Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

27.1. Опыт


ОПЫТ - это знания и навыки, которые человек приобретает в процессе социализации. Сюда также относятся умения, привычки, ценности, социальные установки и т.д.

Приобретается опыт на протяжении обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор. Наряду с биологическими мотивам, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали выше, «духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, обусловленные способностью абстрагироваться от непосредственных воздействий среды.

Вместе с двумя источниками поведения (наследственно закрепленной программой и собственным опытом индивида) возникло третье источник, что формирует человеческую деятельность, - передачи и постижения общественного опыта. Одним из решающих факторов удовлетворения этой важной социальной потребности была речь, что стала формой существования сознания.

Опыт является важным психическим, которое влияет на развитие личности и ее психики. В процессе усвоения знаний, навыков, умений, культурных и национальных ценностей, способов производства, всей совокупности социальных отношений человек проявляет активность, осознает окружающий мир и себя в нем. Через деятельность она участвует в различных системах связей и отношений, определенным образом влияя на них, становится творцом нового. Однако человек сам становится объектом воздействия всех перечисленных компонентов. Эта обратная связь имеет формирующий характер: усваивая социальный опыт, человек развивает свою личность. Следовательно, опыт становится специфическим психическим, которое объективируется в психике и влияет на функционирование других ее подсистем. Уже новое внутреннее психическое личности объективируется в созданных ею предметах материальной и духовной культуры, а также в поступках.

Каждый человек, каждое поколение опирается на опыт предыдущего, продвигаясь вперед. Процесс приобретения опыта неотъемлемый от усвоения им социальных ролей. Такая роль означает социальную функцию конкретной личности, определенную модель поведения. Она зависит от усвоенных и осознанных социальных норм, ожиданий, отношений, совокупности взаимоотношений и т.д. Количество ролей, которые выполняет человек, зависит от тех социальных групп и видов деятельности, в которых она принимает участие. Но чем больше социальных ролей исполняет она, тем больше приобретает социального опыта. Через опыт формируется отношение к жизни, труда, других людей, Родины, народа, обязанности и т.д. Он также влияет на направленность личности в социальном пространстве и времени.



Назад