Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

23.2. Эмоциональные типы


Разные люди склонны переживать чаще одну из основных эмоций.

Эмоциональность как тип темперамента (характера). В зависимости от выраженности различных сторон эмоциональности выделяют различные типы людей, принадлежащих к разным типам темперамента (характера).

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ понимают как степень легкости возникновения эмоционального состояния данной ситуации, а также его интенсивность.
  • АКТИВНОСТЬ отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не сносят безделья, простой. Поэтому они всегда находят себе занятия. Другие инертные, долго думают, прежде чем начать что-то делать.
  • ПЕРВИЧНОСТЬ характеризует другую сторону эмоциональности - скорость исчезновения эмоции. Многие из людей недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «ВТОРИЧНЫЕ» люди являются противоположностью к «первичных». Их настроение чаще всего бывает равным. Однако, когда чашу их терпения переполнен, очень сердятся, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.

Исходя из сочетания этих свойств, было выделено восемь типов характеров:

• нервный: Е+, -, П;

• сентиментальный: Е+, А, В;

• бурное, очень деятельный: Е+, А+, П;

• вдохновленный: Е+, А, В;

• сангвиник: Е -, А -, П;

• флегматик: Е -, А-В;

• аморфный, или беззаботный: Е -, А+, П;

• апатичный: Е -, А+ В.

Нервном типа присущи сильные и беспорядочные эмоциональные переживания, он склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к емоціогенних ситуаций, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которая быстро вызывает у него скуку. Подчиняет реальность своим минутным настроениям и желаниям.

Сентиментальный тип тоже имеет высокую эмоциональную возбудимость, но в отличие от нервного типа, глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянный натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения.

Бурное тип время проявляет неистовый проявление чувств. Жизнерадостный, когда пребывает в хорошем настроении. С сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Незлопамятен, но на упреки реагирует бурным негодованием.

Страстный тип отдается некой деле восторженно, совершенно. Удачу переживает спокойно, без проявления аффекта.

Сангвиник малозбудливий, спокойный, оптимистичный.

Флегматик холодный и спокойный.

Аморфный тип равнодушен к тому, что делает. Эмоционально незбудливий.

Апатичный тип тоже безразличен к тому, что делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. До других людей равнодушен.

Среди акцентуаційних типов личности, которые выделил К. Леонгард, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, емотивний типы.

Аффективно-лабільному типа свойственна легкая смена полярных эмоций. На передний план выходит то один, то другой полюс эмоциональных переживаний. Радостные события вызывают не только радость, но и высокую вербальную, двигательную активность. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления. Представители этого типа легко заражаются эмоциями других, например, находясь в компании. При этом степень их внешних реакций и глубина переживаний не соответствует значимости события. Они могут обнаружить бурный восторг по поводу незначительного успеха и упасть в глубокий депрессивное состояние по поводу пустячной неудачи.

Аффективно-экзальтированный тип - это темперамент тревоги и счастья. Люди этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем другие: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от грустных. У них сильно выражена экспрессия. Приверженность к близких, друзей, радость за них могут быть очень сильными. Наблюдаются порывы увлечения, не связанные с сугубо личными взаимоотношениями. Имеют крайнюю уязвимость по поводу печальных фактов. Жалость к несчастных людей, больных животных могут доказать таких людей до отчаяния. Они могут переживать настоящее горе по поводу небольшого неудачи или разочарование. Вторая неприятность такой человек может переживать сильнее, чем сам потерпевший. Этот темперамент чаще всего свойственный тонким, артистическим натурам: поэтам, художникам.

Емотивний тип близок к аффективно-восторженного типа, но, в отличие от него, у людей этого типа эмоции развиваются не так быстро. Этот тип тоже связан с чувствительностью к тонких, а не грубых эмоций, то есть к тому, что связывается с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Конечно людей этого типа называют м'якосердими, задушевными. Они более сострадательны, чем другие, трогательные, испытывают особую радость от произведений искусства, восприятие природных ландшафтов. Для них характерно сильное внешнее выражение своих переживаний, слезливость. У них одинаково легко появляются слезы грусти и радости.

Следствием болезненно глубокого переживания есть реактивная депрессия.

Модальнісні типы эмоциональности. За П.В. Симоновым каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. В холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к защите типичных страх и робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Надо, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента случаются редко, в основном они смешаны, поэтому проявление той или иной группы эмоций в конкретных людей сильно будет осложняться этим обстоятельством.

Разная выразительность склонности к переживания эмоций определенной модальности обусловила изучения качественных индивидуальных особенностей модальности.

