Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

20.4. Интеллектуальные эмоции, или аффективно-когнитивные комплексы


Под интеллектуальными эмоциями (чувствами) понимают специфические переживания, которые возникают у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине XIX в. в школе И. Гербарта. Однако представители школы рассматривали эти чувства или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. Собственно, интеллектуальное чувства в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений.

Спецификой эмоций, которые принадлежат к интеллектуальных, является отсутствие в них валентного (счетчик) окраски (приятно - неприятно). В связи с этим есть противники зачисления таких интеллектуальных эмоций, как удивление, интерес, сомнение в эмоций в целом.

Удивление. О недоумение как возбудитель познания, писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к все более сложного. При этом эмоция удивления развивается в процессе познания.

Глубокий анализ эмоции удивления сделал К.Д. Ушинский. Он думал, что в недоумении до чувство неожиданности присоединяется осознание трудностей примирить новое для нас явление с теми, которые уже есть у человека. Пока мы не обратим внимания на эти трудности, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, что нас поражает, а в его отношении наших убеждений и ряда наших мыслей, которые предопределяют наши ожидания.

Мимическим выражением удивления высоко поднятые брови, через что во главе появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Открытый рот приобретает овальной формы.

Удивление - это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Именно необычность стимула (от того он и становится неожиданным, что не соответствует нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, пожалуй, главной причиной появления удивления.

СТАДИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УДИВЛЕНИЯ, по мнению И.А. Васильева, связывают удивление с формированием проблемы. Ученый выделяет следующие три стадии возникновения и развития этой эмоции:

  • удивление - возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некое явление не согласуется с этим опытом.
  • «нормальный» неожиданность - следствие обострения противоречия, осознание несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.
  • возмущение - возникает тогда, когда человек была абсолютно уверена в правильности предварительных результатов умственного процесса и прогнозировала результаты, противоположные тем, которые возникли. Удивление часто оказывается как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.

К. Изард утверждает, что основная функция удивления заключается в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новой, внезапным событием и ее последствиями. Удивление освобождает ведущие нервные пути, готовит их к новой активности, отличной от предыдущей.

Интерес. Л.С. Выготский отмечает, что в суб'єктивістській психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью, где их рассматривали как чисто интеллектуальное явление, то их выводили из природы человеческой свободы, то вкладывали в сферу эмоциональных переживаний и определяли как радость от функционирования, которая происходит без осложнений.

Значительное внимание уделяет интереса К. Изард. Он предполагает наличие некоей внутренней эмоции интереса, которая обеспечивает селективную мотивацию процессов внимания и восприятия которой стимулирует и упорядочивает познавательную активность человека. Изард рассматривает интерес как положительную эмоцию, что переживает человек чаще всех других эмоций. В то же время он говорит о интерес как о мотивации.

Любопытство, за О.Г. Ковалевым, рассматривают как проявление ситуативного интереса.

М.Д. Левітов говорит и о серьезной любопытство, которая свидетельствует о любознательность человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности.

Однако Є.П. Ильин считает, что интерес - это прежде всего мотивационное образования, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатление - удовольствием от процесса), есть и другой - потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес - это аффективно-когнитивный комплекс.

Чувство юмора. По мнению С.Л. Рубинштейна, суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.

Эмоция догадки. Догадка - это предварительная ответ на поставленный вопрос. В процессе нахождения догадки, как пишет И.А. Васильев, у человека возникает соответствующее переживание - эмоция догадки. Она представляет собой оценку определенного нового, еще неосознанного результата решения задачи. Эмоция догадки специфическим образом окрашивает и выделяет новое ценное для человека знания, сигнализирует человеку о его появлении в процессе мыслительной деятельности, способствуя его осознанию, то есть перехода в форму догадки первоначального предположения, По мнению этого автора, эмоцию догадки переживают очень ярко, даже в форме аффекта.

Чувство уверенности-неуверенности (сомнения). М.Д. Левітов причислял уверенность (неуверенность) до психических состояний, в которых выделял три компоненты: познавательный, эмоциональный і волевой.

Уверенность или неуверенность человека - это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры. «Он может и не вызвать у меня никаких эмоциональных переживаний, если прогнозируется событие, к которому я равнодушен». «Я могу совершенно бесстрастно прогнозировать удачу или неудачу любой футбольной команды». Но и в случае значимой ситуации вероятностный прогноз не обязательно сопровождает эмоция. Уверенность в исполнении хорошо освоенной и привычной действия дает основание для спокойствия, или для безбоязненного поведения, т.е. отсутствия эмоционального реагирования, а неуверенность вызывает беспокойство, тревогу, то есть вызывает эмоциональное реагирование. Итак, я «чувствую» («воспринимаю») в результате прогноза эмоциональное состояние, которое возникает, а не сам прогноз, то есть уверенность или неуверенность в успехе.



Назад