Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

24.3. Эмоции при патологии


Патология и эмоции. Причинами расстройств специфические психологические факторы и, в частности, особые ценности и установки, которые поощряют и культивируют во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую склонность к эмоциональных расстройств, в том числе к переживание негативных эмоций и депрессивных и тревожных состояний.

Количество депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особенно значимые индивидуальные достижения и успехи и соответствие самым высоким стандартам и образцам. Особенно это характерно для США, где депрессия оказалась бичом американского общества, что пропагандирует успех и благополучие.

По данным Комитета по психического здоровья США, каждый десятый житель этой страны страдает или страдал тревожным расстройством в виде генерализованного тревожного расстройства, агарофобії, паники или социальной фобии.

Еще К. Хорни, создав социокультурной теории неврозов, обратила внимание на тот социальный факт, что способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, которые проповедуют любовь и партнерские уровне отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей («Враждебный и агрессивный не я, а те, кто меня окружают»). Подавление собственной враждебности предопределяет, по мнению Хорни, резкий рост тревоги через восприятие окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на агрессию, то есть на активное противодействие опасности. Этому способствует и культ силы и рационализма, что приводит к запрету на переживания и выражения отрицательных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и психика работает по принципу «парового котла без клапана».

Патологические изменения эмоциональных свойств личности. Аффективная возбудимость - это склонность к чрезмерно легкого возникновения бурных эмоциональных вспышек, неадекватных относительно их причины. Она оказывается в приступах гнева, ярости, вспыльчивости, которые сопровождаются двигательным возбуждением, необдуманными, порой опасными действиями. Дети и подростки с аффективной возбудимостью капризные, уязвимые, конфликтные, часто чрезмерно подвижные, склонны к выходкам. Они много кричат, легко ожесточаются. Любые запреты вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией. Аффективная возбудимость характерна для психопатии, неврозов, психопатоподібного варианта психоорганічного синдрома, эпилепсии и астении. При психопатии возбудимого типа, которая формируется, и при эпилепсии аффективная возбудимость оказывается в сочетании с преимущественным мрачным настроением, жестокостью, мстительностью.

Раздраженность является одной из форм проявления аффективной возбудимости. Это склонность к легкому возникновения избыточных негативных эмоциональных реакций, что по своей выразительностью не соответствуют силе раздражителя. Раздражительность может быть свойством патологической личности (например, при психопатии возбуждающе, астенического, мозаичного типа) или в совокупности с другими симптомами являются признаком астении различного генезиса (ранней резидуально-ограниченной церебральной недостаточности, черепно-мозговой травмы, тяжелых соматических заболеваний). Раздражительность может быть и свойством dysthymia.

Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью (гиперестезией) до всех внешних раздражителей. Даже небольшие изменения ситуации или нечаянное слово вызывают у больного непреодолимые и некориговані бурные эмоциональные реакции: плач, рыдания, гнев и др. Аффективная слабость наиболее характерна для тяжелых форм органической церебральной патологии атеросклеротического и инфекционного происхождения. В детском возрасте она случается в основном при выраженном астеническом состоянии после тяжелых инфекционных заболеваний.

Крайним проявлением слабости является аффективной аффективная несдержанность. Оно свидетельствует о тяжелой органическую церебральную патологию (ранние инсульты, тяжелые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания головного мозга). В детском возрасте случается редко.

Разновидностью аффективной слабости есть гневливость, то есть склонность к быстрому возникновения аффекта гнева, что сопровождается языковыми и двигательными нарушениями, разрушительно-агрессивным поведением. Она оказывается у больных с астеническими и церебрастеническими расстройствами, связанными с соматическими заболеваниями и резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы. При эпилепсии и посттравматической энцефалопатии гневливость значительно длиннее и сопровождается грубым поведением.

При некоторых патологиях (эпилепсии, энцефалите) может наблюдаться аффективная вязкость (инертность, ригидность) в сочетании со склонностью к концентрации прежде всего на неприятных переживаниях. При эпилепсии аффективная вязкость сочетается с аффективной возбудимостью, склонностью к бурным неадекватных эмоциональных реакций. В детском возрасте аффективная вязкость проявляется в чрезмерной впечатлительности, фиксации на неприятностях, злопам'ятності, мстительности.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗЛОПАМЯТНОСТЬ - связана с психическими расстройствами (например, при эпилепсии), неадекватно длительное переживание субъектом ситуации, которая травмировала, с представлением о причинение мести. Однако, в отличие от мстительности, такое переживание не обязательно реализуется в действии, но может сохраняться на протяжении многих лет, порой всю жизнь, превращаясь иногда на навязчивую цель.