А.А. Плоткин обнаружил 13 типов модальной структуры эмоциональности, из которых шесть являются основными:

  • радость преобладает над страхом и гневом;
  • страх преобладает над радостью и гневом;
  • гнев преобладает над радостью и страхом;
  • радость и страх преобладают над гневом;
  • радость и гнев преобладают над страхом;
  • гнев и страх преобладают над радостью.

Субъекты с преимуществом переживания радости демонстрируют большую уверенность в своих силах по сравнению с субъектами, в которых доминирует эмоция сумму. Положительные переживания закрепляют успешные действия и тем самым тормозят активность субъекта по выявлению объективно более эффективных способов действия. У них порог «субъективного успеха» ниже, чем у лиц с переживанием негативных эмоций. Последние чаще недовольны собой и своими успехами. Они предъявляют к себе большие требования, поэтому достижение часто расценивают как «неуспех».

Другую классификацию эмоциональных типов предложил Б.И. Додонов. Хотя он и говорит о общую эмоциональную направленность людей, обусловленную в зависимости от переживания, на самом деле в нем говорится о том, в какой сфере активности человек зачастую испытывает радость:

  • предоставляя помощь другому (альтруистический тип);
  • достигая успеха в работе (праксичний тип);
  • познавая новое, подтверждая свои догадки и предположения (гностический тип).

Оптимисты-пессимисты. Эмоциональная несовпадение людей в восприятии окружающего мира среди других признаков древнегреческие философы положили в основу учения о темпераменте. По Платону, она отображает различную восприимчивость людей к приятных и неприятных впечатлений, через которую дисхолік при неудачном результате некой дела сердитиметься и журитиметься, а при удачном не возрадуется; евхолік, наоборот, в случае неудачи не будет расстраиваться и плакать, а в случае успеха будет радоваться. Считалось, что меланхолики, которые имеют мрачное настроение, склонны пессимистично воспринимать окружающий мир.

А.Ф. Лазурський писал, если хорошее или плохое настроение становится господствующим, постоянным, то появляется тип оптимиста или пессимиста, который на весь мир смотрит сквозь розовые или темные очки.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ - это понятия, которые характеризуют ту или иную положительную или отрицательную систему взглядов человека на мир. В оптимиста светлое, радостное восприятие жизни и ожидания будущего, в пессимиста - настроение безысходности.

Застенчивые. По данным Ф. Зимбардо, степень застенчивости у представителей разных культур различается. У японцев и на Тайване например, он выше, там гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивые женщины, а в США эти разногласия отсутствуют.

У застенчивых людей часто случается самосознание, центрированная на произведенном впечатлении и на социальных оценках. П. Пілконіс и Ф. Зимбардо обнаружили, что застенчивые имеют меньшую екстравертованість, меньший контроль над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и больше обеспокоены отношениями с окружающими, чем не застенчивые люди. У мужчин застенчивость, по данным этих авторов, коррелирует с нейротизмом. У женщин эта связь была лишь в тех стеснительных, которые склонны к «самокопания».

Застенчивые часто погружены в себя, необщительные. Им легче общаться с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. Они склонны к стрессовому реагирования на обычные жизненные ситуации с пассивно-защитного типа. Болезненно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают. Им свойственно беспокойство. В состоянии высокой тревоги не могут сконцентрировать внимание. Нерешительные, недостаточно настойчивы в достижении цели, им трудно принимать решения. Испытывают трудности в общении, особенно с лицами противоположного пола.

В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в общий разговор, еще реже начинает разговор сама. При беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда больше слушает, чем говорит сама, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение, как правило, выражает нерешительно.

Застенчивого трудно вызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни одного слова, его ответы конечно односложные. Застенчивый человек часто не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, а порой совсем замолкает. Для нее характерен страх начать что-нибудь на людях. Если есть общее внимание к ней теряется, не знает, что ответить, как реагировать на реплику или шутка. Сором'язливому общения нередко бывает в тягость. Таким людям сложно принимать решения.

Крайняя застенчивость, по данным П. Пілконіса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия.

