Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

21.3. Управление эмоциями


Эмоции не всегда желательны, потому что при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдавая, например, ее чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению любой деятельности, общению.

О необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей писал В.М. Бехтерев, считая, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальном.

С развитием ребенка ее радует будь-какая блестящая безделушка, простые погремушки, ее радует бабочка или вид какой-нибудь новой животные и даже в целом некое новое впечатление, которое не содержит ничего неблагоприятного для нее.

Наконец, источником бодрящей веселой эмоции доступны ребенку занятия, которые могут его заинтересовать, особенно же забавы и игры.

Особое внимание В.М. Бехтерев уделяет устранению негативных (гнетущих) эмоций. Основными принципами в достижении этой цели, на его взгляд, является поддержка физического благополучия организма, удовлетворение различных стремлений ребенка, устранение соблазнов, которые нельзя удовлетворить. «Если ребенок расплакалась под влиянием некоего внешнего повода, прежде всего надо ее успокоить и утешить. Ребенок легко может утешиться даже простым обещанием, которую в любом случае следует впоследствии выполнить. Наконец, важной мерой, которая способствует устранению и облегчению гнетущих эмоций, является отвлечение внимания новым впечатлением, каким-нибудь забавным рассказом, способным заинтересовать ребенка, и она быстро забывает свое горе и перестает плакать. Если продолжительный плач поддерживается капризом, как бывает с раздражительными, нервными детьми, если ни уговоры, ни отвлечения внимания не помогают, полезно оставить на время ребенка саму, потому что в этом случае, не видя людей, она перестает капризничать и вскоре успокаивается».

В соответствии с этим, Г. Нельсой-Джоунс разделяет эмоции на уместные и неуместные: «Неуместными эмоциями есть такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Например, уместно в чужом и сложном мире быть испуганным, осторожным, внимательным, чтобы можно было начать любые шаги, необходимые для реальной защиты. Однако чрезвычайная тревога и озабоченность являются неуместными эмоциями, потому что они основаны на иррациональном мышлении или на сумасшедших убеждениях и могут препятствовать достижению целей. Точно так же враждебность может быть и вредной и полезной. Положительное значение враждебности заключается в том, что дискомфорт или раздражение, которые индивид чувствует, побуждает его к совершению действия, направленной на преодоление или минимизацию раздражение. Отрицательное значение враждебности заключается в том, что обвинения других людей и мира в целом может блокировать эффективные действия, делать такого человека еще более несчастным и вызвать враждебность со стороны других людей в дальнейшем».

Контроль выражения своих эмоций. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не переживает. Она может скрывать свои переживания, загонять их вглубь. Сдерживание демонстрации своего переживания помогает легче переносить боль или другие неприятные ощущения.

Контроль своей экспрессии проявляется в трех формах:

  • «ПОДАВЛЕНИИ», то есть сокрытии выражение пережитых эмоциональных состояний;
  • «МАСКИРОВКЕ», то есть замене выражение пережитого эмоционального состояния выражением иной эмоции, не пережитой в этот момент;
  • «СИМУЛЯЦИИ», то есть выражении не пережитых эмоций.

В контроле эмоциональной экспрессии проявляются индивидуальные различия в зависимости от качества пережитых эмоций. В индивидов со стойкой склонностью к переживание негативных эмоций обнаружено, что, во-первых, у них есть высшая степень контроля экспрессии как позитивных, так и негативных эмоций; во-вторых, негативные эмоции чаще переживаются, чем выражаются (т.е. контроль их выражения осуществляется в форме «подавления»); в-третьих, положительные эмоции наоборот, чаще выражаются, чем переживаются (т.е. контроль их выражения осуществляется в форме «симуляции»: субъекты выражают непережиті эмоции радости). Это связано с тем, что экспрессия положительных эмоций способствует осуществлению общения и продуктивности деятельности. Именно поэтому люди, склонные к переживание негативных эмоций, за счет высшей степени контроля эмоциональной экспрессии значительно реже выражают негативные эмоции, «маскируют» свои переживания экспрессией положительных эмоций.

У лиц с преобладанием положительных эмоций не обнаружено различий между частотой переживания и частотой выражения различных эмоций, что свидетельствует об их более слабый контроль своих эмоций.

