Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

23.1. Эмоциональная поведение


Виды эмоционального поведения в общении. В.В. Бойко выделяет три вида эмоционального поведения в процессе общения: резонирование, отстранение и дисонування.

Эмоциональное резонирование - это способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоциональный резонанс между партнерами предопределяет добавление их энергий, заложенных в эмоциях, и стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия - синергизм.

При эмоциональном отстранении человек в ответ на эмоциональное состояние окружающих обнаруживает неясные, приглушенные эмоции. Они могут быть следствием эмоциональной ригидности как свойства человека.

Для эмоционального дисонування характерно, как отмечает Бойко, демонстративное исключения личности с эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия: «Мне грустно потому, что... весело тебя» (М.Ю. Лермонтов). Эмоциональное дисонування может быть признаком отстраненности детей. Эти дети не склонны проявлять эмоции «за компанию»: когда все веселятся, они держатся в стороне.

Эмоциональные произвольные реакции (действия). В отличие от эмоционального реагирования, которая осуществляется в человека и животных невольно, эмоциональные произвольные реакции (действия) - это произвольные, преднамеренные ответа человека на емоціогену ситуацию. Эти ответы могут быть языковыми и двигательными.

Р.П. Мільруд дает классификацию языковых произвольных эмоциональных реакций на примере эмоционального поведения учителей.

Относительно цели педагогической деятельности автор разделяет их на конструктивные, псевдоконструктивні и деструктивные. Конструктивные реакции реально способствуют достижению цели деятельности, псевдоконструктивні создают видимость участия педагога в решении проблемы, деструктивные становятся препятствием для выхода из емоціогенної ситуации и даже обостряют ее.

Семантически выделены оценочные, защитные и регулирующие реакции (учителя оценивали поступки, защищали себя, ученика или всех участников сложной ситуации, регулировали поведение), по направленности эмоциональной реакции (действия) - зовнішньоспрямовані, которые содержат указания ученику, самоспрямовані, которые выражают свое мнение о себе.

По характеру активности реакции разделен на наступательные, отступления і рациональные; по выполняемой функцией - на мобилизирующие, успокоительные и провоцирующие.

Гедонизм и аскетизм. Особой формой поведения человека, обусловленной эмоциональными переживаниями, является гедонизм (от греч. - наслаждение). Это поведение, связанное с этической позицией, которая утверждает наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения. Стремление к наслаждению, удовольствие рассматривают в гедонізмі как основной движущий стимул человека, заложенный в ней от природы, такой, что определяет все. Такой человек живет ради получения наслаждений, как правило, низкого порядка, и стремится к этому самым легким и самым прямым путем.

Возник гедонизм как этическое обучения в Древней Греции и одним из первых его представителей был основатель кіренської школы Арістіп (IV в. до н. э.).

В своем крайнем выражении гедонизм и его различные направления приводят к эгоизму.

Противоположный к гедоністичної поведения является аскетизм (от греч. - подвижник) - то есть ограничения или подавление чувств, желаний, отказ себе в удовольствиях. В христианстве он может выражаться в перенесении страданий («соучастие в страданиях Христа»), в физическом самокатуванні.

Фрустрационная поведение. За С. Розенцвейгом, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: екстрапунітивній, інтрапунітивній и імпунітивній. Екстрапунітивна форма связана с возникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакций извне (зовнішньообвинувачувальні реакции). Человек обвиняет в том, что произошло, обстоятельства, других людей. У нее появляется раздражительность, разочарование, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели. Поведение вследствие этого становится малопластичною, примитивной, используются ранее заученные формы поведения, даже если они не дают желаемого результата.

Інтрапунітивній форме фрустрации свойственна автоагресія: обвинения в провале самого себя, появление чувства вины. У человека возникает плохое настроение, тревожность, она становится замкнутым, молчаливым. Решая задачу, человек возвращается к более примитивных форм, ограничивает виды деятельности и удовлетворения своих интересов.