  • Во-первых, застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) поддержки.
  • Во-вторых, человек оказывается уязвимой в стрессовых ситуациях вследствие неразвитости навыков социального взаимодействия.
  • В-третьих, не имея опыта искреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе как о лишних индивидов, не подозревая о том, что другие люди также могут испытывать смущение. Вследствие такой неосведомленности складывается неправильное представление о своей социальное поведение.
  • По-четвертых, застенчивость не дает возможности другим людям должным образом оценить положительные качества застенчивого. Дело в том, что смущение застенчивого человека не всегда распознают сторонние наблюдатели, особенно когда застенчивый стремится компенсировать свою неловкость розв'язністю, напористостью, шумным поведением (особенно это характерно для лиц мужского пола). Иногда смущение расценивают как замкнутость, отчужденность, высокомерие, зазнайство, а застенчивость подростков взрослые часто принимают за скрытность. Правда, застенчивость другие могут воспринимать и как положительное качество человека, например как привлекательную скромность.
  • По-пятое, застенчивость удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права.
  • По-шестое, застенчивость, как правило, сопровождают негативные переживания одиночества, тревожности и депрессии, она увеличивает чрезмерной сосредоточенности на себе и своем поведении, то есть является душевным недугом, что калечит человека.

Различают возрастную застенчивость, которая возникает в период активного усвоения ребенком социального опыта. Застенчивость особенно резко проявляется в юности. П. Пілконіс и Ф. Зимбардо среди учеников 4-6-х классов школ и колледжей нашли 42% стеснительных, причем различий между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не было. Но уже в 7-8-х классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек.

Детская застенчивость - преходящее явление, что исчезает вместе с появлением опыта контактов, которое было доказано рядом психолого-педагогических экспериментов.

Особую специфику имеет застенчивость у 15-17-летних юношей и девушек в период их общения друг с другом. Интересно, что во время общения с чужими взрослыми уровень застенчивости в них почти такой же, как и во время общения со сверстниками противоположного пола (чувствуют себя уверенно только 10% опрошенных).

- БЕССТЫЖИЕ это чрезмерно свободны в общении, товарищеские до навязчивости, бесцеремонные люди.

В.М. Куницына выделяет пять типов (групп) бесстыдных.

  • високотемпераментні люди, импульсивные, в них отсутствует контроль над словами.
  • плохо воспитанные люди, а также ориентированные на самоутверждение. Они могут прервать разговор, не извинившись, у них нет чувства меры и такта, экстравагантные.
  • возбудимые психопаты, істероїдні личности, эгоцентричны, бесцеремонные и навязчивые до хамства.
  • люди морально извращенные, карьеристы, бесстыдные в худшем смысле слова. Самовлюбленные и нахальные, хотя внешне вежливы. Подхалимы к старшим и грубые с младшими.
  • неадекватно адаптированы застенчивые; это те, кто, пытаясь преодолеть свою застенчивость, впадает в другую крайность.

Уязвимы и мстительные. Уязвимость как эмоциональная свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. В гордых, тщеславных, самолюбивых людей обостренное чувство собственного достоинства, вследствие чего они расценивают как оскорбительные обычные слова в их адрес, подозревающих людей в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. В отдельного человека могут быть особенно чувствительны пункты уязвимости, с которыми она связывает больше всего ущемления чувство собственного достоинства и, если их затронута, может дать бурную аффективную реакцию.

Уязвимость, по данным Ковалева, связанная со склонностью к агрессивному поведению, причем эта связь более тесную у девочек по сравнению с мальчиками.

Мстительность - это склонность человека к мести, то есть к агрессии в отплату за причиненное зло. Изучение мстительности у школьников 5-11-х классов, которое проводил П.А. Ковалев, показало, что, во-первых, во всех возрастных категориях мстительность у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и во-вторых, наибольшую мстительность у мальчиков наблюдается в возрасте 12 и 14-15 лет. У девочек существенной возрастной динамики мстительности не обнаружено.

Между мстительностью и склонностью к агрессивному поведению, по данным Ковалева, в большинстве возрастных групп выявлена связь, причем более тесный - у девушек.

Сентиментальные. Некоторым людям свойственна эмоциональная чувствительность особого рода, обозначаемая как сентиментальность (от франц. - чувство).

СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ - это излишняя эмоциональная чувствительность, которая имеет оттенок слащавости, нудной нежности или слізливої зворушливості. Сентиментальный тот, кто легко умиляется, становится взволнованным, то есть обнаруживает нежные «чувства» по отношению к объекту, что кажется ему трогательным.

Сентиментальные натуры склонны к созерцательности. Они чувствительны и пассивные, их чувства не предопределяют активной деятельности, мир их переживаний они скрывают в себе, они любуются своими переживаниями.

Емпатійні. Эмпатия означает духовное единение. Когда один человек настолько увлечен переживаниями другого, что время отождествляется с ней, будто растворяясь в ней. Эта эмоциональная особенность человека играет значительную роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними.

В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоционально-интуитивную форму отображения, что является особо изощренным способом «вхождения» в психоэнергетическом пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера по общению, а для этого необходима повышенная проходимость. Она возникает, когда человек демонстрирует другом соучастие и сопереживание. Отсюда соучастие, сопереживание - не содержание и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели - выявление, понимание, предвидения индивидуальных особенностей другого а следовательно, воздействия на него в нужном направлении (добиться его симпатии и доверия).