Возрастные особенности контроля экспрессии. По данным ряда авторов, с возрастом усиливается подавление негативных эмоций. Если для ребенка плач, когда она хочет есть, является естественным, то для шестилетнего ребенка недопустимо плакать по поводу того, что она должна подождать до обеда. Дети, которые не приобрели подобного опыта в семье, могут не прижиться вне дома. Дошкольники, которые слишком часто плачут, конечно, не пользуются уважением среди сверстников. Дети, которые чувствовали частые приступы гнева, переживают множество неудобств от своей гневливости. Таким людям бывает трудно сохранить свою работу, а их браки часто распадаются.

В определенном возрасте стихийное проявление радости, который является естественным для малышей (подскакивания, хлопанье в ладоши), начинает смущать детей, поскольку такие проявления считаются детскими. Однако бурное выражение своих эмоций даже взрослыми во время соревнований не вызывают осуждения. Возможностью такого свободного проявления своих эмоций есть спорт, который привлекает многих людей.

Выражения своих эмоций в разных культурах имеет некоторые особенности. В западной культуре не принято, например, выявлять не только позитивные, но и негативные эмоции, например, что ты чего боишься. Отсюда воспитания детей, особенно мальчиков, осуществляется в этом духе. В то же время, как пишут Ф. Тікальскяні, С. Уоллес, в индийском племени навахо детские страхи считают вполне нормальной и здоровой реакцией. Люди этого племени думают, что бесстрашной ребенком руководит невежество и глупость.

Большинство родителей хочет, чтобы дети научились эмоциональной регуляции, т.е. умению преодолевать свои эмоции социально приемлемыми способами.

Вызов желаемых эмоций. Много видов человеческой деятельности, особенно творческого характера, требуют вдохновения, подъема. Прежде всего это деятельность артистов. Некоторые из них настолько привыкают к роли и эмоционально возбуждаются, причиняющих физическую вред своим партнерам. Один из актеров в драме «Отелло» едва не задушил актрису, которая играла Дездемону. Большую роль играет вызвана эмоция и в композиторов. По данным Є.П. Ильина и других, лучшая интеллектуальная мобилизованность была у студентов, которые волновались перед экзаменом. Известны также многочисленные случаи, когда спортсмены «заводят» себя перед стартом или во время соревнований, специально вызывая в себе злость, что способствует мобилизации возможностей.

Актуализация эмоциональной памяти и воображения как способ вызова определенного эмоционального состояния. Этот прием используют как составную часть саморегуляции. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, представляет емоціогенні (значимые) для нее ситуации. Использование этого приема требует определенной тренировки (повторных попыток), в результате чего эффект будет расти.

В последнее время заявил о себе новый направление управление эмоциональными состояниями - ГЕЛОТОЛОГИЯ (от греч. - смех). Установлено, что смех имеет положительное влияние на психические и физиологические процессы. Он подавляет боль, потому что во время смеха высвобождаются гормоны катехоламины и эндорфины. Первые препятствуют воспалению, вторые действуют как морфин. Доказано благотворное влияние смеха на состав крови. Положительное влияние смеха сохраняется в течение суток.

Смех уменьшает стресс и его последствия, снижает концентрацию стрессовых гормонов - норепінефрину, кортизола и допамина. Косвенно повышает сексуальность: женщины, которые смеются часто и в полный голос, более привлекательны для мужчин.

Кроме того, экспрессивные средства выражения эмоций способствуют разрядке нервно-эмоционального напряжения. Бурные переживания могут быть опасными для здоровья, если не розряджатимуться с помощью мышечных движений, криков, плача. Во время плача вместе со слезами из организма выводится вещество, которое образуется при сильном нервном напряжении. Пятнадцати минут плачу хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение.

Вызов различных эмоциональных состояний возможен не только путем припоминания тех или иных емоціогенних ситуаций, но и с помощью музыки. Еще в Древнем Вавилоне жрецы-музыканты знали о облегчающий влияние для скорби плачевные песни и выполняли их при траурных церемониях. Эмоциональное переживание как основное условие восприятия музыки также отмечалась философами и врачами древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ).

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) выявило их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности проявляют «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы возбуждают и вызывают негативные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. В нашей стране и за рубежом было проведено большое количество исследований по влиянию музыки на физиологические функции организма. Был сделан вывод, что сердечно-сосудистая система особенно реагирует на музыку тогда, когда она является приятной, создает приятное настроение: пульс замедляется, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление. Если музыка раздражительного характера, сердцебиение учащается и становится слабее.

И сама мелодия, в зависимости от того, как она будет выполнена: в мажорном или минорном строе, быстром или медленном темпе - передавать различные эмоции.