Імпунітивна форма реагирования связана с отношением к неудаче или как к неизбежному, рокового, или как к малозначительного события, поправної впоследствии. Человек не обвиняет ни себя, ни других.

Появление состояния фрустрации и той или иной формы реагирования зависит от личностных особенностей человека, в связи с чем введено понятие фрустрационной толерантности, то есть устойчивости к фрустраторів. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют інтрапунітивну форму фрустрации, с сильной нервной системой - екстрапунітивну форму (агрессию).

Выделяют следующие виды фрустраційного реагирования:

  • двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции;
  • апатия;
  • агрессия и деструкция;
  • стереотипія - тенденция к слепого повторения фиксированной поведения;
  • регрессия, которая оказывается в примитивизации поведения, в обращении к поведенческих моделей, которые доминировали в более ранние периоды жизни или в снижении качества исполнения.

Агрессия в наше время стала одним из центральных вопросов психологии. Подростковая агрессивность уже никого не удивляет. Хуже другое - агрессивные тенденции становятся заметными и у педагогов.

Согласно фрустраційною теорией, агрессия - это не поезд, который автоматически возникает в организме, а следствие фрустрации, то есть препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремился. По этой теории, агрессия всегда является следствием фрустрации, а фрустрация всегда вызывает агрессию, впоследствии это получило лишь частичное подтверждение. В частности, инструментальная агрессия не является следствием фрустрации.

Л. Берковітц ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные: гнев - как побудительный компонент и пусковые раздражители - которые запускают агрессивную реакцию.

Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется. Например, агрессия как следствие гнева, связанного с разлукой с родителями, может проявляться в маленьких детей. Однако гнев не вызывает агрессивное поведение. Для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители, которые должны путем размышления пов'язатися субъектом с источником гнева, то есть с причиной фрустрации. Много психологов, в том числе и американские, эту теорию не разделяют.

Є.П. Ильин говорит о прямую и косвенную вербальную агрессию, а также о прямую и косвенную физическую агрессию.

Агрессивное поведение начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фруструючої (при деятельности) ситуаций, которые имеют роль внешнего стимула. Однако возникновения этих ситуаций еще не свидетельствует о возникновении у человека состояний конфликта или фрустрации. Для возникновения состояния конфликта, во-первых, необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между теми, кто общается, субъекты осознали как такое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс; в-третьих, необходимо, чтобы между ними возникла взаимная неприязнь: враждебность (или по крайней мере у одного из них).

Несомненно и то, что агрессивность и агрессивное поведение зависят также от общественных условий.

Хотя агрессию рассматривают как социально-негативное явление, для сохранения внутреннего гомеостаза в организме, а в конечном итоге - и здоровье человека, она может играть положительную роль. Существует мнение, что открытая агрессивное поведение при фрустрации «катарсисом», чем то таким, что очищает, освобождая от длительного и тяжелого состояния злости. Однако, как показали исследования, такая «разрядка» не всегда влечет желаемый результат.

Месть - особая форма вражеской агрессивности, для которой характерна задержка в непосредственном проявлении агрессии. Ее цель - отплатить за причиненную обиду, страдания. Месть может приобретать различные формы, в том числе и неадекватных. В то же время месть может быть защитой от чувств, которые вызывают тревогу и наносят таких страданий, которых человек хочет избавиться.

Егресивна поведение является еще одной формой фрустрационной поведения. Егресивна поведение - это уход от фруструючої, конфликтной, тяжелой ситуации. Это поведение проявляется в различных формах: избежание тяжелых задач, ответственных поручений, побег из уроков, если должна быть контрольная работа, побега из неблагополучной семьи и т.п.

ЕГРЕСИВНУ ПОВЕДЕНИЕ вызывают такие обстоятельства (Дерешкявічус):

  • отсутствие положительного эмоционального отношения со стороны других;
  • несовпадение собственной самооценки с оценкой других;
  • непосильные требования к субъекту, которые порождают фрустрационные переживания (постоянный страх перед неудачей);
  • переживания бессилие, потеря надежды на возможность преодолеть трудности, избавиться от наказания;
  • отрицательное отношение к требованиям.