САДИЗМ - патологическая эмоциональная свойство личности, выражающееся в переживании удовольствие от жестокости по отношению к другим людям. Диапазон садистских актов очень широк: от упреков и словесных оскорблений к жестокому избиению с нанесением тяжелых телесных повреждений. Возможно даже убийство из похотливых побуждений.

МАЗОХИЗМ - склонность к получению сексуального удовольствия лишь при унижениях и физическом страдании (избиение, укусы и т.п.), которых причиняет сексуальный партнер.

САДОМАЗОХИЗМ - сочетание садизма и мазохизма.

Искажение эмоциональных реакций. Эмоциональная неадекватность. При ряде патологий (шизофрении, патологический пубертатній кризисе, эпилепсии, некоторых психопатиях) эмоциональные реакции становятся неадекватными той ситуации, в которой находится человек. В этих случаях могут наблюдаться аутизм, эмоциональная парадоксальность, паратимія, парамімія, эмоциональная двойственность (амбивалентность), эмоциональные автоматизмы и ехомімія.

Аутизм - это уход от действительности с фиксацией на своем внутреннем мире, на аффективных переживаний. Как психопатологический феномен - это болезненный вариант інтровербії. Оказывается в эмоциональной и поведенческой відгородженості от реальности, свертывании или полном прекращении общения, «погружении в себя».

Случаи, которые характеризуют эмоциональную парадоксальность, описано и обсужден еще в начале XX ст. А.Ф. Лазурський связывал их с преимуществом ассоциаций по контрасту, характерным для душевнобольных. Это стремление причинить вред или причинить неприятность тем существам, которых человек особенно любит, и именно в ту минуту, когда они более дорогие. Это появление в искренне религиозного человека во время богослужения непреодолимого желания произнести кощунственную брань или некой неудержимой выходкой нарушить торжественную церемонию. Сюда же Лазурський причисляет и своеобразное наслаждение от сильной зубной боли или от сознания крайней позора и унижения.

Все проявления эмоциональной парадоксальности можно отнести к двум группам. В одном случае это возникновения у больного переживаний, не адекватных ситуации. Такое расстройство имеет название паратимії. Например, о неприятном событии сообщают с улыбкой, а о радостном - со слезами. Такая смена действий наблюдается при органических поражениях коры полушарий головного мозга. В противном случае для эмоциональной парадоксальности характерно ослабление адекватных эмоциональных реакций на важные события при одновременном усилении реакции на незначительные сопутствующие события. Такая неадекватность связывается с психоестетичною пропорцией. Это «копание в мелочах» или «когда из мухи делают слона». Эмоциональные реакции больного при этом трудно предсказуемы.

Проявление неадекватности выражения эмоций является гримасы. Под ними понимают преувеличены, швидкомінливі мимические движения. По своей экспрессивностью или эмоциональном наполнении гримасы не соответствуют ситуации, в результате чего мимика больного достает «странное» окраску.

Парамімія - это несоответствие мимических проявлений эмоциональном состояния больного. Оказывается как патологическое двигательное возбуждение в мимических мышцах. При этом может сохраняться определенная произвольность мимических выражений, их однонаправленности во внешнем выражении определенной эмоции. Другим проявлением парамімії есть дисонована мимика, когда в процесс возбуждения с разной интенсивностью привлекаются отдельные группы мимических мышц, и при этом теряется их скоординированность, синергизм. Вследствие этого наблюдается сочетание различных, зачастую противоречивых друг другу мимических движений. Например, радостные глаза могут сочетаться с плотно сжатым «злым» ртом, или, наоборот, перепуганный вопросительную взгляд - со ртом, что смеется. Парамімія характерна для дефицитарных состояний при эндогенных психозах и при органических заболеваниях головного мозга. Она входит в кататонического синдрома при поражении подкорковых ядер.

Эмоциональная двойственность (амбивалентность) проявляется в том, что человек в отношении того же объекта испытывать различные эмоции: «работа смертельно надоела, надо бы пойти, но без нее будет скучно». Амбивалентность типичная для невротической личности. В своем крайнем выражении эмоциональная двойственность свидетельствует о глубоком степень расщепление личности.

