Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

Глава 22. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЧУВСТВ


ЧУВСТВО - это переживание человеком жизненного смысла, предметов и явлений, обусловленных отношением их свойств к потребностям человека.

Симпатия и антипатия. Симпатия (от греч. - поезд, внутренняя привязанность) - это устойчивое положительное (положительное, хорошее) отношение к кому - или чему-нибудь (других людей, их групп, социальных явлений), оказывается в приветливости, доброжелательности, восхищении, что побуждает к общению, предоставление внимания, помощи (альтруизма).

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоусвідомленими. К первой относится общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко второму - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т.д., то есть аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «поезд». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения.

АТТРАКЦИЯ - это наличие чувства, отношение к другому человеку, и ее оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а проявляются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

Понять механизмы формирования симпатии к определенной мере помогает выявление факторов, которые способствуют аттракции. За Л.Я. Гозманом, ими являются:

  • свойства субъекта атракции;
  • сопоставление свойств объекта и субъекта атракции;
  • особенности взаимодействия;
  • особенности ситуации общения;
  • культурный и социальный контекст;
  • время (динамика развития отношений во времени).

Следовательно, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и субъекта, что симпатизирует (его склонностей, преимуществ), и его определяют конкретные социальные условия.

Эмоциональное отношение к человеку влияет на оценку его личности в целом, так и его профессиональных качеств.

Благосклонность. Привязанность - это чувство близости, которое базируется на симпатии к кому-либо. Приверженность оказывается уже в ребенка до того человека, который удовлетворяет его потребности. Однако есть основание думать, что она предопределяет не только условно-рефлекторное установление взаимоотношений с другими, но и врожденная потребность в этих взаимоотношениях. Отсюда в западной литературе выделяют два подхода к объяснению природы привязанности. Сторонники концепции «первичной мотивации» считают, что у ребенка существует врожденная потребность находиться в непосредственной близости, контакте с другим существом. В этой концепции говорится о «прилипания». Сторонники концепции «вторичной мотивации» объясняют возникновение приверженности тем, что близкие взрослые удовлетворяют физиологические потребности ребенка.

Чем более благополучные отношения между ребенком и матерью, тем сильнее контакт ребенка с другими объектами привязанности. М. Эйнсворт объясняет это следующим образом: чем менее надежным есть связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к других социальных контактов.

Ребенок, у которого есть полноценное чувство привязанности к определенной человека, реагирует на разлуку с ней рядом бурных проявлений. Дж. Боулби у малышей в возрасте одного года, обнаружил три стадии: протест, отчаяние, отстранение. На стадии протеста дети отказываются признать свое отделение от объекта привязанности. Они употребляют энергичных попыток снова найти мать. На стадии отчаяния они плачут, кричат, отказываются контактировать с кем-нибудь, кто пытается их успокоить. На третьей стадии (отстранения), которое наступает через несколько часов, а иногда и дней, дети приходят в себя, становятся очень мягкими. В их плачу чувствуется тупик, монотонность. Лишь потом постепенно дети начинают откликаться на проявление внимания со стороны тех, кто их окружает.

М. Эйнсворт выделяет два типа привязанности: надежную и ненадежную. Для первого типа присуща исследовательская активность в незнакомой обстановке, при которой мать используется как «база», отсутствие негативной реакции на приближение незнакомого человека, радостное приветствие матери при ее приближении. Второй тип характеризует пассивное поведение ребенка в незнакомой обстановке, даже в присутствии матери, негативной реакцией на приближение незнакомого человека, беспомощность и дезорієнтованість в отсутствии матери и пассивность при ее приближении.

Некоторые психологи считают приверженность важнейшим фактором развития ребенка. Они думают, что развод с объектом привязанности даже на короткий срок может повлечь тяжелые последствия, и чем более длительная разлука, тем выше вероятность появления аномалий в психическом развитии ребенка.

Дружба. Приверженность к определенной человека более всего проявляется в феномене дружбы.

Следует подчеркнуть, что как один из видов аттракции дружба имеет свою специфику. Если симпатия и любовь могут быть односторонними, то дружба такой быть не может. Она допускает межличностную аттракцию, то есть проявление дружеских чувств с обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и диалога личностей, что приобретает характер личных (интимно-доверительных) взаимоотношений. Кроме того, дружба по сравнению с симпатией, поездом, любовью имеет более осознанный, прагматический характер.

