается голос. Глаза при страха раскрыты шире, чем в спокойном состоянии, нижнее веко напряженная, а верхняя - чуть приподнята. Брови почти прямые и кажутся немного приподнятыми. Внутренние углы брови сведены друг к другу, создавая горизонтальные морщины на лбу. По данным П. Экмана и В. Фрайзена, если из всех этих проявлений доступное лишь положение бровей, то это свидетельствует или о предчувствие страха, беспокойства, или о контролируемый страх. Рот открыт, губы напряжены и немного растянуты. Это предоставляет роту формы, близкой к овальной.

При страха затормаживаются процессы восприятия, оно становится более узким, сфокусированное на каком то одном объекте. Мышление замедляется, становится более ригидным. Ухудшается память, сужается объем внимания, нарушается координация движений. Наблюдается общая скованность. Все это свидетельствует об ослаблении в человека самоконтроля, она с большим трудом владеет собой. Иногда сильный страх сопровождается потерей сознания.

Вегетативные изменения при сильном страхе тоже ярко выражены. Конечно, это учащение сокращений сердца, подъем артериального давления, нарушение ритма дыхания, расширенные зрачки. Поверхность кожи холодная, поэтому пот, который часто выступает на лбу и ладонях, называют «холодным». Однако могут наблюдаться и противоположные сдвиги, например, уменьшение сокращений сердца, резкое побледнение лица. При сильном страхе может наблюдаться рвота, непроизвольное опорожнение мочевого пузыря и кишечника.

Когда страх возрастает до аффекта (ужаса), картина несколько меняется. Ч. Дарвин описывает ее следующим образом: «Сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается, и наступает обморок; лицо покрыто мертвой бледностью; дыхание затруднено, крылья ноздрей широко раздвинутые губы конвульсивно двигаются, как у человека, который задыхается, упавшие щеки дрожат, в горле происходит глотания и вдыхание, на лоб : почти не покрыты веками глаза направлены на объект страха или неудержимо вращаются из стороны в сторону, зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют или делают конвульсивные движения: кулаки попеременно то сжимаются, то разжимаются, нередко эти движения бывают судорожными. Руки бывают или вытянутые вперед, или могут беспорядочно охватывать голову. В других случаях появляется неудержимое стремление броситься прочь, это стремление бывает настолько сильное, что самых храбрых солдат может охватывать внезапная паника» (В. Джемс). Субъективно страх может переживаться как предчувствие положения, как полная незащищенность, ненадежность своего положения, как чувство опасности и несчастья, что надвигается, как угроза (физическая и психологическая) своему существованию.

Формы проявления страха. Страх, как отмечает К.К. Платонов, проявляется в двух основных формах - астенічній и стенічній. Первая проявляется в пассивно-защитных реакциях (например, в оцепенении, ступоре с общей мышечным напряжением, дрожании - «рефлексе мнимой смерти») и в активно-защитных реакциях - в мобилизации своих возможностей для предупреждения опасного результата (побег).

Возрастные особенности проявления страха. В разном возрасте оказываются разные страхи, которые зависят от процессов созревания и развития детей. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель (испуг) наблюдается уже в младенца. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между шестью и девятью месяцами. Ранее этот страх не может возникать по той причине, что ребенок не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Боязнь животных и тьмы обычно появляется у детей после трех лет, достигая пика в четыре года. Дети боятся спать одни при выключенном свете.

В то же время обнаружено, что и у маленьких детей незнакомые объекты, в частности люди, могут вызвать страх. Феномен реакции страха на незнакомца привлек внимание некоторых западных психологов.

А. Джерсілд и Ф. Холмс показали, что в возрасте от одного года до шести постепенно уменьшается страх звуков и незнакомых предметов, а страх перед воображаемыми ситуациями в возрасте пяти-шести лет заметно усиливается. Было обнаружено, что с течением времени страх темноты, страх перед одиночеством, чужими людьми и незнакомыми предметами начали возникать в более раннем возрасте.

По данным П.С. Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые (вымышленные, фантастические) страхи над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т.д.

Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место - страх, вызванный угрозой нападения животных, третье - страх падения с большой высоты и страх дорожно-транспортных происшествий.