«Стремительность эмоций» оказывается у больных, страдающих прогрессивный паралич или старческое слабоумие, и думают лишь о том, что отвечает их эмоциям, поезда. Аффекты вспыхивают, но быстро исчезают. Мелочь может осчастливить таких больных или же довести до отчаяния. Это связано с ослаблением тормозного влияния коры на подкорковые центры эмоций.

Эмоциональные автоматизмы оказываются в ощущении, будто собственные чувства и настроения принадлежат не больному, а вызываются извне.

Для ехомімїі характерный автоматизм воспроизведения выразительных средств партнера. Подсознательно копируются выражения лица, интонация, жесты. Ехомімію влечет отсутствие психической энергии, необходимой для торможения автоматизма соответствующих реакций. Ее примером является крик в ответ на крик, смех - смех, злость - злость. Если оба партнера склонны к ехомімії, то их эмоции раскачиваются как маятник, все время увеличивая свою силу.

Это явление наблюдается как у здоровых, так и больных людей.

У некоторых людей резко выраженный чувственный (эмоциональный) тон, который приобретает характер ідеосинкразії, то есть болезненной отвращения к определенных раздражителей, нейтральных или даже приятных для других людей. Такие люди не терпят прикосновения к мягких, пушистых вещей, бархата, запаха рыбы, резких звуков и т. д.

При эмоциональной монотонности эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий. Эмоции однообразные, язык сухой, лишенный мелодичности, образности, тональность голоса приглушена. Бедная мимика, жестикуляция бедная, однотипная.

Эмоциональное огрубение - это потеря тонких эмоциональных дифференциаций, т.е. способности определять уместность тех или иных эмоционально окрашенных реакций и дозировать их. Человек теряет присущий ей ранее деликатность, тактичность, сдержанность, она становится навязчивой, хвалькуватою. В ней теряется привязанность к близким, теряется интерес к окружающему. Эмоциональное огрубение наблюдается при органических нарушениях, которые снижают интеллект (алкоголизм, наркомания, патологические проявления, старение).

Эмоциональной тупости, холодности (иногда обозначается как «моральная идиотия», олотимія) свойственна холодность, бессердечие, опустошенность. Эмоциональный репертуар личности резко ограничен, в нем нет реакций, которые включают моральные, эстетические чувства.

Гіпомімія - это двигательное угнетение, которое развивается в мімічній мускулатуре. Оно проявляется в замедлении темпа, снижении интенсивности и разнообразия произвольных и непроизвольных выразительных движений лицо. Уменьшение только разнообразия мимических движений имеет название обеднение мимики.

Амимия - это высшая степень гіпомімії, которому присуща недвижимость мускулатуры лица, «застывания» определенного выражения лица («маскообразное лицо»), который сохраняется при изменении ситуации, в которой находится больной.

Известные «псевдоафективні реакции» с имитацией внешнего выражения явлений, которые возникают, как полагают, в результате растормаживания безусловного рефлекса. Больные прибегают к гримас, интенсивно жестикулируют, неприлично ругаются.

Невольный плач, хохот наблюдаются при истерии - «рыдаю и не могу остановиться». Больной может горько рыдать утром, после чего чувствует облегчение. Так же невольно возникает смех, улыбка.

Оживление экспрессии наблюдается и в маниакальном состоянии.

Алекситимія (буквально: «без слов для чувств») - это сниженная способность или сложности в вербализации эмоциональных состояний. Всем известно, как трудно бывает выразить свои переживания словами.

Алекситимія проявляется в:

  • сложности идентификации и описания собственных переживаний;
  • сложности проведения разногласий между эмоциями и телесными ощущениями;
  • снижении способности к символизации, о чем свидетельствует збідненість воображения, фантазии;
  • фокусованості в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Патологические эмоциональные состояния. Для аффективного состояния характерна сильная устойчивость идей, которые возникают у человека. При патологических афектах это проявляется в возникновении бредовых идей, которые связаны, как правило, с найінтимнішими сторонами личности больного, поэтому вызывают у него живет в них эмоциональное отношение. Мания величия в прогрессивных паралітиків, бред, самообвинения в меланхоликов обязаны своим происхождением особенностям их эмоциональной сферы.