М. Аргайл отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека занимает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает брака или семейной жизни. Правда, в разных возрастных группах это соотношение может меняться. Дружба важнейшая для молодежи, с подросткового возраста до вступления в брак. Дружба снова становится высоко значимой в пожилом возрасте, когда люди выходят на пенсию и теряют близких людей. В промежутке между этим возрастом дружба по значимости уступает работе и семье.

М. Аргайл выделил три причины дружбы, за которыми устанавливаются дружеские отношения:

  • недостаток материальной помощи и информации, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или товарищи по службе;
  • недостаток социальной поддержки в виде совета, сочувствие, доверительного общения (для некоторых замужних женщин друзья относительно этого важнее, чем мужчины);
  • совместные занятия, совместные игры, общность интересов.

Как отмечает Г. Аргайл, женщины имеют более тесные дружеские отношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Мужчины более склонны к совместной деятельности и совместных игр с друзьями.

Часто дружат совсем не похожи по психическим складом люди.

М. Аргайл и М. Хендерсон путем опроса установили общие правила поведения, которые считаются важнейшими для продолжение дружеских отношений, несоблюдение которых приводит к их разрыву. С 27 правил дружбы они выделили 13 важнейших и разделили их на четыре группы.

ОБМЕН:

  • делиться новостями о своих успехах;
  • проявлять эмоциональную поддержку;
  • добровольно помогать в случае необходимости;
  • стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
  • возвращать долги и услуги.

ИНТИМНОСТЬ:

  • уверенность в другом и доверие к нему.

ОТНОШЕНИЕ К ТРЕТЬИХ ЛИЦ:

  • защищать друга за его отсутствия;
  • быть терпимым к другим его друзей;
  • не критиковать друга публично;
  • хранить доверенные тайны;
  • не ревновать и не критиковать другие личные взаимоотношения другого.

КООРДИНАЦИЯ:

  • не быть назойливым, не поучать;
  • уважать внутренний мир и автономию друга.

Детская дружба. Канадские психологи Бы. Байджелоу и Д. Ла Гайпа, изучая детей от 6 до 14 лет, обнаружили, что дружба с точки зрения нормативных ожиданий проходит три стадии развития:

  • ситуативные отношения в связи с общей деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценке;
  • договорный характер отношений - неукоснительное соблюдение правил дружбы и высоких требований к характеру друга;
  • «внутренне-психологическая» стадия - первостепенное значение приобретают личностные качества: верность, искренность, способность к интимности.

У маленьких детей дружба имеет неустойчивый, ситуативный характер. Например, Л.М. Галігузова обнаружила, что дети раннего возраста нередко не могут выделить среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли. Детская дружба может прекратиться через глупость, потому что они не умеют мириться с личными недостатками своих друзей.

Г. Штернберг и А. Селман показали возрастные различия в представлениях детей о друга. Для детей 3-7 лет друг - это существующий партнер в игре. В возрасте 4-9 лет друг - это тот, кто делает нечто для ребенка. В возрасте 6-12 лет дети понимают дружбу как взаимовыгодную кооперацию. В 9-15 лет на первое место выходит потребность в сопереживании, в том, чтобы можно было поделиться с другом сокровенным. Подростки старше 12 лет, воспринимают дружбу как автономную взаимозависимость: друзьям разрешено устанавливать независимые отношения с третьими лицами.

В сельских юношей реже случается «парная» дружба и чаще - экстенсивная, что объединяет свыше пяти друзей. В сельских школьников более развитые міжкласові контакты, встречи друзей чаще происходят в общественных местах. Они реже испытывают дефицит общения. В них менее выраженный «мотив понимание» как причина дружбы.

Влюбленность. Влюбленность - это относительно устойчивое эмоциональное отношение, которое отражает страстный влечение к кому-либо. Е. Фромм писал, что влюбленность принято считать вершиной любви, на самом же деле она лишь начало и лишь возможность нахождения любви.

С.В. Ковалев говорил о возрастные периоды проявления влюбленности. Уже в возрасте трех лет мальчику или девочке начинает очень нравиться (строго по признаку определенного пола) другая ребенок одного с ним или старшего (что более свойственно девочкам) возраста.

Второй период - возраст семи-восьми лет, когда напівдитяча влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалощах.

Третий период - подростковый возраст (12-13 лет), когда чувства к человеку противоположного пола выражается в росте влечения к общению, большом интересе к объекту любви и своеобразном фетишизме (когда особенно привлекает некоторое один компонент внешности: волосы, ноги и т.д.).

