Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

28.1. Сознание личности


Подсистема личности «сознание-самосознание» отражает объективный мир, индивидуальное сознание.

СОЗНАНИЕ является способностью человека к рефлексии, адекватного отражения окружающего мира, событий, происходящих в нем, своей Родины, обязанности и т.д., а также создание к ним свое отношение.

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает.

Сознание не следует отождествлять со всей психикой. Это особый психический процесс или их совокупность. Сознание - особое образование, которое сформировалось во время общественно-исторического развития на основе труда как специфического вида человеческой деятельности, специфическая форма целенаправленного психического отражения. Необходимой составляющей сознания знания. Вне знанием нет сознания. Осознать какой-либо объект - значит включить его в систему своих знаний и отнести к определенному классу предметов, явлений.

Сознание предстает как знания о внешнем и внутреннем мире, о самого себя. Однако сознание не сводится лишь к знанию, не тождественна ему. Сознание проявляется не только в обобщенном знании окружающей действительности, но и в определенном оценочном, теоретическом и практическом отношении к ней. Поэтому другой необходимой составляющей сознания переживания человеком того, что для нее в окружающей действительности является значимым.

Если назначение познавательной деятельности сознания - это как можно более адекватное познание объекта, тогда отражая свет в форме переживаний, человек оценивает его, проявляет свое отношение к обстоятельств, которые уже существуют или предусматриваются ней, к собственной деятельности и ее результатов, к другим людям, к тому, что удовлетворяет или не удовлетворяет его потребности, соответствует или не соответствует ее интересам, представлениям и понятиям. Человек осознает не только объекты, их свойства и связи, но и их значимость для себя, общества, что и создает условия для актуализации механизмов, которые обеспечивают развертывание целенаправленной деятельности.

Осознание является актом сознания, предметом которого является сама ее деятельность. Осознание - это фокусировки сознания на психических процессах, на тех чувственных образах действительности, которые личность благодаря им получает. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, что приводит к овладению ими.

Наиболее общая характеристика осознание психических процессов (психических образов) основывается на следующих принципах:

  • во-первых, человек может осознать то, что воспринимает, то, что она вспоминает, о чем мыслит, к чему внимательна, какую эмоцию переживает;
  • во-вторых, человек может осознать, что это именно она воспринимает, вспоминает, мыслит, чувствует.

Однако осознание психических процессов не означает ни того, что человек всегда осознает смысл своего восприятия, мышления, внимания, ни то, что она осознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о том, что человек может осознать себя в этом процессе.

Конкретной формой реального осознания людьми объективного мира является язык. Именно поэтому сознание, по мнению А.Н. Леонтьева, является отражением действительности, словно заломленным через призму общественно выработанных языковых значений, представлений, понятий.

Во всех случаях в сознании человек как бы выходит за пределы самой себя, занимает позицию над ситуацией (наблюдателя, эксперта, деятеля, советника, аналитика и т.д.).

Характерными структурными компонентами сознания являются:

  • знания об окружающем мире, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека возникла потребность в знаниях, которая является главной движущей силой, мотивом познавательной деятельности;
  • выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различение субъекта - «Я» и объекта - «не Я», противопоставление себя как личности объективному миру. Характерным является самопознание, что стало основой для самосознания, то есть осознание собственных физических и морально-психологических качеств;
  • целеустремленность, планирования собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Этот сторону сознания проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, перестройке содержания их стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;
  • отношение к объективной действительности, к другим людям, к себе самой.

Отношение личности к своему окружению оказывается в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Благодаря сознания и самосознания человек становится субъектом воспитания, то есть самостоятельно и сознательно формулирует цель воспитания и достигает ее. Уровень ее развития и проявления в человека зависит от накопленных знаний и произведенного мировоззрения, ее идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самой себе. Ее характеризует активность. Во время отражения действительности информация, которую получает человек, отображается не механически, а сознательно превращается согласно цели, задачи и ее опыта.

Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, поезда и т.д.). Но бессознательное включается в сознательное, и благодаря этому человек может его контролировать.

Различая сознание и самосознание, стоит заметить, что, несмотря на специфику проявлений, разграничить их можно лишь в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности человека они внутренне едины. В процессе сознания самосознание присутствует в форме осознания отнесенности акта сознания именно к своему «Я», а процессы самосознания могут осуществляться лишь на основе сознания. Человек не только осознает влияние объектов реального мира и своими переживаниями выявляет отношение к ним, а, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает себя как своеобразную личность и определенным образом относится к себе.



Назад