Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

28.2. Самосознание личности


Осознание человеком мира не сводится к отображению только внешних объектов. Фокус сознания может быть направлено и на самого субъекта, на его собственную деятельность, его внутренний мир. Такое осознание человеком самого себя получило в психологии статус особого феномена - самосознания.

САМОСОЗНАНИЕ - это способность человека осознать саму себя, свое «Я», свои потребности, интересы, ценности, свое бытие и его смысл, собственное поведение и переживания.

В отличие от сознания, самосознание ориентирована на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своей позиции в обществе. Если сознание является знанием о другой, то самосознание - знанием человека о самом себе. Если сознание ориентирована на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознания она возникает и как субъект, и как объект познания.

Структура самосознания человека сложная. Она отличается разнообразием форм проявления, связанные со всеми аспектами его психической деятельности:

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ - самокритичность, самоанализ, самооценка, самовоодушевления, самоирония и т.п.;
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ - самоудовлетворение, самоуважение, самолюбие, самосхвалення и т.п.;
  • ВОЛЕВОЙ - самодисциплина, самонаказ, самоконтроль, саморегуляция, самовимогливість и т.д.

Центральными и наиболее исследованными структурными компонентами самосознания является феномены саморегуляции, самооценки, самоанализа. Каждый ребенок рождается как индивид человеческого рода. Однако в процессе жизни не каждый становится личностью. Личность рассматривается как саморегулирующая система (И.П. Павлов). Это такой уровень развития человека, когда она сама осуществляет управление своими действиями, поступками, поведением, эмоциональным состоянием, отношением к окружающей среде.

Самооценка личности - это осознание собственной идентичности независимо от внешних воздействий. Она состоит в процессе познания человеком себя. По содержанию самооценка различается как завышена, занижена и адекватная, именно последняя способствует развитию человека. Завышенная или заниженная усложняют этот процесс. То, как человек оценивает себя - чувство достоинства, самоудовлетворение, самоуважение, или унижения, чувство неполноценности - частично зависит от его социального статуса, но еще более от оценок, которые она получает от значимых для нее человек (Шибутани).

Самопознания связано с самоанализом и самокритичностью, что дают возможность каждому глубже познать самого себя, осознать духовный рост, а также стимулировать свое развитие. Высший уровень саморазвития человека включает выбор ценностей, моральных норм, образа жизни, профессии.

Самопознания выявляет потребность человека в самодостаточности и самоутвердженні. В личном и социальном аспектах самоутверждения имеет различные формы.

Особенно важно самоутверждения в молодые годы - в учебе, работе, отношениях между людьми. Оно ассоциируется прежде всего с самостоятельностью, самоответственностью, самоініціативою, самодостаточностью.

Самосознание развивается, меняется, обогащается на протяжении жизни человека. У каждого есть природная склонность к самосовершенствованию, которая на определенном этапе развития личности и влияния общества предстает как осознание стремление к творческому саморазвитию, самореализации. Самосовершенствование и самовыражении человека есть процесс постоянного развития, восхождение (С.Л. Рубинштейн).

Высокий уровень самосознания предопределяет саморазвитие и самовоспитание.



Назад