Четвертый период - юношеский возраст (15-17 лет), когда влюбленность имеет почти «взрослый» характер, потому что основывается на поезде до глубокой личной интимности, стремлении познать личность объекта влюбленности.

Влюбленность, как правило, вызывает чисто внешняя привлекательность человека и даже отдельных черт внешности (можно увлечься глазами, улыбкой, походкой девушки).

В период влюбленности ее объект кажется прекрасным и недосягаемым. Человек рисует в своем воображении красочный и прекрасный образ, что может не соответствовать действительности.

Воображение влюбленного переполнена объектом влюбленности настолько, что он перестает замечать не только окружающих, но и самого себя. Это, собственно, домінантно относительно устойчивое состояние. Влюбленный хочет постоянно находиться со своим объектом, которого обожает, поэтому ради этого может забросить все свои дела.

Есть люди, которые легко и часто влюбляются. Это так называемые влюбчивые субъекты. В то же время возникновения состояния влюбленности находится под контролем человека. Она может мотивировать это состояние: человек просто решает, что ей нужно в кого влюбиться.

Любовь порождает желание иметь и оберегать предмет своей любви, дарить ему всевозможные удовольствия и избегать всего, что доставляет ему неприятностей. В свою очередь в влюбленного возникает соответствующее эмоциональное отношение.

Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому ЛЮБОВЬ - это интимная привязанность, которая наделена настолько большой силой, что потеря объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а ее существование после этой потери - бессмысленным.

Следует различать любовь и любовь. С этой точки зрения «любовь» учителя к ученикам, врача к больных - это в основном не более чем абстракция, что отражает проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь любовь - это чувство близости, основанное на преданности, симпатии.

Выделяют несколько разновидностей любви. В частности, говорят о активную и пассивную формы любви; в первом случае любят, а в другом - позволяют себя любить. Разграничивают кратковременное любовь - влюбленность и длительное - страстная любовь.

Е. Фромм, К. Изард и другие говорили о любви родителей к своим детям (материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (любовь сына, дочери), между братьями и сестрами (сиблінгова любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), до всех людей (христианская любовь), любовь к Богу. Говорят также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и готовность удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) - в нежности и ласках. Какие эмоциональные переживания сопровождают человека при проявлении ней нежности и ласки, сказать трудно. Это нечто смутное, почти эфемерное, что практически не поддается осознанном анализа. Эти переживания - то же, что положительный эмоциональный тон впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает нечто приятное, близкий к легкой и тихой радости.

Е. Фромм дал такое абстрактное определение сексуальной любви:

  • это взаимоотношения между людьми, когда один человек рассматривает другую как близкую, семейную самой себе, отождествляет себя с ней, испытывает потребность в сближении, объединении;
  • отождествляет с ней свои собственные интересы и желание и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому человеку, стремясь взаимно обладать ею.

Г. Штернберг разработал трехкомпонентную теорию любви.

  • Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, что оказывается в любовных отношениях. Влюбленные чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что в любимого человека тоже есть такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних только ритуальных действий и лишены истинного обмена чувствами. Близость могут разрушать негативные чувства (раздражение, гнев), которые возникают во время ссор по пустякам, а также страх быть отвергнутым.

  • Вторая составляющая любви - страсть, что предопределяет физическое влечение и сексуальное поведение в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, получении поддержки в трудную минуту.
  • Третья составляющая любви - решение-обязательства (ответственность). Она имеет краткосрочный и долгосрочный аспекты. Краткосрочный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другую, долгосрочный аспект - в обязательстве хранить эту любовь («клятва в любви к смерти»).

Е. Фромм указывал на разногласия материнской и отцовской любви.

  • Материнская любовь безусловная - мать любит своего ребенка за то, что она есть. Ее любовь не подвластна контроля со стороны ребенка, потому что ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь или есть, или ее нет.
  • Родительская любовь обусловленная - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Родительская любовь управляемая - ее можно заслужить, но ее можно и потерять.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителей, это их готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей в отношении своих детей определяется их чувствительностью к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно велик - от назойливости до полного безразличия.

По поводу того, что ребенок любит свою мать, высказываются разные мнения.