Школьники младших и средних классов чаще всего указывают реальные опасности, затем - мнимые. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты, боязнь животных, опасения за здоровье родных и близких. Среди воображаемых страхов выделяются боязнь темноты и недовольство взрослых. Среди страхов, связанных с престижем, называют боязнь получения плохой оценки, выступления перед большой аудиторией и т.д.,

В старшем школьном и студенческом возрасте на первое место выходят опасности, связанные с престижем, затем реальные и только потом - мнимые. Из опасностей, связанных с престижем, больше всего боятся неудачи на экзаменах и контрольных, одиночества, равнодушия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов преобладают тревога за здоровье или потерю родных и близких, страх перед хулиганами, бандитами, страх перед большой высотой, страх войны и т.д. Мнимые опасности связанные с насекомыми, мышами, крысами, медицинскими процедурами.

А.П. Захаров, выделив 29 страхов детей, путем опроса последних обнаружил существенное увеличение их количества в дошкольном возрасте. Кроме того, оказалось, что, кроме трехгодичных, у девушек количество страхов больше, чем у мальчиков.

У взрослых, по данным Захарова, с детских страхов остаются страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин). У женщин значительно более выраженный также страх войны, сделать нечто неправильное или не успеть.

Что касается выражения страха лицо и его отграничение от других негативных эмоций, то у ребенка те же индикаторы могут свидетельствовать как о страхе, так и о страданиях. Выразительные разногласия в мимике этих состояний появляются в старших детей.

Для снятия страха можно использовать психотерапевтический метод, который получил название десенсибилизации, основан на классическом обумовлюванні. Он осуществляется поэтапно с постепенным нарастанием интенсивности воздействия стимула.

Страх у детей чаще всего проявляется при катании на коньках, спуск с горы на лыжах, при освоении езды на велосипеде и т.д. Поэтому разработан ряд приемов, которые помогают преодолеть страх во время выполнения двигательных действий спортивного характера.

По В.Г. Темпераментовою, такими приемами являются:

  • постепенное повышение сложности препятствий, которые нужно преодолеть;
  • расчленение сложных действий на части и выполнение их в облегченных условиях (на полу, на невысокой сопротивлении);
  • разучивание и специальных подготовительных действий, которые формируют уверенность в исполнении и основные действия;
  • обеспечение страховки на первом этапе разучивание действия;
  • наведение примеру других детей, которые легко выполнили данное действие;
  • исключение бестактных замечаний с подчеркиванием боязни ребенка;
  • ободрения ребенка, внушенное ей уверенности в том, что она сумеет выполнить данное действие.

Для преодоления страха используют также психорегулювальні тренировки, навеянный сон, медикаментозные средства.

Однако все эти приемы, помогая адаптироваться к определенной опасной ситуации, не делают человека смелой. Попадая в новую незнакомую ситуацию, человек снова становится дезадаптованою к опасности.

Отчаяние. Отчаяние, по мнению К.Д. Ушинского, - это отсутствие надежда или надежды. Отчаяние - это состояние крайней безнадежности. Конкретные причины, которые могут довести человека до отчаяния, разнообразные, но все они должны создать у нее впечатление о непреодолимость опасностей, которые ей угрожают.

Удовольствие. Чаще всего удовольствия определяют как чувство (переживания) удовольствие, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности удовлетворены, выполнено. Важно подчеркнуть, что удовольствие не является физическим удовольствием, что отражает положительный эмоциональный тон ощущений. Это психическое удовлетворение, которое родственное с положительным эмоциональным тоном впечатлений. Главное в генезе этого удовольствие - достижение цели.

Выше удовольствие называют увлечением. Трогательно-захвачен состояние, которое проявляют конечно сентиментальные люди относительно маленьких детей, называют умилением.

Радость. Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные трудности.

В. Квин определяет радость как активную положительную эмоцию, которая выражается в хорошем настроении и чувстве удовлетворения.

Радость - это сильное удовольствие. Очень сильная радость (удовольствие) иногда приобретает формы поведения, которая имеет название буйства.

Радость может быть следствием творческого успеха, но совсем не обязательно его сопровождает. Она возникает не только по поводу удовлетворения желаний, достижения цели, но и по поводу предсказания удовлетворения желания (предчувствие).

Сильную и кратковременную радость часто принимают за счастье. Отсюда выражения: «счастливый миг», «птица счастья» и др.

В. Квин называет счастьем длительное переживание радости. Правда, она тут же добавляет, что счастье - это нечто большее, чем просто интенсивные удовольствие или радость.

Однако радость может возникнуть и по поводу неудачи соперника, конкурента, до которого человек чувствует враждебность, - это так называемая злорадство (злобная радость).



Назад