Проявления агрессивного поведения способствуют повышенная внушаемость субъекта, подражания другим лицам, которые обнаруживают этот тип поведения в подобных ситуациях, ожидаемое облегчение после избежание возможных неприятностей, ожидания неограниченной свободы, самостоятельности.

Аффект неадекватности - это одна из форм аффективной поведения, в основе которой лежат негативные эмоциональные переживания, которые возникают у человека в результате недовольство определенных жизненно важных для нее потребностей. Особенно часто аффект неадекватности случается при завышенном уровне притязаний. Признать свою несостоятельность означает для человека пойти вразрез с имеющейся потребностью сохранить свою самооценку. Но она не хочет этого допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция на свой неуспех, которая проявляется в форме аффективной поведения. Она также проявляется в повышенной уязвимости, упрямства, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости. Аффективная реакция возникает в этом случае как защитная.

Жалоба - это инициативное обращение ребенка к взрослому, в котором выражается стремление поделиться своими переживаниями, которые возникли в конфликте, чаще всего - со сверстниками. Это проявление потребности ребенка во взаимопонимании и сопереживании взрослого в ситуации, когда ее обидели или когда ее позиция не совпадает с позицией других людей, что тоже вызывает у нее переживания. А. Рузська и Л. Абрамова выделили четыре типа жалоб у детей в зависимости от содержания переживаний, приводов и целей обращения к взрослому.

  • Первый тип жалоб они назвали конкретно-эмоциональными. Содержанием этих жалоб есть досада, обида, физическая боль, причиненные сверстником или такие, возникшие по другой причине. Внешне эти жалобы сопровождаются яркими аффектами (криком, плачем). Ребенок ищет у взрослого в одних случаях ласки и внимания, в других - сочувствие, одинакового с ней отношение взрослого к обидчику.

Ребенок хочет, чтобы взрослый наказал обидчика и этим доказал, что он, как и сам ребенок, презирает обидчика. Однако ребенок удовлетворяется уже тем, что взрослый признал неправоту обидчика, посочувствовал ей. Реализация наказание не является для него обязательным. Поэтому дошкольник жалуется воспитательнице на своих близких, показывает царапину и рассказывает, как ему было больно и др.

  • Второй тип жалоб - практически-действенные. Они возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, в результате столкновения интересов сверстников. Ребенок ищет реальной помощи взрослого в устранении возникших препятствий. Самым распространенным эмоциональным оформлением жалоб этого типа является возмущение. Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого.
  • Третий тип жалоб - познавательно-этические. Они возникают в ситуациях нарушения сверстниками разного рода правил. Потребность в жалобе возникает у ребенка том, что она не может смириться с тем, что правило, которое установил взрослый, нарушается. Жалуясь на других, дети сообщают взрослым (чаще всего - тем, к кому больше привязаны, авторитетном взрослому) о поступки и проступки сверстников, не обнаруживая на первый взгляд никакой личной заинтересованности, «пользы». Поэтому эти жалобы отличаются сравнительно спокойным эмоциональным тоном. Ребенку нужна поддержка взрослого для утверждения себя в понимании им правил сосуществования. Решают жалобу введением нарушителя в ситуацию, которая соответствует правилу. Если взрослый принимает жалобу ребенка к сведению, у ребенка появляется удовольствие, и она может больше ничего не требовать.
  • Четвертый тип жалоб - личностные. Они возникают во взаимоотношениях детей со взрослыми и сверстниками и связанные с аффективно-оценочным аспектом этих взаимоотношений, по оценке моральных аспектов личности сверстника и собственной личности. Жалуясь на сверстников, ребенок старается показать себя с лучшей стороны и получить одобрение как в познавательном, так и в моральном аспекте. Она стремится добиться положительного отношения взрослого к себе.

