Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

26.3. Развитие способностей


В настоящее время перед обществом остро стоит проблема выявления закономерностей и механизмов формирования и развития способностей. Это предъявляет соответствующие требования к психологии.

Естественную основу развития способностей составляют задатки - прирожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, которые оказываются в типологических особенностях человека. Однако задатки является лишь предпосылкой способностей. Только своевременный проявление и развитие задатков человека через воспитание обусловливает формирование у нее способностей. Для этого чаще всего применяют систематические тренировки, которые предусматривают активное включение в деятельность.

Первым признаком зарождения способностей наклон - устойчивая ориентация индивида на определенную деятельность, которой он стремится заниматься. Настоящий наклон рядом с тяготением к деятельности обусловливает быстрое достижение высоких результатов. Неправильный наклон, в отличие от настоящего, может проявляться в созерцательном отношении к чему-либо, несмотря на активное увлечение, дает посредственные результаты.

Кроме задатков, важное значение для развития способностей имеет учет в воспитательном процессе сенситивных периодов формирования функций. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к определенным воспитательных воздействий, к усвоения тех или иных видов деятельности. Например, в возрасте 2-3 лет ребенок интенсивно овладевает языком окружения, которая впоследствии становится для нее родным. Важно подчеркнуть, что периоды особой готовности к овладению определенными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если ту или иную функцию не было развито в сензитивний период, то впоследствии ее развитие окажется затруднительным, а то и вовсе невозможным. Именно поэтому, люди, которые стремятся выучить иностранный язык во взрослом возрасте, прилагают много усилий, но почти никогда не владеют ею лучше, чем на родном.

Специфическим видом развития способностей личности является ее психологическая подготовка к тому или иному виду деятельности. Например, психологическая готовность личности к профессиональной деятельности предполагает сформированность у нее знаний и умений по специальности, а также определенных моральных и эмоционально-волевых качеств.

Качественный анализ способностей направлено на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые являются необходимыми для эффективного осуществления любого конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их наличии.

Для оценки уровня развития способностей достаточно широко используют разнообразные тесты (тесты достижений, тесты тесты интеллекта, креативности и т.п.). Исследования конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяют выделить общие качества индивида, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности (например, интеллект), а также специальные качества, которые отвечают более узком кругу требований конкретной деятельности (специальные способности). Учета уровня развития способностей во время выбора профессии и при подборе кадров способствует повышению эффективности деятельности человека и степени его удовлетворенности результатами своей деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой способности?

2. Который взаимосвязь задатков и способностей?

3. Какие уровни способностей Вы знаете?

4. В чем проявляются общие способности?

5. В чем проявляются специальные способности?

6. На какие виды делятся способности?

7. Каковы особенности развития способностей?

 

Литература

1.  Айзенк Г. Проверьте ваши способности / Пер. с англ. - М.: Мир, 1972.

2.  Барков В.И., Тютюнников A.M. Как определить творческие способности ребенка. - К.: Украина, 1991.

3.  Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М.: Мысль, 1989.

4.  Гільбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика / Пер. з рос. - К.: ВИПОЛ, 1993.

5.  Голубева Е.А. Комплексное исследование способностей / / Вопр. психологии. - 1986. -№5.

6.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Лантерна: Вита, 1995.

7. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

8. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

9.  Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М, 1999.

10.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

11.  Мясо'їд П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

12. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

13. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

14. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

15. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова, 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.



Назад