Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

27.4. Направленность


НАПРАВЛЕННОСТЬ - это свойство личности, которая представляет собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений, которые направляют и ориентируют ее жизненный путь в социальном пространстве и времени.

Под направленностью понимают систему доминирующих мотивов. Ведущие мотивы подчиняют себе все другие и характеризуют строение всей мотивационной сферы человека. Возникновение иерархической структуры мотивов является предпосылкой устойчивости личности.

Какие же главные компоненты направленности личности? В структуру направленности входят, прежде всего, осознанные мотивы поведения: цели, интересы, идеалы, убеждения личности. Их стойка иерархия позволяет в определенных пределах предусмотреть общую направленность личности, ее поступков. Однако на поведение человека влияют не только осознанные, но и малоусвідомлені мотивы. Их соотношение определяет поведение человека в новой ситуации.

Большинство людей движется в социальном пространстве и времени направлено. К движения, активности их побуждают поставленные потребности, цели и другие факторы. Но не каждая цель, которая возникает перед человеком, становится тем, что подталкивает к действию. Только цель, которая имеет для человека притягательную силу, может на протяжении определенного отрезка жизни направлять ее психическую активность, размышления, мысли. У человека появляется довольно сильная внутренняя потребность в действии, возникает мощное побуждение, которое толкает ее к соответствующему поступка. Следовательно, направленность личности обусловлена рядом соответствующих мотивов. Рассмотрим некоторые аспекты мотивации.

Основные теории мотивации принято разделять на две группы: смысловые і процессуальные. В содержательных теориях акцент делается на выявлении и изучении внутренних побуждений (потребностей, мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их профессиональной деятельности. В процессуальных теориях раскрываются закономерности организации целостной мотивированного поведения с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами восприятием, познанием, коммуникацией.

Примером смыслового подхода является концепция «иерархии мотивов» А. Маслоу. Она допускает, что основой мотивов есть потребности, которые образуют пирамиду. По данной концепцией все потребности личности разделены на пять основных групп:

  • Физиологические потребности (А) необходимые для выживания организма. Они лежат в основе гомеостатичної регуляции. Это - потребность в пище, воде, отдыха, сексуальном удовлетворении, убежища и т.д.
  • Потребности самосохранения (Б) включают потребности в защите от физических и психологических опасностей, уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены; в защите от неустроенности, боли, гнева, страха.
  • Социальные потребности (В), т.е. потребности в социальных связях. Они указывают на необходимость: социального единения с группой и принадлежности к ней; социальных контактов, любви, позитивного отношения со стороны других, социального взаимодействия как таковых.
  • Потребности в уважении (Г) включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других - в признании ими личных достижений, компетентности, личностных качеств и достоинств; во-вторых, - потребность в самоуважении.
  • Потребности самоактуализации (Д) указывают на необходимость личности реализовать свои потенциальные возможности и способности, осуществить «личностный рост», то есть развитие собственной личности, понимания, осмысления и развития собственного «Я».

Пять групп потребностей одновременно является и пятью основными уровнями потребностей, расположенными в виде четкой иерархической структуры соподчиненности.

Это означает, что потребности каждого расположенного выше уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех расположенных ниже уровней удовлетворенно. Например, если человек испытывает сильный голод (уровень А), то именно он является главным мотивирующим фактором поведения. Лишь после того, как эту потребность будет удовлетворена, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей других уровней - в частности, безопасности, социального признания и т.д.

Удовлетворение потребностей расположенных ниже уровней является обязательным условием и причиной актуализации потребностей вышележащих уровней. Например, только после того, как будет гарантирована безопасность, возникают потребности социального порядка. После того как человек добивается их удовлетворения (социального признания), она начинает испытывать потребности в уважении, в самоуважении, в собственном совершенствовании.

Низшие потребности (уровни А и Б) обозначаются как «потребности дефицита», а высшие (уровни Г и Д) - как «потребности роста»: первые обеспечивают выживание, а вторые - развитие личности.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются ее потенциальные возможности, потребность в самосовершенствовании никогда не может быть удовлетворена полностью. Поэтому и процесс развития мотивации не является ограниченным.