Чем сильнее подавления, тем интенсивнее аффект, который провоцирует возникновение психического травматического состояния. Терапия, основанная на этой теории, направленная на возвращение в сознание события или связанной с ней вытесненной идеи вместе с сопутствующим чувством. Это возвращение предопределяет разрядку чувство катарсиса () и исчезновения симптомов травматического состояния.

С. Фрейд связывал возникновения психического травматического состояния с подавлением энергии поездов, которые вызывают у субъекта тревогу; разрядка напряжения вызывает разнообразные, в основном приятные эмоции.

Страхи (фобии). В психопатических личностей наблюдают беспричинные страхи, которые не подлежат никаким логическим доводам и овладевают сознания настолько, что делает болезненным жизни этих людей. Такие страхи также есть в тех, кто страдает психостенію, невроз страха и невроз ожидания.

Человек с неврозом страха разделяют на «тиміків», которые страдают неопределенными страхами, и «фобіків», которые страдают некоторым страхом.

Также выделяют различные фобии:

  • агарофобія - боязнь открытого пространства, площадей;
  • айхмофобія - боязнь острых предметов;
  • социальная фобия - боязнь личных контактов;
  • ерейтофобія - боязнь покраснеть.

П. Жани отмечает наличие у психопатов страха перед активностью, перед жизнью.

В детском возрасте (чаще всего дошкольном) страхи могут быть признаками патологической личности (аутистичної, невропатичної, психастенічної и т.п.).

Недифференцированный (беспредметный страх) есть протопатичним страхом с переживанием диффузионной, не конкретизированной угрозы. Он сочетается с общим двигательным беспокойством, соматовегетативними симптомами (тахикардией, покраснением или побледнением лицо, потливостью и т.п.).

Ночной страх встречается в основном у детей дошкольного (с пяти лет) и младшего школьного возраста. Ребенок начинает бояться темноты, боится спать одна, просыпается ночью с криком и дрожит от страха, потом долго не может заснуть. Возникновение ночного страха могут предшествовать реальные переживании в дневное время - испуг, психотравмирующее ситуации при просмотре фильмов ужасов. При депрессивных состояниях в сновидениях часто возникают сюжеты, связанные со смертью.

Ночной страх присутствует также у взрослых. Ночью они становятся более недоверчивыми. В некоторых он проявляется в виде страха перед бессонницей.

В сердечно-сосудистых и депрессивных больных страх перед сном часто возникает через страх заснуть «беспробудно». В этих случаях больные заставляют себя не спать.

Невроз ожидания, по Е. Крепелином, заключается в том, что лица, которые страдают на него, боясь неудачи в исполнении какой функции, приходят в состояние такого робкого ожидания, что чувствуют постоянное затруднения в выполнении определенной функции (половой, мочеиспускание и т.п.).

У душевнобольных возникает беспричинный страх преследования, они боятся, что их убьют, задушат, отберут жилую площадь и т.д.

При гіпертимічних психопатиях, псевдопсихопатіях, эндогенных заболеваниях может наблюдаться повышенное настроение, что имеет различные оттенки.

  • БЛАГОДУШИЕ возникает при олигофрении и органических поражениях центральной нервной системы. Больные живут в безоблачном настоящем, испытывая чувство достатка, с безразличием к внешней ситуации, настроения и отношения к окружающей среде и своей судьбы, с беззаботностью, незлобивістю, слабыми или полностью отсутствовать реакциями на неприятные события. Они удовлетворяются бездельем, равнодушны к замечаний и осуждения.
  • ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ, то есть повышенное настроение с избыточным одухотворенностью, переоценкой свойств своей личности, внешности, возможностей, является основным расстройством при многих маниях амбулаторного уровня в подростков. Характерна также для психопатических личностей и акцентуированных личностей гіпертимного и истерического типа.
  • ЭЙФОРИЯ - это повышенный беззаботно-веселый настрой, который сочетается с благодушием и достатком за отсутствия стремление к деятельности. Для эйфории характерно угнетения умственной деятельности с крайне бедной языковому продукцией. Ее часто наблюдается при олигофрении и органических заболеваниях центральной нервной системы, что приводит к слабоумию.

В основе экстатического аффекта лежит чрезвычайная острота пережитых эмоций с оттенком счастья, восторга, восхищения. Его сопровождает, как правило, дереализация, и он характерен для шизоафективних психозов, имеющих ход с обратно-чувственным бредом и онейроїдним помрачением сознания, а также для некоторых видов эмоциональных аур при эпилепсии. Может проявляться в психопатических и акцентуированных личностей.