Враждебность. Чувство враждебности - это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. А. Басе понимает враждебность как узкий за направленностью состояние, которое всегда имеет определенный объект. К. Изард определяет ее как комплексную аффективно-когнитивную риса, или ориентацию личности. Чувство враждебности возникает из негативного опыта общения и взаимодействия с неким человеком в ситуации конфликта. Оно легче возникает в уязвимых и мстительных людей. Чувство враждебности оказывается в «агрессивном настроении», «агрессивном состоянии» (М.Д. Левітов), то есть в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения со свойственными для них переживаниями и экспрессией, которые могут привести к агрессивному поведению.

Однако А. Басе отмечает, что враждебность и агрессивное поведение часто сочетаются, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее негативные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враждебности, когда, например, грабят человека, не имеют к нему никаких враждебных чувств.

Сильно выраженное чувство враждебности обозначают как ненависть. Ненавидеть можно не только отдельных людей, но и человечество в целом, хотя сильное разочарование касается только конкретного лица.

ОЗЛОБЛЕННОСТЬ - это фрустрированность, результат частого подавления образ и злости, форма хронической враждебности ко всем и всему, жестокость. Это хроническое состояние крайнего раздражения и ненависти, доходящей до жестокости.

Озлобленность формируется постепенно и часто имеет свои источники в детстве. «Озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого воспитания родителей и взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равнодушием, черствостью, безсердечністю, а порой и жестокостью, с которыми некогда относились к ним. В них озлобленность должен заступить собой нестерпимые обиды и разочарования.

Ксенофобии. Ненависть, обращенная против определенных групп населения, например, против таких меньшинств, как иностранцы или эмигранты, имеет название ксенофобии.

Ненависть проявляется также в злобности, то есть в раздраженно-дотошному отношении к кому, а также в клевете, особенно если ненависть имеет скрытый характер.

В то же время, чувство ненависти может быть полезным для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена ненависть.

Цинизм. Специфическим проявлением презрения есть цинизм, т.е. устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовных и особенно моральных ценностей. Термин «цинизм» обязана своим происхождением древнегреческой философской школе киников, которые проводили свои диспуты на афинском холме под названием Kynosarges. В латинском языке слово «кинике» стало звучать как «циники». Кинике проповедовали презрение к общественной культуры, полную независимость человека от общества, возвращения к «естественного» состояния. Оказывается цинизм как в словах, так и в поступках: высмеивают над тем, что составляет культуру человечества, издевательстве над моральными принципами, осміянні идеалов, попрань человеческого достоинства. Итак, цинизм является не только эмоциональным, но и нравственным чувством.

Зависть - чаще всего ее понимают как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, морального превосходства или доминирующего положения другого лица. В словаре «Психология» зависть рассматривают как проявление мотивации достижения, когда реальные или мнимые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) субъект воспринимает как угроза ценности собственного «Я», и их сопровождают аффективные переживания и действия. «Черная зависть» является отрицательной эмоцией. Однако как эмоцию зависть можно рассматривать только в случае ситуативной ее появления. Когда же зависть устойчива относительно некоего объекта, она становится эмоциональной установкой, то есть чувством.

Рядом с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения до кого, есть и более широкий подход, когда зависть рассматривают как феномен, который проявляется на трех уровнях: на уровне сознания - осознание своего низшего положения, на уровне эмоционального переживания - чувство досады, раздражения или злости через такое положение и на уровне реальной поведения - разрушение, устранение предмета зависти.

К. Муздізаєв выделяет следующие компоненты ЗАВИСТИ, последовательно оказываются:

  • социальное сравнение;
  • восприятие субъектом кого преимущества;
  • переживания досады, горести, а то и унижения по этому поводу;
  • неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит тебя;
  • желание или причинение ему вреда;
  • желание или реальное лишение его предмета преимущества.

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими тайком, не получая от них полного удовлетворения.

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, обида на судьбу в связи с мнимой незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит я хуже него.

Для нейтрализации негативных переживаний завистник удается или к саморазрушительных фантазий, или равнодушия, цинизма, позволяющие ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться в самоедство.

Факторы, способствующие возникновению зависти, можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, которые приводят к зависти, есть такие черты личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие (Аристотель).

К внешним факторам относятся близость в статусной положении того, кто завидует, к тому, кому он завидует. Завистник как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинство со статусом близких людей на социальных ступенях.

Виды зависти. И. Кант поделил на зависть «черную зависть» (когда в того, кто завидует, является стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлостиву» зависть, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к нему враждебного чувства. Как в «озлобленной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание того, кто завидует, устранить неравенство.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, которая порождается униженным положением, но связана с чувством несправедливости, которое возникает.

