Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

29.5. Психические состояния личности в различных ситуациях жизнедеятельности


Психическое состояние конкретной личности зависит от многих факторов. Практика показывает, что когда личность глубоко осознает свой гражданский и человеческий долг, а также ответственность, у нее возникают положительные состояния. В свою очередь, чувство долга формируется и закрепляется через определенные психические состояния. Это имеет важное значение для воспитания чувство обязанности и ответственности личности.

Факторы социальной действительности влияют на психические состояния личности непосредственно, прямо и опосредованно, через систему конкретных жизненных микросоциальных условий. В совокупности конкретных обстоятельств особое место занимают условия жизнедеятельности: степень удовлетворения личных потребностей, система устоявшихся взаимоотношений и т.д.

Значительно влияет на психические состояния человека организация ее быта, отдыха и досуга. Ведь в сфере быта удовлетворяются много нужд, а психические состояния органически связаны с потребностями. Это вовсе не означает, однако, что для создания положительных психических состояний человеку необходимо полное удовлетворение всех их материальных и духовных потребностей. Сокращенное возможность для любимых занятий, сравнительно ограниченный круг общения, осложненные привычные связи с родными и близкими, неизбежна отказ от некоторых своих желаний и привычек ради интересов общества и выполнения требований коллектива - все это влияет на психическое состояние человека.

Психические состояния человека максимально зависят от морально-деловой атмосферы в коллективе, группе. Четко организован, хотя и напряженный до предела, процесс деятельности порождает состояния увлеченности, профессиональной гордости и радости за успехи коллектива. Это, со своей стороны, умножает силы, побуждает к новым успехам.

Особенно сильно сказываются на психических состояниях человека морально-психологическая атмосфера коллектива, стиль взаимоотношений начальников с подчиненными, деловая направленность и заинтересованности в общем успехе, тип отношения к труду, характер общественного мнения, доминирующие межличностные и групповые (коллективные) настроения и коллективные бытовые традиции и т.д.

В возникновении психических состояний немалую роль играют привычки.

На психические состояния человека влияют ее предыдущие состояния. Связь между имеющимся психическим состоянием и тем, что ему предшествовал, может быть двояким. В одних случаях предыдущее состояние меняется противоположным. Например, высокое напряжение, бдительность, мобилизация всех своих физических и духовных сил, присущие моряку в период пребывания на вахте, меняются расслабленностью, разрядкой, когда вахту сдано. При других обстоятельствах между предыдущим и последующим психическим состоянием устанавливается отношение не противоположности, а подобия.

Психические состояния человека меняются в связи с воздействием на организм климатических условий во время выполнения различных задач, а также специфических особенностей деятельности (качание корабля, влияние высотного полета, длительная неподвижность и односторонняя физическая напряженность, избыток или недостаток информации, ограниченное пространство и сенсорный голод, ограниченность социальных контактов и т.п.).

Неподготовленность человека к действиям в условиях водной стихии, например, вызвана иногда у моряков при выполнении задач по обеспечению живучести корабля в море - в морском десанте, у танкистов - при подводном вождении танков, у мотострелков - во время форсирования водных преград, вызывает водобоязнь - специфическую форму страха, что сковывает психическую и двигательную активность человека.

Во время высотного полета в условиях кислородного голодания может возникнуть состояние высотной эйфории (неадекватно повышенное настроение) или наоборот - монофобії (страх полного одиночества).

Длительная неподвижность и статическая физическая напряженность предопределяют состояние апатии, повышенную утомляемость, снижают психическую активность.

Успешному решению профессиональных задач способствуют определенные психические состояния человека. Важнейшим из них является состояние постоянной готовности, состояние готовности к решению конкретных задач. Это состояние способствует немедленной перестройке всей психики человека и быстрому ее привлечению к решению задач без затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения. В случае наличия таких состояний человек от самого начала действует с полной отдачей сил. Для нее характерна высокая эмоционально-волевая устойчивость.

Уровне психологической готовности разные: от делового, боевого настроения к ситуационной готовности (временного психического состояния, который проявляется лишь в этой ситуации и в отношении конкретного вида деятельности) к постоянной внутренней готовности (устойчивого личностного состояния, что оказывается в любое время, в любых условиях).