Мория представляет собой сочетание маниакального возбуждения, веселья, беззаботности, дурашливости со слабоумием. Оказывается при органических заболеваниях центральной нервной системы.

Гіпотимія - это пониженное настроение разных оттенков. Она возникает при дистимічних личностных акцентуаціях, психопатиях типа «врожденного пессимизма», постпроцесуальних псевдопсихопатіях, после суицидной попытки, при наркомании. Гіпотимія является ядром депрессивного синдрома и оказывается в сочетании с замедленностью мышления, двигательной заторможенностью, пессимистическим идеями и соматовегетативними нарушениями.

Депрессия может иметь и непатологическое происхождения, например, в случае недовольства девушки своим телом, лицом.

Вероятность возникновения депрессии у лиц юношеского возраста повышается за таких факторов:

  • повышенная способность к критическому осмыслению развития своей личности и своего будущего, особенно при фиксации на возможных негативных явлениях;
  • проблемы в семье, экономические трудности, здоровья родителей;
  • низкая популярность среди сверстников;
  • низкая школьная успеваемость.

Средняя и тяжелая форма депрессии в возрасте от 13 до 19 лет, случается довольно редко, хотя количество случаев ее проявления с возрастом увеличивается при пиках в 16 и 19 лет. Однако ее симптомы могут быть опасными для жизни.

Осенью или зимой у многих людей возникает сильная депрессия, которая получила название «сезонного аффективного расстройства». С приходом весны эта депрессия проходит.

Одним из проявлений гіпотимії есть дисфория. Это патологический аффект, для которого характерны мрачность, раздражительность больного. Оказывается в недовольстве всем, в недоброжелательности, склонности к злобы и агрессии («патологическая злобность», враждебность ко всему миру), в грубости, циничности.

Скука тоже характеризует гіпотимію, поскольку является малодиференційованим депрессивным аффектом.

Тоска - это депрессивный эмоциональное состояние, которое проявляется в переживании глубокого сумму, безысходности, сердечной боли. В классическом виде тоску сопровождают болезненные физические ощущения: чувством сжатия и тяжести в груди или боли за грудиной. У детей и подростков с эндогенной депрессией жалобы на тоску крайне редко случаются; чаще всего они определяют свое настроение как «сумм», «подавленность», «скуку». Об их тоскливое настроение можно судить лишь по косвенным признакам: наличии жалоб на тяжесть и боль в области сердца, правой половине груди, в эпигастральной области; особой жестикуляцией с прижиманием руки к груди; чередовании периодов подавленности с психомоторным возбуждением; отрывочных высказываниях о непереносимость страданий.

Астения (от греч. - бессилие, слабость) возникает при различных заболеваниях, а также при чрезмерной умственном и физическом напряжении, длительных конфликтах и отрицательных переживаниях. Ей присуща не только слабость, повышенная утомляемость, но и существенные изменения в эмоциональной сфере. Появляется эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, раздражительность, слезливость. Человек переживает собственную малоценность, стыд, робость. Эти переживания могут неожиданно меняться противоположными стенічними переживаниями.

Патологическая застенчивость. В.Л. Леви и Л.З. Волков выделили три типа патологической застенчивости подростков.

  • ШИЗОЇДНО-ІНТРОВЕРТОВАНИЙ (конституциональный). Связан с изолированностью подростка в группе, его неконформною поведением, явлениями дисморфофобії, сокращением общения с людьми («бегство от оценок»). Эта форма, достаточно близка к аутистичності, является устойчивой и наиболее неблагоприятной в терапевтическом прогнозе.
  • ПСЕВДОШИЗОЇДНИЙ. Возникает в закомплексованої человека через наличие у нее физических дефектов, физической или социальной неполноценности (ожирение, косоглазие, заикание, от неблагозвучного имени или фамилии). Оказывается лишь с незнакомыми людьми. Пытаясь побороть застенчивость, подростки часто обнаруживают развязность.
  • ПСИХАСТЕНІЧНИЙ. Его характеризует снижен уровень притязаний в старшем возрасте, отсутствие стремления к лидерству, конформное поведение. Запущена застенчивость может приобретать различные формы «побега», в том числе и пристрастия к алкоголю, наркотикам.