Выделяют и возвышенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к успешной человека враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже быть стимулом для соревнования с другим человеком,

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, состязательного характера игр, неудовлетворение потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям, и младшие завидуют превосходстве старших, а те, в свою очередь, завидуют тому, что родители относятся к младшим с большим вниманием, нежностью.

Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышению социального статуса ребенка, ее идентификация со значимыми для нее другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

Ревность. Некоторые ученые используют понятие «зависть» і «ревность» как синонимичные. Есть и такие, кто считает ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому считают возможным использовать только понятие «ревность».

Ревность - это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связано с мучительным сомнения в его верности, или знанием о его неверности.

Причиной возникновения ревности Е. Хэтфилд и Г. Уолстер считают чувства униженной гордости и осознания нарушения прав собственности.

Особое значение занимают ревность, которые проявляются во взаимоотношениях между полами. Они связаны с чувством любви и поводом для них служит тот факт, что кто не любит нас, а другого.

Ревность связанные с уверенностью, что только он (она) имеет право на любимого человека. Результатом этого является посягательство на личную свободу любимого, деспотизм, подозрительность. Нередки аффективные вспышки ревности, которые могут привести к трагическим последствиям. Вследствие ревности любовь переходит в ненависть. Тогда человек стремится всевозможными способами причинить страдания, оскорбить и унизить выбранную ею человека. Такая ненависть часто остается подавленной и проявляется в виде издевательство над любимым (любимой).

О.М. Волкова реакции ревности классифицирует по нескольким критериям: по критерию нормы - нормальные или патологические; по содержательным критерием - аффективные, когнитивные, поведенческие; по типу переживания - активные и пассивные; за интенсивностью - умеренные, глубокие, тяжелые.

Нормальные, непатологічні реакции отличаются адекватностью ситуации, понятны многим людям, подчинены субъекту, нередко контролируемые с его стороны.

Патологическую ревность имеют такие характеристики.

  • Когнитивные реакции выражаются в стремлении анализировать факт измены, искать ее причину, искать виновного (я - партнер - соперник), выстраивать прогноз ситуации, посмотреть предысторию, то есть воспроизводить картину события. Когнитивные реакции более выражены у лиц астенического состава, интеллектуалов.
  • Аффективные реакции выражаются в эмоциональном переживании измены. Характерные эмоции - отчаяние, гнев, ненависть и презрение к себе и партнера, любовь и надежда. В зависимости от типа личности аффективные реакции имеют перебежал на фоне вялотекущей депрессии или гневного ажитации. Преимущество аффективных реакций наблюдается у людей художественного, эмоционально-лабильного состава.
  • Поведенческие реакции возникают, как пишет О. Волкова, в виде борьбы или отказа. Острые и глубокие реакции ревности есть результатом полной неожиданности измены на фоне благополучного брака. Измена больше ранит доверчивую и преданного человека. Ревность становятся затяжными, если ситуация не имеет решения, партнер ведет себя противоречиво, не принимая определенного решения.

О. Волкова отмечает, что усилению реакции ревности способствуют:

  • инертные психические процессы, которые усложняют осознание, реагирования и действия в определенной ситуации;
  • идеалистический настроение, при котором человек не допускает никаких компромиссов в любовной жизни;
  • выраженное собственническое отношение к вещам и лиц;
  • завышенная или заниженная самооценка; при завышенной самооценке наблюдается деспотичный вариант переживания ревности, при заниженной - человек остро переживает собственную неполноценность;
  • одиночество, бедность межличностных связей, когда партнера некем заменить;
  • чувствительность человека к измене разного рода в других партнерствах;
  • сильная зависимость от партнера в достижении каких-либо жизненно важных целей (материальная обеспеченность, карьера и т.д.).

Выделяют несколько видов ревности: тираническим, от ущемления самолюбия, обратные, привитые (Линчевский).

Тиранические ревность возникают у упрямых, деспотическим, самодовольных, мелочных, эмоционально холодным и отчужденным субъектов. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает трудно или вовсе невозможно, и не вызывают у сексуального партнера не только сочувствие, но и приводят к охлаждению в отношениях.

Ревность от ущемления самолюбия выявляются у людей с тревожно-мнительным характером, с низкой самооценкой, неуверенных в себе, легко впадают в тоску и отчаяние, склонных преувеличивать неприятности и опасности. Неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности заставляет их видеть соперника в каждом встречном. И если им покажется, что партнер не проявил к ним должного внимания, в них сразу возникают сомнения, подозрения относительно верности любимого человека.