Следовательно, основу мотивационной сферы личности составляют потребности - психическое явление необходимости личности в средствах и условиях своего существования.

В процессе деятельности происходит развитие личности, так и преобразования среды, в которой живет человек. Итак, потребности - это движущая сила развития личности и его активности. С одной стороны, ее задают человеку условия ее биосоциального существования и связанные с возникновением дефицита в нормальной жизнедеятельности - социальной или биологической. С другой - потребности детерминируют активность, направленную на устранение этого дефицита.

Потребность имеет субъективный и объективный аспекты, которые возникают как единство противоположностей.

Субъективный аспект характеризуют несколько моментов:

  • конкретная недостаток, необходимость;
  • субъективное среду потребности, фон, то есть внутренняя система потребностей, уровень их развития и состояния в это мгновение, которые усиливают или ослабляют импульс к действию;
  • субъективные средства удовлетворения потребностей;
  • субъективная ценность - значимость удовлетворения потребности и усилие, необходимое для ее удовлетворения.

Объективный аспект:

• объект недостатка, потребности;

• объективное среда - ситуация, что способствует или не способствует ее удовлетворению;

  • • объективные пути - средства, возможности удовлетворения потребности;
  • • объективная ценность - значимость удовлетворения потребности и усилия, необходимого для ее удовлетворения.

Состояние потребности характеризует четкая предметная направленность. Причем эта ориентированность на внешний мир предполагает включение этого внешнего в определенной роли к внутренней системы жизнедеятельности человека. Потребность в предмете чувствуется ради его освоения как необходимого, но отсутствующего на эту мгновение компонента системы в целом. Потребность - это всегда ощущение нехватки чего определенного.

Потребности индивида связанные с потребностями общества, они формируются и развиваются в контексте развития последних. Их нельзя понять, не исследуя историческое развитие общества. Анализируя потребности индивида, надо учитывать особенности тех сообществ, к которым он принадлежит. Принадлежность к сообществу является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности.

Однако потребности можно классифицировать и по другим признакам, а именно как биологические, материальные, социокультурные.

Потребности, присущие человеку, можно разделить на базовые, производные и выше:

  • БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - это потребности в материальных условиях и средствах жизни, в общении, познании, деятельности и отдыха, их диктуют объективные законы жизни индивида в обществе и его развития как личности. Каждая из базовых потребностей может иметь разные уровни развития, связанные прежде всего с определенными этапами развития личности.
  • ПРОИЗВОДНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ формируются на основе базовых. К ним относятся эстетические потребности, потребность в обучении.
  • ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ включают прежде всего потребности в творчестве и творческому труду.

Потребность, опосредованное сложным психологическим процессом мотивации, обнаруживает себя психологически в форме мотива поведения.

МОТИВ - это психическое явление побуждение личности к постановке цели и деятельности по ее достижению.

Потребность - когда субъекту не хватает чего конкретного, а мотив - обоснование решение удовлетворить или не удовлетворить данную потребность в определенном объективном и субъективном среде. Прежде чем потребность повлечет действие, личность переживает сложный психологический процесс мотивации, который заключается в осознании той или иной степени субъективного и объективного аспектов потребности и действия, направленного на ее удовлетворение.

Мотивом может стать лишь осознанная потребность и только в том случае, если удовлетворения этой конкретной потребности, многократно проходя через этап мотивации, непосредственно переходит в действие.

С этой точки зрения любые психические явления могут возникать как мотивы поведения лишь при условии, если в соответствующем субъективном и объективном среде каждое из них превращается в потребность, а ее удовлетворение становится привычкой.

27.2

Рис. 27.2. Схема перехода потребности в мотив

 

Поведение человека имеет поліпотребнісну детерминацией. Разнообразные потребности могут сосуществовать, так и противоречить друг другу. С чисто познавательного стороны человека может интересовать одна профессия, с материальной - другая, с позиции престижа - третья и т.д. Остановив свой выбор на одной из них, человек, вероятно, осуществляет большую работу по осознание привилегий той потребности (или их системы), удовлетворение которой для нее наиболее значимое.

