Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

26.1. Понятие способностей и их развития


Способности тесно связаны с общей направленностью личности. В.Є. Чудновский отмечает, что соотношение направленности личности и уровня способностей неоднозначное: высокий уровень способностей существенно влияет на стиль поведения и формирования личности. Еще большее значение имеет тот факт, что развитие способностей в немалой степени определяется условиями воспитания, особенностями формирования личности, ее направленностью, которая способствует раскрытию способностей, или, наоборот, приводит к тому, что способности не реализуются. В основе одинаковых достижений при выполнении какой деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успеха различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Важными факторами процесса обучения и воспитания сензитивные периоды, наиболее благоприятные для становления тех или иных способностей.

СПОСОБНОСТИ - это сочетание благоприятных индивидуально-своеобразных особенностей и качеств психики, которые проявляются в скорости, результативности и качества выполнения соответствующей деятельности при минимальных силовых, энергетических и временных затрат.

Исходной предпосылкой для развития способностей те природные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. В то же время биологически унаследованные свойства человека не определяют ее способностей. Мозг концентрирует в себе не те или иные специфические человеческие способности, а только способность к формированию этих способностей (С.Л. Рубинштейн).

Уровень развития способностей зависит:

  • от качества знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;
  • природных задатков человека, качества природных нервных механизмов элементарной психической деятельности;
  • большего или меньшего «тренированности» самых мозговых структур, которые принимают участие в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (Б.И. Додонов).


Назад