Ю.А. Цагареллі изучал, которая музыка - классическая и джазовая - более эффективно снимает післяекзаменаційне психоэмоциональное напряжение. Оказалось, что первая имеет очевидное преимущество. После нее зафиксировано снижение психоэмоционального напряжения в 91% студентов. При этом в 71% студентов уровень напряжения снизился до фонового и ниже.

Под влиянием джазовой музыки снижения эмоционального напряжения было зафиксировано только в 52% студентов. При этом снижение, ниже фонового, было лишь в 19% студентов, а в 48% было даже повышение эмоционального напряжения.

Ю.А. Цагареллі обнаружил также, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакома.

По данным Л.Я. Дорфмана, влияние музыки на эмоциональное возбуждение человека зависит от силы-слабости нервной системы. В «сильных» активация по сравнению растет на фоне любой музыки (медленной и быстрой минорной, медленной и быстрой мажорной), а в «слабых» - при быстрой музыке любого строя.

Как отметила Л.Р. Фахрутдінова, возникновения эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или необычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье), или печаль, грусть, необычная музыка - апатия, усталость, вялость.

Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, на его здоровье, все больше развивается такое направление, как МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

Снижение нейротизма и тревожности больше наблюдают во время прослушивания печальной музыки. При этом большего эффекта достигают, если ситуативная тревожность, а не личностная. В то же время использование веселой музыки для снятия тревожности, по данным Дж. Альтшулера и некоторых других авторов, может иметь обратный эффект, то есть повышать тревогу и раздражительность.

Также существует попытка лечить музыкой депрессию. При патологической депрессии больные не воспринимают веселую музыку, она еще больше усугубляет депрессию, актуализируя переживания больного и препятствуя таким образом восприятию веселого. Больные, которые находятся в глубокой депрессии, чувствуют облегчение, когда слушают печальную, скорбную музыку. На больных, которые находятся в легкой депрессии, особенно при циклотимии или циркулярном психозе, благотворно влияют элегии, ноктюрны, колыбельные песни. Больным с депрессией целесообразнее сначала давать прослушивать минорную музыку, которая способствует установлению с ними «музыкального контакта». Лишь после нескольких таких сеансов наблюдается адекватная реакция этих больных и на мажорную музыку.

Устранение нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния: а) с помощью другой эмоции; б) когнитивная регуляция; в) моторная регуляция.

Первый способ регуляции требует сознательных усилий, направленных на активацию иной эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательного эмоции или установления контроля над ней. Это переключение сознания на события и деятельность, которые вызывают у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки эмоционального напряжения, которое возникло.

Частичные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном заключаются в три глобальных способы, которые определил Изард.

В то же время, разработано много различных способов саморегуляции: релаксаційне тренировки, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и т.д.

Психическая регуляция связана или с влиянием извне (другого человека, музыки, цветов, природного ландшафта), или с саморегуляцией.

В том и в другом случае распространенным является способ, который разработал в 1932 г. немецкий психиатр И. Шультц, названный «аутогенним тренировкой». В то же время, появилось много его модификаций.

Рядом с аутогенним тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление).

А.В. Алексеев создал новую методику, названную «психорегулюючим тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не применяют внушения «ощущение веса» в разных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Есть. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулюючого тренировки является факт, что мышечная система за счет пропріорецептивної импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60%). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить этот тонизирующее воздействие (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и соответствующей реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизирование увеличить.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразные.

Отключение (отвлечение) заключается в умении думать о чем угодно, кроме емоціогенних обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на посторонних объектах и ситуациях.

Переключение связано с направленностью сознания на некую интересную дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловой аспект предстоящей деятельности.

Снижение значимости будущей деятельности или полученного результата осуществляется путем предоставления события меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации вроде «не очень и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к этому, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому».

В когнитивной психологии разработана концепция функциональной роли контрфактичного мышления. Контрфактами называют представление о альтернативный реальности результате происшествия. Это мышление по типу «если..., то...». Например, после не очень успешной сдачи экзамена студент думает: «Если бы я не сидел столько за компьютером, то вполне мог бы сдать экзамен на четверку» или: «Если бы я вчера не перелистал учебник, то я не получил бы на экзамене даже тройку». В первом случае студент конструирует альтернативный сценарий событий, который мог бы повлечь нечто лучшее по сравнению с реальным развитием событий. Такого рода контрфакты называют направленными вверх. Во втором случае, наоборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно лучше, поскольку могло бы быть и хуже. Это контрфакт, направленный вниз. Собственно его и нужно использовать, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние.