Обратные ревность - результат собственных тенденций в неверности, ее проекция на партнера.

Привитые ревность является результатом внушения со стороны, что «все мужчины (женщины) одинаковые», намеков по поводу неверности жены. Ярким примером такого ревнивца является Отелло, которого настроил против Дездемоны Яго.

За О. Волковой, существуют такие способы преодоления ревности:

  • отвлечение на что-нибудь значимое для человека (учеба, работа, забота о детях, хобби);
  • формирование нового взгляда на вещи, формирование морали прощения, сознательный контроль над реакциями ревности;
  • социальные выводы, поиск собственных ошибок, построение новых отношений с партнером, возможно, другого типа;
  • обесценивание партнера и ситуации измены - сравнение их с другими ценностями, жизненными установками;
  • в случае распада партнерства - поиск нового партнера, изменение образа жизни, формирование других межличностных связей.

Детская ревность. А. Валлон описывает проявление ревности у маленьких детей. Первые реакции ревности наблюдаются уже в девятимесячных детей. Они примитивны и стереотипные. Ребенок кричит, плачет, дергается, когда она видит, как мать подходит к другой ребенка, берет ее на руки. Реже ребенок ревнует к взрослого, например, когда мать делает вид, что обнимает отца. Ребенок может ревновать и в куклы, она бросает ее, если видела, как ее гладили родители. В десять месяцев, видя, как мать кладет голову отцу на плечо, пытается влезть между ними.

В возрасте одного года и девять месяцев девочка не хочет, чтобы шили платье ее кукле. В возрасте 2 лет враждебные действия в связи с ревностью уже сдерживаются, вместо них возникают переживания, обида, надимання щек.

Затем в возрасте от 2,5-5 лет ревность появляются при наличии у ребенка уже активной любви к родителям, которая оказывается «неразделенной». Мать или отец не ответили ей взаимностью, не отнеслись к ее чувства с желанной вниманием. Ребенок чувствует себя отброшенной, изолированной, «выставленной за дверь Дома, в котором наслаждаются любовью и счастьем другие» (Куттер). Этот опыт закладывает основу для всех последующих невротических расстройств и других психопатологій у данного человека.

По мнению С. Фрейда, у мальчиков возникает положительный эдипов комплекс (на имя мифического персонажа Эдипа). Он оказывается в сексуальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать как соперника в борьбе за мать, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Возможен и негативный эдипов комплекс, когда у мальчика возникает любовь к отцу и ненависть к матери. Иногда обе формы сочетаются и возникает амбивалентное отношение к родителям.

У девочек возникает комплекс Электры (на имя мифической царевны, которая из мести за убийство своего любимого отца, принимала участие в убийстве своей матери, виновного в его гибели). У девочек возникает сексуальное влечение к отцу и ревность к матери, которую воспринимают как соперницу. Как и у мальчиков, этот комплекс может быть положительным, отрицательным (любовь к матери и ненависть к отцу) и смешанным. У детей ревность возникают и относительно своих братьев и сестер.

Удовлетворенность. В основном феномен удовлетворенности изучают с двух позиций - загальнопсихологічної и социально-психологической (или социальной).

В пределах загальнопсихологічного подхода удовлетворенность рассматривают либо как состояние, или как мотив. В первом случае удовлетворенность понимают как чувство удовлетворения, состояние достатка, радости, что переживается субъектом, пожелания и требования которого довольны.

Представители социального и социально-психологического подходов рассматривают удовлетворенность как оценку деятельности и ее условий, оценку результатов этой деятельности. Поскольку оценка является элементом проявления отношений, то и удовлетворенность рассматривают как один из аспектов проблемы отношений.

Удовольствие характеризует одноразовый и чаще всего краткосрочный акт (выполненную работу, достойный поступок, удовлетворяют потребность). Удовлетворенность зато характеризуют долговременные события, деятельность.

Следовательно, удовлетворенность или неудовлетворенность) является специфическим психологическим феноменом, отличным от удовольствия (неудовлетворенность).

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ является устойчивым долгосрочным позитивным эмоциональным отношением (установка) человека в нечто, что возникает вследствие неоднократно пережитого удовольствия в определенной сфере жизни и деятельности, высказываемое в форме суждения. Удовлетворение же можно определить как позитивное переживание человеком ее эмоциональной реакции на сделаны или завершены действия и поступки, а также события.

