Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

28.3. «Я-концепция»


«Я-концепция» - это выявление самосознания. Она представляет собой динамическую систему представлений человека о себе. «Я-концепция» формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшего саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с миром, который его окружает.

Самосознание в психологической литературе рассматривают как сложное родовое образования в структуре психики личности, а образ «Я» - как видовое. Образ «Я» - продукт самосознания, то есть проявления осознания и оценки индивидом себя как субъекта практической и теоретической деятельности, идеалов, убеждений, которые мотивируют его активность. Виды образов «Я»: социальное «Я», духовное «Я», физическое «Я», интимное «Я», семейное «Я» и т.п., а также «Я» - реальное «Я» - ирреальное, настоящее, будущее, фантастическое и т.д.

В отличие от самосознания, образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствие, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» - концепцию изучают науки о человеке и обществе.

Рассмотрим некоторые взгляды ученых на психологическую проблему «Я». Еще в начале XX ст. П. Лігше рассматривал «Я» как объединяющий компонент сознания. Он считал «Я» деятельным, реальным субстратом индивидуального сознания.

В свою очередь Джемс выделял эмпирическое познавательное «Я» и чистое «Я» как элементы сознания. Между ними существует единство и борьба противоположностей.

Известный психоаналитик С. Фрейд считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»).

Представители гуманистической психологии описывают феноменологию личности, то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет себя, реальные события своей жизни.

Проблемы развития «Я-концепции» и воспитание широко освещал Г. Берне. Автор четко доказывает, что свойственна процессам самосознания концептуальность находит выражение в систематизированной «Я-концепции» (А. Маслоу, К. Роджерс).

По своему содержанию «Я-концепция» может быть положительной, отрицательной, амбівалентною.

А. Маслоу видит внутреннюю противоречивость в несоответствия реального уровня самоактуализации индивида, его возможному уровню. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактуалізуватися. В своих концепциях самоактуализации личности как стремление к самопроявления Маслоу дает описание требований, которым должен отвечать индивид. Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает вопросы: Кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», состоит в условиях личностного жизненного опыта.

Следовательно, «Я-концепция» - это оцінно-познавательная система, что переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, что опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Е. Фромм отмечает: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укорінено в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Следовательно, образ «Я» предстает как регулятор взаимоотношений, межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивают роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечают, что именно образ «Я» обеспечивает самотождественность (идентификацию), личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции «Я-концепции» оказывается в вербализованы форме: собственного желания - «я хочу», осознание своих возможностей - «я могу», требовательности - «мне нужно», целеустремленности - «я хочу».

Индивиды с различными «Я-концепции» не одинаково воспринимают мир: правильно или неправильно, искаженно, например: «Я-реальное» и «Я-идеальное» не совпадают. Это вызывает недовольство, разочарование. От удовольствия уровня притязаний в достижении личности зависит формирование важного компонента ее сознания - самоуважения. Она влияет практически на все аспекты деятельности человека: включает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и позитивное отношение к себе, и согласованность своего надособистісного и идеального «Я». Мотивация достижения, будучи доминирующей для человека, является также важным регулятором ее развития.

Процесс самоконцептуальності меняется в зависимости от возраста. Представление индивида о себе интегрируются в более сложные системы. Если в самосознания подростков, старшеклассников в образе «Я» еще нет определенной стабильности, их процесс самопознания находится в состоянии формирования, то у студентов наблюдаются значительные сдвиги в направлении личностной постоянства «Я-концепции». Самовосприятие в этом возрасте становится более обобщенным, качественно новым. Оно заключается не столько в количественной оценке своих черт, сколько в стремлении себя оценивать с позиций нового социального статуса, способности к усвоению профессиональных знаний, готовности к созданию семьи.

Идентификация - это способ познания, при котором устанавливается сходство объектов путем нахождения общего и отличного в их признаках.

В современной психологической науке ИДЕНТИФИКАЦИЮ рассматривают в трех аспектах:

  • как процесс выявления сходства одного конкретного индивида с другим, а также как отождествление человеком себя, своих свойств с персонажами художественно-художественных произведений, с жизненными образцами поведения, поступками человек референтных групп на основе принятия их ценностей;
  • как процесс видения субъектом другого человека как проекции себя, мнимое наделения ее своими чертами характера, особенностями отношение к людям, жизни;
  • как механизм переноса себя в пространство обстоятельств жизни другого человека, то есть усвоение ее личностных смыслов с помощью эмпатии.

Рефлексия. Рефлексивная сознание оказывается в осмыслении и переживании человеком как отдельного действия, поступка, да и смысла бытия. Возникновения у человека способности к рефлексии свидетельствует о высоком уровне ее самосознания, готовность не только к познанию самого себя, коррекции своего поведения, образа жизни. Рефлексия проявляется тогда, когда личность мысленно выделяет себя из сферы бытия, жизненной ситуации и оценивает в соотношении с моральными эталонами - так ли Я живу?

В результате она может меняться, переоценивая прошлое ради будущего, вступать в диалог с собой, воображаемым собеседником. В психологии подчеркивают идею диалогической природы, процесса анализа личностью себя. Каждый может защищать или осуждать себя в полемике, дискуссии с собой или воображаемым собеседником, что способствует сопоставлению различных взглядов, поиска истины.

Человек убеждает себя, когда есть определенное противоречие действий, суждений, когда нужно преодолеть сомнения, принять решение, реализовать его. Самовоодушевления может проявляться в формах самооправдания и самовнушения.