Снять в себя эмоциональное напряжение помогают такие способы:

  • получения дополнительной информации, которая снимает неопределенность ситуаций;
  • разработка запасной стратегии отступления от достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, пойду в другой);
  • откладывание на время достижения целей, и в случае осознания невозможности сделать это за имеющихся знаний, средств;
  • физическое разрядка;
  • слушания музыки;
  • написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причин, обусловивших эмоциональное напряжение.

Чтобы отличить неудачу от катастрофы, беспорядок от бедствия рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую записать по мере убывания значимости все негативные последствия события. В правую - то, что можно противопоставить тому, что произошло, если возможно, то и позитивные последствия, в том числе полученные уроки.

Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегии, названной механизмами защиты. С. Фрейд выделил несколько таких защит.

Побег - это физическое или мнимая бегство от слишком тяжелой ситуации. У маленьких детей это самый распространенный защитный механизм,

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки сильных в ее глазах людей. Становясь похожей на них, она меньше чувствует свою беспомощность, что обусловливает снижение тревоги.

Проекция - это приписывание собственных асоциальных мыслей и поступков кому другому.

Сдвиг - подмена реального источника гнева или страха кем или чем. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (виміщення зла, досады на объекте, что не имеет отношения к ситуации).

Возражения - это отказ признать, что некая ситуация или некие события имеют место. Мать, например, отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок в случае смерти любимой собаки делает вид, будто она все еще живет и спит с ней ночью. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт истиранию в памяти ужасной или неприятного события, которое вызывает тревогу, негативные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранних, примитивных форм реагирования на емоціогенну ситуацию.

Реактивные образования - поведение, противоположная имеющихся мыслей и желаний, которые вызывают тревогу, с целью их маскировки. Она присуща более зрелым детям, а также взрослым. Например, стремясь скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбие, а подростки - и агрессивность.

Настойчивые попытки влиять на очень взволнованную человека для ее успокоения за помощью убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными через то, что из всей информации, что сообщается, она выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует ее эмоциональному состоянию. Более того, эмоционально возбужден человек может обидеться, считая, что ее не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать.

Использование дыхательных упражнений является самым доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяют разные способы.

Г. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

  • без пауз; обычное дыхание - вдох, выдох;
  • пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;
  • пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;
  • пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;
  • напіввдих, пауза, напіввдих и выдох;
  • вдох, напіввидих, пауза, напіввидих;
  • напіввдих, пауза, напіввдих, напіввидих, пауза, напіввидих.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание: через нос и рот по такой схеме:

  • вдох носом - выдох носом;
  • вдох носом - выдох ртом;
  • вдох ртом - выдох ртом;
  • вдох ртом - выдох носом.

Эти способы Г. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового нарушения.

Г.Д. Торбанов рекомендует использовать три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмичного дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Сначала при чуть опущенных и расслабленных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все больше и больше выпирает. Потом вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит из полного дыхания, осуществляемого в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на четыре, шесть или восемь шагов. Затем надо задержать дыхание, что равняется половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять по той же количества шагов (четыре, шесть, восемь). После выдоха снова делается задержка дыхания той же продолжительности (два, три, четыре шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, немного короче. Количество повторений определяют за самочувствием.

Третье упражнение отличается от второй только условиями выдохе: его делают толчками через плотно сжатые губы.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Осуществляя задержку дыхания при напряжении мышц, а затем спокойный выдох, который сопровождается расслаблением мышц, можно снять излишнее волнение.

 

Литература

1.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

2.  Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

3.  Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

4.  Додонов Б.И. В мире эмоций. - К.: Политиздат, 1987.

5.  Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / / Вопросы психологии. - 1975. - №6.

6.  Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

7.  Зарудная А.А. Эмоции и чувства / / Психология: Учебник. - Минск, 1970.

8.  Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.

9.  Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

10.  Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.

11.  Кахиани С.Н., Кахиани З.Н., Асатиани Д.З. Экспрессивность лица человека. - Тбилиси, 1978.

12.  Кахиани С.Н., Кахиани З.Н., Кахиани Д.З. Экспрессивность эмоций человека. - Тбилиси, 1985.

13.  Куницына В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками / / Экспериментальная и прикладная психология. - Л., 1973. - Вып. 5. - С. 106-115.

14.  Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-н/Д, 1999.

15.  Линдслей Д.Б. Эмоции / / Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса. - М., 1960. - С. 629-684.

16.  Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983.

17.  Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1979.

18.  Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. - М.: Наука, 1979.

19.  Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М., 1971.



Назад