Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

20.3. Коммуникативные эмоции


Веселье определяют как беззаботно-радостное настроение, которое выражается в склонности к забав, смеха. Однако не каждая забава вызывает эмоцию веселья. Забавой может быть и серьезная игра (например, в шахматы) и в целом будь-какое интересное занятие. Когда же говорят о веселье, то имеют в виду особый вид забавы, связанный с шутками, самодурством, глупыми выходками, несерьезной поведением. Такое поведение связано с юмором, то есть добродушно-насмешливым отношением к кому или чему.

Веселое настроение выражается, помимо упоминавшегося смеха, в общем волнении, которое предопределяет крики, хлопанье в ладоши, бесцельные движения.

Смущение. Смущение (состояние застенчивости) определяют как ощущение неудобства. У маленьких детей смущение возникает без видимой на то причины, при обращении к ним незнакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся в юбку матери. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, которая пробегает по лицу человека. У взрослых смущение может повлечь как неудача в каком-нибудь деле, так и успех.

Типы смущения. Исследователи смущения выделили различные ее проявления. К. Изард различает два типа смущения - социальную и личностную. Первая связана с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление она производит на людей, насколько она сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, непосредственное переживание смущения. Такое распределение является несколько искусственным: ведь первое не исключает второе.

Тревога может выражаться в смятении, в панической растерянности.

Стыд. Одним из проявлений смущения позор. Стыд - это сильное смущение от сознания осуществления нехорошего поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. Стыд - это унизительное переживания или, как пишет С. Томкинс, внутренняя болезненность, болезнь души.

Феноменология стыда. При стыде вся сознание человека сфокусирована на этом чувстве или положении (ситуации), в которой она оказалась. Ей кажется, что все скрываемое от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение, и она стала беззащитной, беспомощной. Человеку кажется, что она оказалась объектом презрения и насмешек. От этого человек, как писал Ч. Дарвин, теряет присутствие духа, говорит бессмысленные вещи, заикается, делает гримасы, становится неуклюжим.

Внешним выражением стыда может быть опускание головы и век (иногда глаза совсем закрыты, а иногда «бегают из стороны в сторону» или часто моргают).

Типичным выражением стыда Ч. Дарвин считал покраснение лица, однако многие из людей, испытывая стыд, не краснеют. Очевидно, имеет значение индивидуальная вегетативная реакция, преобладание симпатического и парасимпатического реагирования. Кроме того, показано, что у детей и подростков покраснение наблюдается чаще, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что с возрастом человек учится контролировать выражение своих эмоций.

Кроме покраснение лица, переживания стыда сопровождают и другие вегетативные изменения. Люди, которые пережили его, отмечают, что в них учащается пульс, происходят перебои дыхание, специфические ощущения в животе.

Порог эмоции стыда предопределяет то, насколько чувствительна человек в отношении к себе и к мысли о себе со стороны окружающих людей.

СТЫД может иметь следующие причины:

  • осознание допущенной ошибки при встрече с незнакомым человеком: многим приходилось переживать ситуации, когда увидев на улице человека, мы узнаем в ней знакомого и здороваемся с ней, но потом неожиданно понимаем, что ошиблись;
  • критика, презрение, насмешки со стороны других или себя самого;
  • осознание того, что высказанное или сделанное является неуместным, неправильным или неприличным в данной ситуации;
  • чрезмерная или неуместна похвала;
  • обман раскрыт;
  • грязные, безнравственные мысли;
  • переживания за дорогу и любимого человека, которая попала в неудобную для нее ситуацию. Родители, например, могут испытывать стыд за поступок собственного ребенка;
  • неспособность человека действовать в той или иной ситуации, невыполнении обещания и обязательства;
  • негативное представление о некую свою особенность (полнота, длинный нос), что привлекает внимание других; при этом негативное представление об один недостаток легко генералізуються к представление о своей личности в целом.

Вина как отражение совести. Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть.

Совести много страниц посвятили философы, поскольку она является категорией этики. Они характеризуют ее как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку сделанных поступков. Итак, совесть в этике является выражением морального самосознания личности, как внутренний судья.

О.Г. Ковалев рассматривает как совесть эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам.

Причиной для переживания стыда могут стать поступки, которые не вступают в противоречие с моральными, этическими и религиозными нормами. Д. Осьюбел такой вид стыда назвал «неморальным стыдом». «Моральный стыд», за этим автором, возникает, когда другие люди осуждают вину с позиций нравственности. При этом совсем необязательно самому придерживаться такого же мнения о своем поступке. Осьюбел считает, что в основе стыда лежит осуждение, что идет извне, причем он может быть как реальным, так и воображаемым.

В противовес стыда, вина не зависит от реального или предполагаемого отношение окружающих к вины. Переживания вины вызвано самоосудом, его сопровождает раскаяние и снижение самооценки.

Д. Осьюбел выдвинул три предпосылки развития эмоции вины:

  • принятие общих моральных ценностей;
  • их интернализация;
  • способность к самокритике, развита настолько, чтобы воспринимать противоречия между інтерналізованими ценностями и реальным поведением.

Презрение. Презрение является специфическим проявлением враждебности, когда один человек испытывает не просто сразу к другой, но выражает ее в действиях, полных сарказма (злой иронии) или ненависти.

На взгляд Є.П. Ильина, презрение - это социальная отвращение к человеку, который совершил недостойный поступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает при окончании ситуации, которая ее спровоцировала, а переходит в устойчивое негативное отношение к данному человеку, то есть в чувство.

Поскольку презрение является сложным по гамме переживанием, то мимика человека не сводится ни к экспрессии отвращения, ни к экспрессии гнева. Это комплексное пантомимическое выражение. Выражая презрение, человек выпрямляется, немного отбрасывает голову назад и смотрит на объект презрения вроде бы сверху вниз. Брови и верхняя губа немного подняты или уголки губ сжатые. Презрение может выражаться также «презрительной» улыбкой. Эмоцию презрения, по сравнению с гневом и отвращением, характеризует низкий уровень физиологического возбуждения. Это «холодная» эмоция, которую сопровождают крайне незначительные изменения вегетатики. Процесс общения с человеком, которого презирают, приобретает черты надменности, а не просто снисхождения.



Назад