Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

24.1. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий


Особенности эмоциональной сферы педагогов. Как отмечает М.И. Педаяс, эмоциональность учителя является важнейшим фактором влияния и взаимодействия в учебно-воспитательной работе. От нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.

В первые годы работы в школе склонность к переживания радости в молодых учителей уменьшается, а к переживания сумму, гнева и страха - увеличивается. Затем по мере увеличения стажа и приобретения опыта картина меняется: склонность к переживания радости растет, а к переживание негативных эмоций уменьшается. Растет и оптимизм учителей. Важно и то, что с увеличением стажа снижается гневливость учителей.

Самая высокая эмоциональность обнаружена у учителей школ, что можно связать с особенностью контингента учащихся.

Выявлено эмоциональные разногласия между учителями-предметниками. У учителей физкультуры, трудового обучения и пения общая эмоциональность выражена больше, чем у учителей, которые преподают гуманитарные и естественные науки.

Среди многих профессионально важных качеств учителя способность к эмпатии - на первом месте. У молодых учителей со стажем до пяти лет значимость этой эмоциональной характеристики учителя возрастает еще больше. Лишь в опытных учителей со стажем шесть лет и более эмпатия занимает второе место, доступаючись по значимости профессиональным знаниям и интеллекту.

Общая экспрессивность поведения с увеличением стажа практически не меняется, хотя снижение по отдельным каналам экспрессии есть. У учителей с большим стажем (более 20 лет) больший темп речи, ее образность и интонационная выразительность, чем у учителей с малым стажем (до пяти лет).

Самая высокая экспрессивность свойственна учителям со средним уровнем профессионального мастерства. Учителям с высоким уровнем педагогического мастерства присущ средняя степень выраженности экспрессивности. В то же время у учителей с низким уровнем мастерства наблюдают слабую выраженность экспрессии при большом количестве лишних движений.

У учителей начальной школы общая экспрессивность выше, чем у учителей, которые преподают в средних и старших классах, что свидетельствует об их большую открытость и непосредственность в выражении своих чувств в общении с младшими школьниками.

По данным О.П. Ивановой, уровень емпатійності у учителей-практических психологов в отношении родителей, старших людей и животных выше, чем у учителей-предметників, в отношении детей и литературных героев - одинаковый, а в отношении незнакомых людей - ниже.

Важным профессиональным качеством педагога является проницательность. Эта качество связана с эмоциональной сферой человека.

Успешность взаимодействия учителей с учениками зависит не только от емпатійності первых, но и от социального статуса и особенностей личности вторых. Среди трех типов педагогов, которые выделил Г. Буш, есть учителя, ориентированные на личность учеников. Их особенностью является высокая способность к эмпатии, коммуникабельность.

Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов. Сфера искусства до сих пор не привлекла к себе должного внимания психологов. Поэтому эмоциональные особенности музыкантов, артистов, художников изучены очень слабо.

Важным условием успешности музыкально-исполнительской деятельности на эстраде есть эмоциональная устойчивость. В частности, в лауреатов обнаружено минимальный уровень передконцертної тревоги. В то же время у новичков передконцерна тревога высокая. Экспрессия музыканта-исполнителя (эмоциональный или интеллектуальный компонент) влияет на адекватность распознавания слушателями эмоционального содержания музыки.

Исполнителям по сравнению с педагогами в большей степени свойственны переживания радости. В то же время, как проявление негативных эмоций и интенсивность эмоционального реагирования в процессе социального взаимодействия в них выражены достаточно слабо.

Особое значение имеют эмоции в актеров драматических театров. Они должны изображать эмоциональные переживания своих героев, а это требует от них собственного глубокого сценического переживания, что, по данным А.П. Єршової, зависит от эмоциональной возбудимости и реактивности, а также от богатой чувственно-конкретного воображения.

В актеров по сравнению с людьми технических профессий обнаружили повышенную личностную тревожность и эмоциональную неустойчивость (нейротизм). Способность к эмпатии тоже больше выражена у актеров, но существенные разногласия обнаружено только между группами мужчин. Между актерами - мужчинами и женщинами разногласий по эмпатией нет, а тревожность у женщин выше.

Особенности эмоциональной сферы медицинских работников. Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала соболезнования, заботливости, что требует проявления эмпатии. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие соціономічні профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии.

Медицинские работники постоянно видят людей, которые сталкиваются со страданием, поэтому вынуждены строить своеобразный барьер психологической защиты от больного, проявлять меньше эмпатии, иначе им грозят эмоциональные перегорания и даже невротические срывы.



Назад