Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

20.5. Характеристика эмоциональных состояний, которые возникают в процессе деятельности


Стресс (состояние эмоциональной напряженности). Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность (Наенко, Овчинников), которую характеризует повышенный уровень активации (нарушения).

В.Л. Марищук предложил разграничить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первую, на его взгляд, характеризует активизация различных функций организма в связи с активными волевыми актами, другая предопределяет временное снижение устойчивости психических процессов и трудоспособности. Такое разделение представляется не слишком логичным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор называет волевую напряжение. Большинство авторов не разграничивает понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность».

В наше время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение» употреблять термин «стресс».

В завершенном виде учения о стрессе, как об общий адаптационный синдром при действия определенных агентов, сформулировал Г. Селье, хотя и до него похожие явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты. Чем более модным становилось понятие «стресс», тем более Селье отходил от первоначального понимания этого феномена.

Г. Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Он не устоял перед искушением создать «всеобъемлющее и единственно верного» учения. Сначала он уделил внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие негативных факторов, представляющих угрозу для организма.

Стресс выражается общим адаптационным синдромом, который оказывается независимо от качества патогенного фактора (термический, химический, физический) и имеет определенные стадии:

  • реакция ТРЕВОГИ, во время которой сопротивление организма сначала снижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза протишоку»);
  • стадия УСТОЙЧИВОСТИ (резистентности), когда за счет напряжения систем, функционирующих, достигается приспособление организма к новым условиям;
  • стадия ИСТОЩЕНИЕ, в которой проявляется неспособность защитных механизмов и нарастает нарушения согласованности жизненных функций.

Это обусловило смешивания психофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Г. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с влиянием реального физического раздражителя, и психическое (эмоциональное) стресс, связанный с оценкой человеком будущей ситуации как угрожающей, тяжелой. Однако такое разделение тоже достаточно условно, поскольку в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом не может не быть физиологических изменений.

На финальной стадии разработки своего учения Г. Селье стал говорить о двух видах стресса - дистресс, связан с негативными эмоциональными реакциями, и еустрес, связан с положительными эмоциональными реакциями. Это обусловило то, что в сферу этих понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. В частности, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек переживает некоторый стресс и что полная свобода от стресса означает смерть.

Возникает вопрос: какие нарушения можно считать стрессовыми, а какие нет?

В.Л. Марищук считает, что стрессом можно назвать только такой состояние, которому присущ значительный выброс стероидных гормонов (не меньше величины вероятного отклонения от исходных показателей).

Скука (состояние монотонии). Скука и связанный с ней состояние монотонии по своим характеристикам является противоположным состояния эмоционального напряжения. Она часто случается на производстве и в учебной деятельности и т.п.

Все авторы, которые занимаются проблемой монотонии, сходятся на том, что это состояние является следствием однообразной деятельности (монотонности). Вопрос только в том, какую деятельность следует считать однообразной.

Объективная однообразие (монотонность) связана с бедностью сенсорного воздействия на человека, с малой загруженностью ее интеллектуальной сферы (чрезмерным дроблением рабочих операций, простотой автоматизированных действий в сочетании с их многократным повторением в том же темпе, малой и средней интенсивностью нагрузки). Это касается как интеллектуальной, так и сенсорной и двигательной деятельности.

Субъективная (мнимая) монотонность может сопровождать объективную монотонность, будучи ее отражением в сознании человека. Но субъективная монотонность деятельности и ситуации может быть и безоб'єктивною монотонностью.

М.Д. Левітов разграничивает переживания монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при образной, но неинтересной работе.

На стойкость к воздействию монотонности влияют как індивидні, так и личностные особенности человека.

М.П. Фетіскін обнаружил типологический комплекс проявления свойств нервной системы в монотонностійких субъектов: слабая нервная система, инертность нарушения, преимущество торможения по «внешним» балансом и преимущество нарушения по «внутренним» балансом. У лиц с этим типологічним комплексом состояние монотонии возникает гораздо позже, чем у лиц с противоположным типологічним комплексом, то есть с сильной нервной системой, с подвижностью нарушения, с преобладанием нарушения по «внешним» балансом и преимуществом торможения по «внутренним» балансом.

На монотонность влияют физическая тренированность, мотивация и возраст.

Наибольшую чувствительность к однообразию учебно-музыкальной деятельности обнаруживали у учащихся подросткового возраста (6-7-го класса общеобразовательной школы).

Меры борьбы с монотонією. Долгое время, пока монотонія позв'язувалася только с работой на конвейере, считалось, что главным средством борьбы с ней является сплошная автоматизация труда. Но борьба с монотонностью деятельности должна предусматривать различные способы, учитывая физиологические, психологические и социальные факторы.

Действенными средствами уменьшение фактора монотонности являются:

  • осложнения рабочих операций, действий, которые выполняются, объединение их в комплексы (З.М. Золина);
  • увеличение темпа работы или подачи информации (сигналов);
  • расчленение общего задания на отдельные части для того, чтобы появились промежуточные (поэтапные) цели;
  • организация пауз в работе с заполнением их физическими упражнениями, прослушиванием музыки и других мероприятий, которые соответствуют «активный отдых», за И.М Сеченовым;
  • усиление мотивации через объяснение значимости деятельности;
  • смена деятельности, рабочих мест.

Отвращение (состояние психического glut). Монотонная обстановка также влечет за собой появление психического состояния glut, связанного с возникновением отвращения к выполняемой работы. В общем, сразу чаще всего связывают с эмоциональным тоном ощущений, то есть с биологическим эмоциональным реагированием. Однако К. Изард справедливо отмечает, что по мере взросления и социализации человек учится чувствовать сразу в самых разнообразных объектов окружающего мира, в том числе и к самой себе. В связи с этим Изард говорит о психологической сразу.

Итак, во время развития состояний монотонии и психического пресыщения наблюдают как одинаковые, так и различные изменения ряда показателей. Сходство состоит в усилении парасимпатических влияний как реакции на однообразие деятельности. Несовпадение оказывается как переживание, связанное со снижением эмоционального возбуждения при монотонии и ростом ее при пресыщении, что нашло отражение в нейродинамических показателях «внешнего» и «внутреннего» баланса, а также времени простой и сложной сенсомоторной реакции.

Состояние психического пресыщения чаще всего появлялся как следствие состояния монотонии, если работа не прекращалась.

Феномен «эмоционального выгорания». В конце XX в. большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и т.д.).

Термин «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот срок определяли как состояние изнеможения, истощение с ощущением собственного бессилия. Затем феномен «эмоционального выгорания» было детализировано, в результате чего было выделено его синдром. Б. Пельман и Е. Хартман, обобщив много определений «выгорания», выделяли три главных компонента: эмоциональное и физическое истощение, деперсонализация и пониженная рабочая производительность. В контексте этой книги главный интерес, естественно, составляет первый компонент «выгорания».

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением безразличного и даже негативного отношения к людям, которых обслуживают по роду деятельности. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Негативные установки, которые возникают, могут сначала иметь скрытый характер и проявляться в внутрішньостримуваному раздражении, что впоследствии прорывается наружу и приводит к конфликтам. Такие состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, которые выполняют длительное время (до полугода) совместную деятельность.

В трех основных факторов, которые играют существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой і организационный.

Среди личностных особенностей, которые способствуют «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, ідеалізованість, фанатичность (X. Фрейденберг).

К организационного фактора, который способствует развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, что имеет складновимірюваний смысл, который требует исключительной производительности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержания работы и т.д.



Назад