Сетования (скорбь). Сетования, или, как его называет Дж. Ейвріл, скорбь, - это социокультурная поведение, обусловлена переживанием горя, связанного с потерей близкого человека. Для сетования используются различные действия - плач, плач, стон и т.д. Они во многом обусловлены историческими традициями, которые существуют в народе или определенной социальной группе. Японцы, переживая горе, могут улыбаться при посторонних, чтобы не обременять их своими переживаниями. Согласно христианских традиций, покойника оплакивают, устраивают поминки в день похорон, на девятый и сороковой день. В то же время нужно, чтобы відсумувавши, человек как можно быстрее отошла от своего горя и возвращалась к нормальному образу жизни, в том числе и на работу (на третий-пятый день). В Єгипті же, наоборот, близких покойного поощряют сосредотачиваться на своем горе.

Плач можно рассматривать с двух позиций - как непроизвольное экспрессивное выражение горя, что оказывается в слезах, и как умышленно выражения недовольства, горя. Именно о последних случаях идет речь, когда плач рассматривают как одну из форм эмоционально обусловленной поведения, что выполняет адаптивную функцию.

Эволюционная функция ПЛАЧА - это выживание младенца при его двигательной беспомощности: невозможность бежать к матери делает доминирующей реакцией именно плач, как сигнал для нее.

Символами страдания является также запрет жениться или выходить замуж после смерти мужа в течение года, предписания носить черный траурный одежду, не посещать развлекательные мероприятия и т.п. С другой стороны, соблюдение этих правил должно побудить окружающих предоставлять скорбну поддержку и утешать человека.

Альтруизм как форма эмоционального поведения. Под альтруистичной понимают поведение, направленное на благо других и не рассчитанную на некое внешнее вознаграждение. Во многом альтруизм оказывается благодаря наличию у людей эмпатии, поэтому его можно рассматривать как один из видов эмоционально обусловленной поведения.

В зависимости от направленности личности альтруизм может приобретать различные формы.

Обнаружено, что проявление альтруизма связан с мотивами морального долга и морального сочувствия. В первом случае альтруистические поступки происходят ради морального удовлетворения и отношение к объекту помощи может быть разным, даже отрицательным. Здесь помощь должна жертвенный характер («отрывает от себя»). Во втором случае альтруизм оказывается в связи с ідентифікаційно-емпатичним слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не заканчивается действием. Здесь помощь не имеет характера жертвенности.

Добрачное ухаживания. В период влюбленности возникает особый тип поведения, названный ухаживанием. Это своеобразная ритуальное поведение, цель которой - привлечь к себе объект своего восхищения. Для этого объекта захвата оказываются всевозможные знаки внимания, проявляется забота о нем, жертвенность, то есть четко прослеживаются элементы альтруизма. Ухаживания отражает не только непосредственность чувства, но и культурные традиции. От одной исторической эпохи и даже от одного поколения к другому ритуалы ухаживания меняются. Кроме того, в разных социальных слоях общества в тот же исторический период манеры ухаживания также разные. В наше время у юношей и девушек все больше проявляется тенденция к пренебрежение этой поведения.

С.В. Ковалев выделяет такие важные функции этой поведения:

  • на протяжении всего ухаживания происходит накопление общих впечатлений и переживаний. Таким путем создается эмоциональный потенциал следующего семейной жизни, запас чувств, из которого мужчина и женщина будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Важна именно общность впечатлений, потому что иначе человек, который переживает кризис в отношениях, будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлого прошлого, обрекая тем самым себя на одиночество вдвоем, что негативно отражается на супружеских отношениях;
  • узнавание друг друга и одновременное уточнения и проверка принятого решения;
  • главное на этапе узнавание - проверка своего чувства и чувства другого, а также оценки возможной совместимости;
  • проектирование семейной жизни, определения материально-бытовых условий и уклада семьи.

Особенностью настоящего добрачного ухаживания является так называемый добрачный эксперимент - своеобразное моделирование всей реальности семейных взаимоотношений до их официального юридического начала (включая и сексуальные отношения).



Назад