Итак, мотив является результатом мотивации и представляет собой внутреннюю психологическую активность, что организует и планирует деятельность и поведение, в основе которых лежит необходимость удовлетворения потребности.

В процессе мотивации потребность достает одну из своих существенных свойств - предметность. Предмет, способный удовлетворить потребность, не является заранее определен. До первого удовольствие потребность не имеет своего предмета. Вступление потребностью своего предмета, ее опредмечування и обусловливает превращение потребности на определенный мотив деятельности.

Мотивы деятельности человека связаны с ее целями. Цели и мотивы действий могут совпадать. Взаимообусловленность целей и мотивов человека очевидна, поскольку цель деятельности всегда зависит от ее мотива.

Чтобы предмет или явление действительности стали целью нашей деятельности, необходимое предварительное осознание человеком, что этот предмет имеет отношение к удовлетворения имеющейся в ней нужды, и потребность в нем побуждает ее к соответствующей действия.

Мотив направляет силы человека в направлении удовлетворения ее потребностей. В отличие от целей, отнюдь не все мотивы человек адекватно осознает. Наряду с хорошо осознанными интересами, стремлениями, убеждениями в психическом жизни человека имеют место и такие личностные тенденции и установки, которые недостаточно адекватно осознанные, что предопределяет искажения в мировоззрении, в поведении.

В основе любой действия лежит потребность, которая психологически оказывается как МОТИВ, что может реализоваться в ряде психологических переменных: интересах, стремлениях, убеждениях и установках.

Под интересами понимают мотивы, в которых воплощаются эмоционально окрашенные познавательные потребности личности.

ИНТЕРЕС - это эмоционально окрашенная выборочная направленность личности, которая выражается преимущественно в ее избирательном отношении к тех или иных явлений, предметов или соответствующей деятельности. В интересах сочетаются эмоциональное и рациональное.

Соотношение указанных компонентов позволяет выделять прямые и косвенные интересы. Непосредственные интересы связаны прежде всего с эмоциональной привлекательностью деятельности, направленной на соответствующий объект. Косвенные интересы касаются результата деятельности. В них преобладает компонент ума. Непосредственные и косвенные интересы тесно связаны между собой.

Количественными характеристиками интересов является их широта, глубина и устойчивость.

Широту интересов определяют количество объектов, сфер действительности, которые имеют для личности стойку значимость. Разобщенность интересов в сочетании с этажностью является отрицательной чертой личности. Широта интересов является необходимым, но недостаточным условием гармоничного развития личности.

Глубина интересов показывает степень проникновения личности в содержание познаваемого объекта. Иногда глубина интересов негативно коррелирует с их широтой, и тогда о человеке говорят, что она имеет представление обо всем понемногу. Поверхностные знания из многих отраслей действительности приводят к дилетантства.

Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми есть интересы, которые наиболее полно соответствуют основным потребностям личности и поэтому становятся существенными чертами ее психологического склада.

СТРЕМЛЕНИЕ - это мотивы, в которых выявляются потребности личности в условиях специально организованной ее деятельности.

Причем эта деятельность может быть доминирующей на протяжении достаточно длительного времени жизни человека. В частности, в деятельности студентов проявляется стремление закончить учебное заведение, начать работать по специальности.

Иногда - в зависимости от содержания цели и степени ее осознанности - стремление может приобретать вид влечения или желания.

ПОЕЗД - это простой мотив, при котором осознается лишь недовольство реальным состоянием, но не осознаются цели действий. Его переживают как нечеткий эмоциональный порыв, недовольство существующим положением вещей.

Нечто не устраивает человека в жизни, но она еще не знает точно, что именно, потому что поезд не имеет четко выявленной устремленности к цели. Поэтому поезда не побуждают личность к целенаправленной активности. Они могут служить лишь основанием для орієнтуючої активности, которая заставляет субъект хотя бы в общих чертах определить «зону поиска» того, чего ему не хватает, опредметнити свой недифференцированное состояние, которое проявляется в поезде.