Между удовлетворенностью и удовольствием существует функциональная связь, но не тождество. Удовольствие - первичный феномен, а удовлетворенность - вторичный.

Удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей. В то же время полнота удовлетворения потребностей, по мнению автора, лишь косвенно влияет на удовлетворенность жизнью. Молодые люди, по данным Л. Бирона, получают максимальное удовольствие от достижений в работе, самосовершенствовании.

П.И. Янічев обнаружил, что у подростков и юношей удовлетворенность прошлым значительно выше, чем удовлетворенность настоящим. Положительную корреляцию между удовлетворенностью настоящим и прошлым обнаружено лишь в девятиклассников. У семиклассников корреляции нет, а у студентов она негативная.

Удовлетворенность жизнью у пожилых людей зависит от многих факторов, но меньше всего - от возраста. Важнейшим фактором является здоровье. Играют роль материальная обеспеченность, семейное и социальное положение, жилищные условия, уровень общения с окружающими.

В счастливых браках основным мотивом вступления в брак была любовь. К.Є. Алешина обнаружила, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни. Кривая этой зависимости имеет однообразную форму. В начале, в течение первых 20 лет существования семьи удовлетворенность постепенно снижается, достигая минимального значения в парах со стажем совместной жизни от 12 до 18 лет, а затем растет, но более резко.

В исследованиях М.Г. Юркевич было обнаружено зависимость удовольствие женщин браком от удовлетворение работой, а также от разделения домашнего труда.

СЧАСТЬЕ определяют как чувство и состояние полного удовлетворения.

Понятие «счастье» является сложным, имеет как когнитивный, так и эмоциональный компоненты и отражает как оценку своего существования, так и отношение к себе как к счастливой или несчастной человека.

Четких и единых для всех людей критериев счастья нет. Социологи, например, обнаружили, что счастливых людей чаще можно встретить в экономически слаборазвитой Индии, чем в материально благополучной Швеции. Следовательно, уровень жизни мало влияет на переживания собственной счастливости-нещасливості.

Среди факторов, которые предопределяют счастье человека, А. Шопенгауэр называл прежде всего ЗДОРОВЬЕ и КРАСОТУ человека.

Деньги не всегда является гарантией счастья, поскольку после достижения определенного уровня благосостояния повышения доходов, делает людей более несчастными. Счастье не зависит от возраста и принадлежности к определенной религии. Однако, как показал Д. Майерс, в целом люди с активными религиозными убеждениями испытывают большее удовлетворение от жизни. Наиболее сильное влияние на ощущение счастья делает общения, взаимоотношения с другими людьми.

Бытовое понимание счастья часто связывают с благополучием человека в личной жизни. Есть некоторые половые различия в перечне факторов, от которых зависит представление о счастье. Любовь, семья, радость и смысл жизни для женщин имеют большее значение, чем для мужчин. Для мужчин большее значение имеют такие факторы как судьба, фарт, направленность в неизведанное, острота борьбы и радость одержанной победы.

Ф. Вессман и Дж. Рикс обнаружили, что счастливые и несчастные люди по-разному переживают состояние возвышенности («хорошее настроение»). Первые переживают состояние истинной возвышенности, которому присущ энергичный, открытый, живой интерес к полноты и богатства окружающего мира, сознание собственной «включенности» в том, что происходит. Другие переживают хорошее настроение как облегчение, как передышку от тревог и волнений, которыми насыщен их жизнь.

Б.С. Братусь выделил четыре ступени развития представление человека о счастье.

  • Личное счастье, независимо от того, счастливы или несчастны другие. Лучше даже, чтобы они были несчастны, чтобы на этом фоне ярко сияло собственное счастье.
  • Счастье связано с процветанием группы, с которой идентифицирует себя человек. Она не может быть счастливой, если страдает от несчастья ее группа. Несчастье других ей не мешает.
  • Счастье предусматривает его распространение на всех людей, все человечество.
  • К этому добавляется ощущение связи с Богом, и счастье представляется как служение Ему и соединения с Ним.

Чувство гордости. Гордость зачастую причисляют к отрицательных моральных чувств, которое имеет давнюю традицию.