Указанные ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ формируются вследствие:

  • предварительной психологической подготовки;
  • непосредственной морально-психической и психологической подготовки к выполнению будущего задачи, в процессе которой активизируются воспитанные мотивы поведения и необходимые в этих условиях психические состояния, преодолеваются негативные ситуативные мотивы и психические состояния. Непосредственная психологическая подготовка занимает важное место в общей подготовке человека к решению профессиональных задач.

Поддержка позитивных психических состояний связана с преодолением ряда негативных психических состояний человека на различных этапах его деятельности.

Существует определенная закономерность в динамике психических состояний людей. Известно, что даже наиболее подготовлена личность (которая обладает нужными знаниями, опытом, навыками и качествами, моральными мотивами и т.д.) может быть готова или не готова к конкретных действий или действий в экстремальных ситуациях.

Заслуживают внимания, например, поворотные пункты (критические моменты), в которых в связи с переходом от одних действий (заданий) к другим неизбежно возникает изменение или яркое проявление типовых психических состояний человека.

За динамикой психических состояний человека можно выделить три существенные периоды:

  • подготовка к решения'обязательства задач;
  • процесс решения'обязательства задачи;
  • завершение решения'обязательства задач.

Накануне соревнования (или боя), выполнение ответственного служебного задания человек может переживать состояние тревожного ожидания. В этом состоянии происходит заблаговременное настройки человека на будущие условия. Ожидание может быть разным по психическим содержанием. Оно проявляется в виде подъема энтузиазма, апатии, предстартовой «лихорадки», неуверенности, страха за свою жизнь, тревоги за исход боя и за личную судьбу. Состояние личности в момент тревожного ожидания характеризуется повышенной напряженностью (стрессом).

Главными источниками и причинами напряженности являются:

  • опасность, которая создает угрозу жизни;
  • ответственность за решения задачи;
  • краткость и неопределенность информации, поступающей;
  • дефицит времени на принятие решений и действий;
  • чрезмерная эмоциональная возбудимость, уязвимость и низкая эмоциональная устойчивость отдельных людей;
  • несоответствие уровня развития профессиональных качеств требованиям, которые предъявляются к этой деятельности;
  • психическая неподготовленность к выполнению конкретной задачи человека;
  • неуверенность в надежности товарищей;
  • социальная изоляция (действия в отрыве от коллектива, пребывание в изолированных местах) и т.д.

Это может привести к возникновению состояния фрустрации, ригидности, страха и т.д. А это состояние включает в себя апатию, безнадежность, навязчивость мыслей о неминуемой неудачу, увечья, ранения, гибель и т.д. Главными признаками состояния фрустрации является: несдержанность в оценке причин неудачного выполнения задач, соответствующий степень агрессивности, отсутствие интереса ко всему окружающему, раздраженность, пессимистические взгляды на действительность, мысли о обреченность и неизбежность гибели. Причем раздраженность, например, проявляется в отношении к самому себе, к своему бессилия, беспомощности в ситуации, которая сложилась, неуверенности в себе и в окружающих.

Виды и формы напряженности разные. Существует напряженность, которая тонизирует деятельность человека, обостряет восприятие, мобилизует мышление, повышает активность.

Предотвращения и преодоления чрезмерной напряженности (гіперстресу) достигают через ознакомление человека с особенностями выполнения будущего задачи и с возможными трудностями, целенаправленной воспитательной работой. Целесообразно проводить мероприятия по «оживлению» опыта эмоционально-волевого поведения, накопленного в прошлом, а также отработкой до автоматизма основных компонентов будущей деятельности, отвлечение мысли от негативных размышлений, что способствует переключению внимания человека из своих переживаний на другие дела, дозировкой легких физических нагрузок; поддержкой бесперебойного связи и личных контактов с подчиненными и коллективами, прекращением случаев неорганизованности, распространение слухов и т.д.