ЖЕЛАНИЕ - мотив, который составляет более или менее четкое осознание цели.

В своих высших проявлениях, которые в психологии нередко называют хотіннями, они побуждают к волевых действий, направленных на достижение значимых целей.

Фактором, который имеет мотивационное значение и обнаруживает постановку человеком определенных целей, уровень притязаний личности - стремление достичь целей того степени сложности, на который человек считает себя способной. В основе уровня притязаний лежит самооценка, поддержание которой стало для человека потребностью.

Уровень притязаний личности может быть адекватным или неадекватным (заниженным, завышенным) относительно возможностей индивида. Для человека с пониженным уровнем притязаний характерна коллизия так называемого гадкого утенка, которая оказывается в неуверенности в своих силах, возможностях, способностях. Завышенный уровень притязаний порождают противоречия между постоянным ростом потребностей и реальными возможностями их удовлетворения и в процессе реализации сопровождается повышенной критичностью, максимализмом в оценках действительности и эмоциональным напряжением.

Решающим в становлении уровня притязаний не объективный успех или неудача, а переживания субъектом своих достижений как достаточных или недостаточных.

По данным американских психологов, уровень притязаний зависит от соотношения двух противоположных мотивационных тенденций - стремление к успеху и избежания неудачи, которые входят в структуры мотивации достижения.

Иначе говоря, поведение, ориентированную на достижении цели, определяет соотношение двух тенденций - стремление к успеху и избежания неудачи.

Тенденция стремления к успеху является мультиплікативною функцией трех переменных: мотива стремление к успеху, субъективной вероятности достижения успеха, его привлекательности в определенной ситуации. Мотив стремление к успеху - это устойчивая диспозиция личности испытывать гордость и удовольствие при достижении успеха.

Тенденция избежания неудачи есть мультиплікативною функцией мотива избежания неудачи (стремление избежать неудачи и стыда) и ее непривлекательности в определенной ситуации.

Привлекательность успеха тем сильнее, чем ниже субъективная вероятность успеха (т.е. чем сложнее его достичь), и наоборот, привлекательность избежания неудачи тем слабее, чем выше субъективная вероятность успеха.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции (мотива стремление к успеху или мотива избежания неудачи) всегда обусловлено выбором степени сложности задания. Надо отметить, хотя в жизни существует много ситуаций достижения (например, в учебной, профессиональной деятельности), отличие в мотивах обнаруживает себя в том, что одни люди ищут такие ситуации, другие избегают их.

Человек выбирает цель, которая соответствует уровню ее притязаний, стратегию ее реализации и выполняет соответствующие действия. Результат своих действий (успешных или неуспешных) человек оценивает путем сопоставления с уровнем притязаний. Результат может отрицательно или положительно влиять на самооценку.

Соответствующая атрибуция (объяснения причин результата) является компенсационным механизмом, что позволяет ослаблять негативный или усиливать положительное влияние на самооценку.

Когда ситуация достижения не может реализоваться одномоментно, а требует значительных усилий в течение длительного времени (например, рост профессиональных достижений), каждый отдельный человек оценивает результат с точки зрения приближения к конечной цели.

УБЕЖДЕНИЕ - это система мотивов личности, что побуждает его действовать в соответствии со своих взглядов и принципов.

Основу убеждений составляют знания, которые являются для человека истинными, неоспоримыми, в которых она абсолютно уверена. Убеждение составляют основу соціогенних мотивов и воплощают осознанные потребности личности действовать согласно своей внутренней позиции, взглядов, теоретических принципов. Основой таких потребностей является совокупность знаний о природе, обществе и человеке, то есть мировоззрение, который, прежде всего, выражает сознательное отношение к миру, которое охватывает и знания, и оценку, и действия в их единстве. Мировоззрение и связанные с ним убеждения имеют сложную психологическую структуру, которая содержит три главных компонента: когнитивный (знания); эмоциональный (оценка, отношение); поведенческий (воля).

