Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

25.1. Понятие свободы и ее функций


Вопросы, которые касаются свободы, в мировой философии и психологии решали по-разному. В психологии часто выделяют три основные сферы: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Впервые их было выделено еще во времена античности - в пределах спіритуалістичного направления. Собственно, Платон говорил, что человеческая душа состоит из таких частей, как умственная, гневная и похотливый. Именно гневная душа, что преобладает над другими частями в человека, который принадлежит к сообществу воинов, является олицетворением свободы. Она обеспечивает эффективность действий воина, обязанного выполнять приказы в сложных условиях внешней противодействия. Такова воля является сознательной духовной силой, которая служит утверждению умственных целей.

Впервые рациональную природу воли возразил А. Шопенгауэр. Он трактовал волю как темную, бессознательную, иррациональную силу, которая лежит в основе мира. Такова воля (то есть воля к жизни) более соответствующая хтивій части души за Платоном. Поэтому от нее человек должен освободиться, чтобы иметь некую надежду в жизни.

Другое философский вопрос о волю касается свободы воли. Есть два его решения: детерминизм (свободы воли нет) и индетерминизм (свобода воли).

За С.А. Левицким, вопрос о СВОБОДУ ВОЛИ распадается на три вопроса:

  • о свободе действия (она ограничена законами физики, физиологии);
  • о свободе выбора (то есть ли способна человеческая воля выбирать между мотивами; за детерміністами, волевое жизнь человека сводится к борьбе мотивов, в которой сильнейший мотив автоматически побеждает, но критерием силы мотива может быть только его действенность. Итак, о том, какой мотив считать сильнейшим, мы узнаем не раньше, чем он победит);
  • о свободе хотения, желания (это вопрос о том, соответствует ли ощущение желания возможности - этот уровень вопрос является самым глубоким, он касается проблемы моральной ответственности человека за свои поступки).

На наш взгляд, удачное решение проблемы свободы воли заключаются в признании внутренней, субъектной детерминации случайных поступков человека, которая предстает такой закономерностью, что реализуется только через свободное волеизъявление. Недаром B.C. Братусь подчеркивал, что настоящая свобода прежде всего связана с положительной свободой, с возможностью творческой постановки целей, которые прямо не выходят из конкретных обстоятельств, но направленные на превращение этих обстоятельств и себя в них.

По мнению С.Л. Рубинштейна, становление свободы - это становление субъекта, способного к самоопределению. Здесь самоопределение не следует понимать как абсолютная неопределенность ничем. Речь идет о соблюдении меры между собственным влиянием человека на свои поступки и влиянием других сил. Источником такой детерминации является не некий общий закон «мотивации», а сущность человека, его неповторимое «я».

Собственно воля, на что указывают исследователи, является тем психическим процессом, который отличает человеческий способ существования. Благодаря воле мы имеем выше - произвольные формы других психических процессов (внимания, памяти процессов и т.п.), которые не свойственны ни одному существу, кроме человека.

В советской психологии была распространена тенденция понимать свободу как средство подчинения индивидуальных мотивов высшим общественным целям. Отсюда выводился волевая природа индивидуальных ценностей личности, что их понимали как усвоены общественные ценностные достояние. Однако существует другой взгляд на индивидуальные ценности, согласно которому их происхождения предстает не как общественное (внешнее), а как сущностное, духовное (внутреннее). В этом случае свободу следует понимать не как средство подчинения личности и социума, а как средство реализации, воплощения человеком собственной сущности в ее жизнедеятельности. Однако представление о социальную сущность свободы за последние годы теряет былую популярность в отечественной науке, а представление о свободе как духовную, сущностную силу человека все распространяется.

Волю в психологии чаще всего определяют:

  • через ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА личности - инициативность, самообладание, выдержку, настойчивость, решительность, целеустремленность и т.п.;
  • через ПРОИЗВОЛЬНУЮ РЕГУЛЯЦИЮ поведения, психических процессов;

• через ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, которые определяют по следующим признакам: осознанность, целеустремленность, преодоление препятствий, инициация действия, наличие волевого усилия, отсутствие зависимости от актуальной потребности.

Ни одна из приведенных признаков не является достаточным для определения содержания свободы, но вместе они отличают волевую действие в ее специфике.

В психологической науке есть несколько наиболее распространенных определений понятия свободы.