Переход от подготовительного этапа к выполнению нового задания связан с преодолением у человека состояния ригидности, в котором оказывается инертность психики личности, которая возникает в результате стереотипности его поведения, тяготение к привлеченных операций, форм и способов действий. Ригидность как замедленная переналаштованість психики может осуществить на деятельность человека сковувальний влияние, существенно снизить гибкость поведения, сделать ее неспособной к соответствующих реакций во время изменения условий деятельности, усложнить адаптацию к ситуации. Итак, ригидность проявляется в нарушении течения психических процессов, в возникновении трудностей в адекватной оценке ситуации или задачи и порядка его исполнения.

Главным условием преодоления ригидности у человека есть тренировки их в сложных условиях, которые должны изменяться. Однако при этом следует учитывать, что такие тренировки, осуществляемые без постепенного усложнения, могут дать не только позитивный, но и негативный эффект.

Однообразные действия начинают тяготить человека, вызывают усталость, раздражение и другие негативные эмоции и состояния. Нужно придерживаться таких правил:

  • вводить сложные ситуации не только в условия деятельности, но и в ее компоненты (операции, действия);
  • перед началом тренировок максимально активизировать положительные мотивы у человека, своевременным поощрением помочь ей подавить в себе негативные эмоции;
  • побуждать человека набраться терпения и с полной отдачей снова и снова совершенствовать свои действия.

На этапе выполнения сложной задачи важное значение имеет поддержание в человека состояния активности и высокого уровня ответственности.

Люди также испытывают такие психические состояния: глубокая удовлетворенность успешным решением задачи, самоуверенность, самоуспокоенность, снижение бдительности и боеготовности, усталость, апатия, эйфория (чрезмерная радость победы, которая притупляет ум и бдительность человека) и др.

Психически неустойчивые люди в случае неудачного результата могут находиться в течение длительного времени в состоянии глубокой фрустрации, которая является сложным психическим состоянием, которое сочетает в себе тревогу, безнадежность и апатию, обреченность и депрессию, которые возникают, как правило, в связи с неудачами в достижении запланированного. Такое состояние приводит к утрате способности к сопротивлению.

Наиболее негативным в чрезвычайных условиях является психическое состояние страха. Он обусловлен чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями и может нарушить психическую устойчивость человека, побуждать к негативных действий и поступков, ослабить ее боеспособность. По степени интенсивности и глубиной переживаний страх переживают в виде беспокойства, волнения, тревоги и испуга, страха и ужаса. Состояние ужаса оказывается в астенічній и стенічній формах. В первом случае под влиянием опасности личность цепенеет и оказывается неспособной к движения и действий; для стенічної реакции характерно, наоборот, резкое двигательное возбуждение, суетливость, стремление бегства от угрозы жизни, без способности учитывать особенности ситуации. Это состояние дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение.

Страх не является врожденным, а вытекает из особенностей психики человека и тех окружающих условий и ситуаций, в которых она находится в данный момент. Из учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова следует, что физиологической основой состояния страха является сложная рефлекторная реакция организма на внутренние и внешние раздражители, вызывающие мнимую или реальную опасность. Это дает возможность рассматривать состояние страха с позиции его социальной обусловленности, сложного взаимосвязи с другими психическими процессами и состояниями, свойствами личности, со всеми аспектами сознательной жизни человека.

СТРАХ - это сложное психическое состояние, которое состоит из восприятия, оценки и понимания той мнимой или реальной опасности, что предопределяет изменения в функционировании психики, которые по своей направленности являются негативными, расшатывают и дестабилизируют течение всех психических процессов.

Переживания страха влияет на ход в нервных клетках и коре головного мозга основных нервных процессов - возбуждения и торможения, их динамику и соотношение. Нервные клетки переходят в так называемый фазовое состояние, вследствие чего их реакция на раздражители перестает быть адекватной.

Страх влияет на все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, чувства, волю. В состоянии страха они могут быть парализованными или деформированными. Человек перестает владеть своим вниманием, забывает простые вещи, не может правильно оценить привычную ситуацию, ее действия и движения выходят из-под сознательного контроля и становятся неуверенными, импульсивными. Кроме этого, состояние страха одного человека может вызвать страх у других людей. Чаще всего люди сталкиваются с такой его разновидности, как состояние испуга, что возникает на основе инстинкта самосохранения во время столкновения с опасностью, резкой и неожиданной смене среды.



Назад