Мировоззрение структурно связан с интересами, стремлениями и установками. Это предопределяет сопротивления мировоззрения на жизненный опыт личности и индивидуальные особенности отражения ней действительности. Установка играет важную роль в мотивационной сфере личности и представляет собой определенную организацию ее неосознанного опыта. Она является фактором, который регулирует целесообразную деятельность и поведение личности.

УСТАНОВКА - это готовность индивида к определенной формы реагирования, с помощью которой можно удовлетворить ту или иную потребность.

Установка побуждает человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. Она отражает состояние личности, которое возникает на основе взаимодействия ее потребностей и соответствующей ситуации их удовлетворения, обеспечивает легкость, почти автоматичність, и целенаправленность поведения. Одновременно установка может быть основополагающим фактором, опосредствующий активное взаимодействие личности и среды, прежде всего социального. Благодаря повторюванню учредительных ситуаций постепенно формируются «фиксированные установки личности», которые незаметно для нее самой влияют на ее жизненные позиции.

Целесообразно также остановиться на рассмотрении явления, на которое обратили внимание американские психологи, изучая социальные воздействия, возникающие в пределах малых социальных групп и сказываются на психологии отдельного человека. Согласно теорией когнитивного диссонанса А. Фестінгера, особенностью психической жизни человека является стремление к тому, чтобы во всей системе поведения - взглядах, мнениях, спонуканнях - существовала определенная соответствие между всеми компонентами. Фестінгер отмечал наличие соответствия между тем, что человек знает, во что она верит, и тем, что она делает. Индивид имеет определенные мысли, взгляды, эмоциональное отношение к явлениям жизни и стремится к их внутренней соответствия.

Когда в наших знаниях о действительности возникает несоответствие между отдельными их элементами, то это вызывает психологический процесс, направленный на ослабление или снятия этого диссонанса. Тогда диссонанс создает состояние дискомфорта человека и направляет его поведение на то, чтобы его уменьшить. Его может обусловить новая информация, которую человек либо принимает и изменяет свое поведение в соответствии с новыми данными, или не принимает (предотвращает ей), или изменяет сами объективные условия.

Диссонанс и сила его давления на личность выявляют, какие именно элементы не соотносятся между собой. Если противоречивые элементы нашего знания являются очень значимыми для нас, - например, мы узнаем о таких поступках симпатичной нам человека, которые противоречат нашим ожиданиям, - то влияние диссонанса на наше поведение будет интенсивным, в других случаях - слабым.

На основе доминирующей мотивации человека различают три основных вида направленности: направленность на взаимодействие, направленность на задачу (деловая направленность) и направленность на себя (личная направленность).

Направленность на взаимодействие наблюдается в тех случаях, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами и т.д.

Направленность на задачу, или деловая направленность, отражает предпочтение мотивов, которые порождаются деятельностью: интерес к процессу труда, бескорыстное стремление к освоению новых навыков и умений. Человек с такой направленностью ориентируется на сотрудничество с коллективом, добивается наибольшей производительности труда - своей и других людей, пытается обоснованно доказать свое мнение, которое считает полезным для выполнения задания.

Направленность на себя, или личная направленность - для нее характерно преобладание мотивов достижения личных целей.

Значительную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание. Самоосознания личностью изменений, которые в ней происходят, способствует более глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки.

 

Литература

1.  Борозина Л.В. Психология характера: Исторический очерк. - М.: Изд-во Моск. унта, 1997. -Ч. 1.

2.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

3. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

4. Общая психология: Учеб. пособие / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

5.  Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский ун-т, 1997.

6.  Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995.

7.  Лазурский А.Ф. Очерк наук о характерах. - М.: Наука, 1995.

8.  Левитов Н.Д. Психология характера. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1969.

9.  Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. - К.: Высш. шк., 1989.

10.  Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М., 1999.

11.  Личико А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1993.

12.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

13.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

14. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

15. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

16. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

17. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

18.  Рувинский Л.И., Хохлов СИ. Как воспитывать волю и характер. - М.: Просвещение, 1986.

19.  Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984.



Назад