Бойко выделяет в эмпатии три канала: рациональный, эмоциональный и интуитивный.

  • Рациональный канал характеризует направленность внимания, восприятия и мышления того, кто проявляет эмпатию, на сущность другого человека, на ее состояние, поведение, на имеющуюся у него проблему. Это проявление спонтанного интереса к другому.
  • Эмоциональный канал позволяет емпатуючому входить в эмоциональный резонанс с другими - сопереживать, быть сообщником.
  • Интуитивный канал дает возможность видеть поведение других, опираясь на опыт, который хранится в подсознании человека, который обнаруживает эмпатию.

Важную роль в формировании и развитии эмпатии имеет эмоция сумму. Плач ребенка вызывает у матери чувство сожаления, заставляет обратить на ребенка внимание, успокоить ее. Сам воспоминание о печальном событии, которая состоялась с близким человеком, вызывает сожаление, желание помочь.

Тревожные. У многих людей есть высокая тревожность, то есть выраженная эмоциональная свойство личности, которая способствует частым проявлениям состояния тревоги (беспокойство) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые этому не способствуют.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желаемый уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

Высокая тревожность проявляется в тенденции объективно оценивать явления, предметы, события как опасные, угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно.

Относительно роли тревожности в успешности обучения, то разные исследователи получили неоднозначные результаты. Обнаружено, что связь тревожности с успеваемостью умственной деятельности зависит от многих факторов: мотивации, трудностей материала, возраста и других факторов. В целом является отрицательная корреляция между тревожностью и успешностью обучения, однако незначительный уровень тревожности может способствовать обучению, увеличивая продолжительность самостоятельной работы с учебным материалом.

Г. Кеттелл и И. Шрейер показали, что высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности. Повышенная личностная тревожность, по данным Ю.А. Цагареллі, негативно влияет на успешность концертно-исполнительской деятельности музыкантов.

Однако и низкая тревожность может предопределять плохую эффективность деятельности. Все зависит, видимо, от вида деятельности, которым занимается человек. Тревожность влияет на стиль деятельности.

Есть основания предполагать, что тревожность играет определенную роль в естественном отборе в некоторых видах деятельности, в частности - в спорте. В частности, практически не обнаружено спортсменов с высокой тревожностью в таком виде спорта, как парашютный, причем как среди мастеров, так и новичков.

Совестливые. В ряде работ зарубежных авторов совесть или способность чувствовать вину рассматривают как личностную черту.

Способствует формированию совестливости религиозное воспитание, вера в Бога но главным фактором остается нравственное воспитание формирование социально зрелой личности. Обнаружено, например, что фактор пола имеет большее влияние на переживания вины, чем религиозность: мужчины гораздо реже говорили о переживания вины, чем женщины. Это нашло подтверждение в авторском исследовании совестливости.

Любознательные. К.К. Платонов определяет интерес как свойство личности, которая выражается в нецілеспрямованій эмоционально окрашенной любознательности. Итак, любознательность как устойчивая черта личности, отражает и эмоциональную, и мотивационную сферу личности в их единстве, образуя своеобразный эмоционально-мотивационный комплекс.

 

Литература

1.  Шухт денис В.Т. Преодоление монотонности труда в промышленности. - М., 1974.

2.  Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

3.  Борисова А.А. Эмоциональний облик человека и психологическая проницательность / / Особености познания и общения в процессе обучения. - Ярославль, 1982 - С. 92 - 96.

4.  Вари М.М. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

5.  Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989.

6.  Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. - М., 1980.

7.  Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

8.  Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. / / Вопросы психологии. - 1970.

9.  Выготский Л.С. Учение об эмоциях / / Собр. соч. - Т. 4. - М., 1984. - С. 90 - 318.

10.  Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

11.  Горбунов Г.Д. Учитесь управлять собой. - Л.: Знание, 1976.

12.  Джемс В. Психология / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991.

13.  Додонов Б.И. В мире эмоций. - К.: Политиздат, 1987.

14.  Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / / Вопросы психологии. - 1975. - №6.

15.  Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.

16.  Зарудная А.А. Эмоции и чувства / / Психология: Учебник. - Минск, 1970.

17.  Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.

18.  Линдслей Д.Б. Эмоции / / Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса. - М., 1960. -С. 629-684.

19.  Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983.

20.  Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1979.

21.  Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. - М.: Наука, 1979.

22.  Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М., 1971.

23.  Якобсон П.М. Психология чувств. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 174 - 238.



Назад