Однако такое отношение к гордости не совсем оправданным. Человек может испытывать гордость как насчет личных заслуг, достижений, так и относительно достижений других людей, а также различных социальных общностей (коллектива, города, страны). Скорее аморальным является отсутствие этого чувства. При признании этого чувства аморальным причиной может быть не самая гордость, а способ ее выражения - гордыня, зазнайкуватість, высокомерие, чванство, высокомерие.

У детей выражение гордости наблюдается рано. Переживая эмоции, связанные с чувством гордости, человек осознает собственную значимость, даже если гордость касается не ее личных достижений, а достижений близкого ей человека или референтной группы.

Итак, гордость тесно связана с так называемым «чувством собственного достоинства», то есть с потребностью человека в уважении к себе со стороны других. Однако за чрезмерной выраженности эта потребность предопределяет появление такой личностной черты, которая относится к числу таких моральных чувств, как тщеславие, самодовольство, самолюбование.

Специфическим проявлением гордости является патриотизм, гордость за свою Родину (страну, город), нации в связи с ее социальными и культурными достижениями. Патриотизм как гордость тесно связан с любовью (привязанностью к своей страны. В зависимости от оценки Родины другими патриот может испытывать различные эмоции: радость, удовольствие, стыд, подавленность, гнев и т.д. Патриотизм проявляется в верности Родине, готовности к самопожертвованию, в заботе о ее интересы, в уважении к историческому прошлому своей страны.

Патриотизм может приобретать и негативных проявлений, переходя в великодержавный шовинизм.

Псевдопочуття. За К.К. Платоновым, чувство долга - это выше социально сформированное нравственное чувство, понятийным компонентом которого является осознание и принятие личностью определенных моральных норм, которые стали мотивами деятельности, а эмоциональным компонентом - удовлетворение достигнутой целью или неудовлетворение недосягнутою, которое вызывает угрызения совести. Следовательно, чувство обязанности входит к тому, что обозначают как совесть.

Чувство нового означает склонность человека к введения новаций, до замены старого на новое, более прогрессивное.

Чувство взрослости традиционно определяют как переживания отношение к самому себе как взрослого. Появлению этого чувства способствует развитие вторичных половых признаков у подростков, физическое развитие, ощущение нарастания жизненных сил и энергии, накопления знаний и умений, в которых он иногда начинает превосходить взрослых, в том числе своих родителей и учителей физической культуры (особенно это касается мальчиков). Пробуждению этого чувства способствуют и ответственные общественные поручения в школе и поручения родителей.

С появлением чувства взрослости у подростков возникает критичность в отношении взрослого. Одним из признаков взрослости подросток считает свое умение замечать недостатки и погрешности старших, в том числе и учителей, ошибки произношения, неправильные обороты речи, отсутствие в некоторых учителей бытовых навыков, неумение ответить на вопросы и др. Критичность подростков выражается в том, что они не склонны принимать все на веру, они требуют логического объяснения - почему нужно поступать так, а не иначе. Подросток, желая быть взрослым, ожидает и эмоции, присущие взрослым, сознательно прогнозирует их (Е.Г. Закаблук).

Чувство собственного «Я» - это еще одно псевдопочуття, которое отражает уровень развития сознания человека, осознание своего существования в мире.

Чувство причастности, за К.К. Платоновым - это продукт общения, в структуру которого входят эмпатия и осознанная единство общих целей совместной деятельности.

Выражение «чувство локтя» значит сплоченность людей в коллективе, поддержку и взаимопомощь в совместной деятельности. Говорят также о чувство общности, иронии, юмора, успеха, дисциплины, ответственности, которые тоже не имеют ничего общего с настоящими чувствами.

 

Литература

1.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

2.  Выготский Л.С. Учение об эмоциях / / Собр. соч. - Т. 4. - М., 1984. - С. 90 - 318.

3.  Джемс В. Психология / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991.

4.  Зарудная А.А. Эмоции и чувства / / Психология: Учебник. - Минск, 1970.

5.  Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.

6.  Кубланов Б.Г. Эстетическое чувство и искусство. - Львов, 1966.

7.  Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. - СПб., 1998.

8.  Михальчик Т.С. Чувства / / Курс общей, возрастной и педагогической психологии. - Вып. 2. - М.: Просвещение, 1982. - Гл. XV.

9.  Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1979.

10.  Рибо Т. Психология чувств. - К., 1897.

11.  Фортунатов Г.А. Чувства / / Общая психология: Учеб. пособие. - М., 1970.

12.  Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М., 1971.

13.  Якобсон П.М. Психология чувств. - М.: Изд - во АПН РСФСР, 1958.



Назад