Согласно взглядам В. Селиванова, под волей следует понимать активность личности, прежде всего активность регуляции в условиях преодоления трудностей. Эта активность имеет два аспекта: содержательный и аспект формы проявления процесса. В целом формы активности личности разделяют на:

  • импульсивную (мгновенную психическую реактивность личности на внутренние или внешние воздействия - без раздумий, оценки последствий);
  • привычную, где действия являются в основном стереотипными, а волевой контроль происходит по привычке;
  • волевую, как высшую форму активности, по некой особенности ситуации - напряжение между мотивацией и препятствием оказывают наибольшее сопротивление личности и требуют усилий сознательной саморегуляции поведения.

За В. Іванніковим, под волей следует понимать произвольную форму мотивации с созданием дополнительного побуждения (или торможения) к общественно-необходимой или социально-контролируемой действия.

ВОЛЯ - это:

  • последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, а именно в овладении собственным мотивационным процессом;
  • это произвольное создание побуждение к действию через субъективный мотив.

Собственно воля есть не только особым способом мотивации, а ее особой формой - произвольной мотивацией. Воля принадлежит к личностного уровня регуляции, который характеризуют наличием личностного смысла, то есть отражение в сознании человека отношение мотива к цели и условий действия.

С позиции К. Левина, если поведение вообще является результатом разгрузки той энергии, источником которой являются наши потребности, то свобода - это такое поведение, которое опирается на источники энергии не естественных потребностей, а квазіпотреб. Эти квазіпотреби - мнимые потребности - создают напряжение, которое и вызывает принятия решения. Д.М. Узнадзе считал, что основой течении такого поведения есть соответствующие установки, которые ее цілеспрямовують и упорядочивают.

Следовательно, воля трактовалась как активность, как форма мотивации, как деятельность. Случаются определения, в которых она предстает как психический процесс сознательного управления деятельностью, который проявляется в преодолении трудностей и препятствий на пути к цели.

ВОЛЯ - это сознательное управление человеком своей деятельностью и поведением, что проявляется в принятии решения, преодолении трудностей и препятствий на пути достижения цели, выполнение поставленных задач.

Воля - это сознательно направлена активность личности. Она является внутренней активностью психики, связанной с выбором мотивов, целеполаганиями, стремлением к достижению цели, усилиям к преодолению препятствий, мобилизацией внутренней напряженности, способностью регулировать побуждение, возможностью принимать решения, торможением поведенческих реакций. Все это - специфические свойства воли. Связь свободы с активностью имеет важную характеристику - умышленность, сознательную целеустремленность психических процессов в состоянии волевой активности.

Сознание і воля являются самостоятельными, хотя и сочетанными и перехрещуваними гранями психического. Выполняя свою роль в психическом процессе, сознание не становится волей, но все же является ее важным признаком. Сознание и в волевом процессе остается сознанием. Она обеспечивает выполнение волей ее функций.

В целом волевая деятельность личности охватывает:

  • волевые процессы, которые имеют место в любом волевому поступка, усилии;
  • волевую деятельность, которая выражается в осуществлении произвольных и непроизвольных действий;
  • волевые состояния - это временные психические состояния, которые оптимизируют, мобилизуют психику человека на преодоление внутренних и внешних препятствий. Часто такие состояния оказываются в волевом усилии, которое отражает силу нервно-психического напряжения, что мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека;
  • волевые качества - относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования человека.

Волевая регуляция всегда начинается с интеллектуального акта, из осознание проблемной ситуации. Рефлексия и анализ проблемной ситуации требуют «включения» волевых актов - это «моменты движения» деятельности. В моменты «пуска» и «остановки» волевого регулирования роль интеллекта наиболее выражена.

Воля выполняет две взаимосвязанных функции - побудительную и тормозную.

Побудительная функция обеспечивает активность человека в преодолении трудностей и препятствий. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее она осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым), обуславливая переживания, связанные с предсказуемыми последствиями действия.

Основным проявлением воли становится поступок. Побуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от естественных потребностей в высших побуждений, связанных с переживанием моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как нравственной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего проявляется в единстве со побудительной. Человек способен тормозить возникновения нежелательных мотивов, выполнение действий, поведение, которые противоречат представлениям о образец, эталон и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности. Волевой регуляции поведения было бы невозможным без тормозной функции.



Назад