Во время развития человека рефлексивная сознание есть на разных уровнях и в разных формах. Как свойство индивида, рефлексивность - это способность отражать не только свой образ «Я», но и осознавать сущность своего взаимодействия с другими людьми. В сфере именно межличностных взаимоотношений рефлексия является важным компонентом нравственности поведения индивида. По мнению В.А. Роменця, это явление последействия, в нем проясняется сущность деяния.

Рефлексия ума, совести часто отстает от актов выбора. Акт, действие выбора обусловлены решением воли, последействие - рефлексией, самооценкой правильности выбора решения.

В рефлексии оказывается борьба мотивов, нравственность личности. Чем глубже у человека рефлексия, тем труднее для нее разрешения конфликтов.

Способность к рефлексии объединяет функции поведения и управления человеком своими поступками.

Развитие САМОСОЗНАНИЯ человека оказывается в самоспостереженні, критическом отношении к самой себе, в оценке своих положительных и отрицательных качеств, самовладанні и ответственности за свои поступки.

Собственное самосознание связана со способностью к рефлексии, к взгляда на себя как бы «со стороны». Благодаря самосознания человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Она становится доступной не только для других, но и для себя.

Самосознание имеет свою собственную структуру. С одной стороны, в ней можно выделить систему психических процессов, связанную с самопознанием, переживанием собственного отношения к себе и регулированием собственного поведения. С другой стороны, можно говорить о системе относительно устойчивых образований личности, которые возникают как продукты этих процессов. Через самопознание человек приходит к определенному знания о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как ее сердцевина. Сначала они предстают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности. Далее эти образы интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие собственного «Я». Однако любой объект познания, а также человек в этой роли является неисчерпаемым. Поэтому самопознание, как и любая другая форма познания, не предопределяет конечное, абсолютно завершено знания. Не достаточно четко осознавая то новое в себе, что появилось, человек как бы с опозданием его «открывает» и к тому времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценкам, хотя они на самом деле уже не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективном его проявления.

Самопознания отражает субъективное представление о себе. Вследствие этого представления человека о самом себе не всегда адекватное. Например, мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед собой свое поведение (даже и тогда, когда она стремится правильно осознать собственные побуждения и субъективно совершенно искренняя), отнюдь не всегда отражают эти побуждения, что реально предопределяют ее действия.

Переживания различных эмоций, сопровождающих процессы самопознания, формируют у человека отношение к себе.

Знания о себе, сопряжено с определенным отношением к себе, составляет САМООЦЕНКУ личности.

В современной психологической науке различают несколько видов самооценки. Они отражают особенности объектов оценки, их сложность, а также некоторые качественные и количественные характеристики самой оценки. В зависимости от того, что подлежит оцениванию - отдельные аспекты личности, конкретные свойства, которые проявляются только в некоторых особых видах деятельности, или личность в целом, - различают два вида самооценки: а) общую, под которой понимают общую недиференційовану самооценку личности; б) частичную, которая входит в разных уровней познания свойств личности.

Еще одним основанием для выделения видов самооценки есть такая ее характеристика, как адекватность. Согласно степени адекватности обычно различают два вида самооценки: адекватную и неадекватную. В свою очередь неадекватная самооценка относительно эталона, с которым она сравнивается, может быть завышенной или заниженной.

Самооценки человека формируются под влиянием различных факторов. Это и сравнения образа реального «Я» с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, какой человек хотел бы быть. Это и присвоения человеком тех оценок и стандартов, которые она получает от других людей, в первую очередь от своего ближайшего окружения. И, наконец, это успешность действий человека - как реальная, так и мнимая. Независимо от того, лежат в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, она всегда носит субъективный характер.

Содержание знаний человека о себе и отношение к себе с начальных этапов формирования имеют свой «выход» через процесс саморегулирования и самоорганизации личностью своего поведения. Для этого процесса характерна специфическая активность, направленная на соотношение поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, на актуализацию психологических резервов в соответствии с особенностями ситуации общения, межличностного взаимодействия. Обязательной чертой саморегулирования является постоянное внутреннее оценивание протекания акта поведения, которое соотносится с прямым или предполагаемым оцениванием его другими людьми.

Функцию корректировки действий или вербальных компонентов поведения в саморегулировании выполняет механизм самоконтроля, что составляет внутренний отчет о личности соотнесенность мотива, цели действия и ее хода. Механизм самоконтроля проявляется в готовности перевести действие в другое русло, внести в нее дополнительные элементы. Это как общение внутри самой личности - между личностью в действия и личностью, что планирует действие с определенной целью.

 

Литература

1.  Боришевский М. Духовность в государственном строительстве / / Развитие государства. - 1996. - №2.

2. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 3-х томах. - Т. 1. - Тбилиси, 1978.

3.  Вари М.Й. Психологическая структура личности Вооруженных Сил Украины и ее особенности / / Военно-научный вестник. - Вып.1 - Львов: Военный институт, 2000. - С.121-129.

4.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

5.  Грофф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Моск-го Трансперсонального центра, 1993.

6.  Донченко Е.А. Социэтальная психика. - К.: Наукова думка, 1994.

7. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

8. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

9.  Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский гос. ун-т им. Л. Украинки, 1997.

10.  Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

11.  Орлов ЮМ. Самосознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 1987.

12. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

13. Психология: Учебник. / Под ред. Ю.Л. Трофимова - 3-тэ издание, стереотипное. - К.: Лыбидь, 2001.

14.  Франт В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

15.  Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Прогресе, 1990.

16.  Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

17.  Юнг К.Г. Пробелы души нашего времени. - М., 1993.

18.  Юнг К.Г. Коллективное бессознательное: Письма. - Кюснахт-Цюрих, 1916.



Назад