Эмоциональная сфера при различных патологиях. Эмоциональные нарушения у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта. При ранних расстройствах шизофренического характера, выраженном психическом недоразвитии наблюдают эмоциональную незрелость (недоразвитие). Ей присуще отсутствие или недостаточность эмоциональных реакций на окружающую среду. В раннем возрасте ослаблен или отсутствует «комплекс оживления» (эмоциональная реакция на мать, игрушки), вялость, сонливость. В дошкольном возрасте отсутствует или пониженный интерес к окружающему, к играм. В старшем возрасте отсутствуют сожалению, сострадание, чувство привязанности, слабо выраженные эмоции и интересы.

Наряду с общей эмоциональной незрелостью при различных формах задержки психического развития наблюдают специфические эмоциональные нарушения.

При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней ступени развития, отвечая психическому складу ребенка более раннего возраста.

При задержке психического развития церебрально-органического генезиса появляются нарушения в эмоциональной сфере: отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдают склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности. Привязанности и эмоциональные переживания менее глубокие и дифференцированы. У детей преобладает негативный эмоциональный фон, характерна склонность ребенка к трусости, страхов.

При задержке психического развития соматогенных происхождения наблюдают робость, связанную с ощущением своей неполноценности.

При задержке психического развития психогенного происхождения наблюдают робость, застенчивость при общении с взрослыми через психотравмирующее условия воспитания. Отмечают тревожность и пониженное настроение.

По данным И.П. Бучкіної между подростками из задержкой психического развития наблюдают взаимность антипатий; своих одноклассников эти подростки воспринимают как менее привлекательных и ожидают, что и их самих воспринимают так же.

Є.С. Штепа отмечает, что для этих детей характерны тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость. Ведущими эмоциональными характеристиками в них есть уязвимость, подозрительность и чувство вины.

При локальных поражениях мозга возможны как постоянные эмоциональные расстройства (вплоть до «эмоционального паралича»), так и пароксизмальные (временные) аффективные нарушения, которые возникают или спонтанно, без всякого внешнего повода, или в ответ на реальную причину, но неадекватные ей.

Для гіпофізарно-гипоталамической локализации очага возбуждения, по данным Т.А. Доброхотової, характерно постепенное обеднение эмоций, исчезновение экспрессивных средств их выражения на фоне изменения психики в целом. Для височных нарушений характерны устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне хранения свойств личности. Для нарушений лобных отделов мозга характерно обеднение эмоций, наличие эмоциональных параличей» или же эйфории в сочетании с грубыми изменениями личности больного. При этом в первую очередь страдают социальные эмоции.

А.Р. Лурия рассматривал эмоционально-личностные изменения (эмоциональное безразличие, тупость, эйфория, благодушие и т.д.) как важнейшие симптомы нарушений лобовых частей мозга.

Происходят изменения в эмоциональных нарушениях при нарушениях правого и левого полушарий головного мозга.

Эмоциональные нарушения у душевнобольных. С. Вандерберг и М. Маттісон выясняли, насколько нарушены опознания эмоций по выражению лица у душевнобольных. Было обнаружено, что больные параноїдною формой шизофрении дают более высокий процент адекватного определения эмоций, чем другие шизофреники.

В работах психиатров отмечено, что на фоне алкогольной деградации возникают характерные изменения в эмоциональной сфере больных. Эмоциональные переживания становятся неглубокими, поверхностными, оказывается некоторая ейфоричність.

Литература

1.  Шухт денис В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. - М., 1974.

2.  Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990.

3.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

4.  Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989.

5.  Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

6.  Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

7.  Виноградов Ю.Э. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности / / Психологические исследования творческой деятельности. - М.: Наука, 1975. -С. 50-87.

8.  Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер, 1995.

9.  Виткин Дж. Мужчина и стресс. - СПб.: Питер, 1996.

10.  Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М., 1966.

11.  Дорфман Л.Я. Эмоция в искусстве. - М., 1997.

12.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.

13.  Кон И.С. Психология юношеской дружбы. - М.: Просвещение, 1973.

14.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. - Ярославль, 1996.

15.  Кубланов Б.Г. Эстетическое чувство и искусство. - Львов, 1966.

16.  Лукьянов B.C. Эмоции и здоровье. - М., 1966.

17.  Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983.

18.  Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1979.

19.  Славина С.Л. Дети с аффективным поведением. - М.: Педагогика, 1966.

20.  Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников / / Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 42-49.

21. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - М., 1986.

22.  Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.



Назад