Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

29.6. Состояние страха и пути его преодоления


Состояние испуга связан с внезапностью, которая застает личность неподготовленной, поднимая на короткое время деятельность всех ее психических процессов и психики в целом (мощный взрыв, вспышка огня, неожиданный крик и т.п.). Но вмешательство сознания, включения предыдущего опыта переводит испуг в контролируемую поведение.

Другой вид страха - боязнь - есть подавленным эмоциональным состоянием, которое объединяет, интегрирует психическое напряжение, неуверенность, беспокойство и переживания ничего страшного, невиданного, связанного с риском или в атмосфере опасности. Нередко этот вид страха является следствием недооценки своих сил, переоценка трудностей, акцентирование внимания на своих переживаниях, которые связаны с будущим выполнением того или иного задания, или с ожиданием чего неизвестного, непреодолимого.

Аффективное страх предопределяют чрезвычайные реальные обстоятельства, в основном связанные с опасностью для собственной жизни или жизни близких и дорогих людей. Он выражен в том, что на определенное время парализует волю человека, его способность к сознательной деятельности. Она как бы «застывает» на месте, пассивно и бездумно чего ждет или убегает от опасности. Работа ее нервной системы резко нарушена и человек не дает себе отчета в совершенных действиях. Иногда аффективное страх вызывает потерю сознания и даже смерть.

Собственно страх является предметным ощущением (т.е. связанным с определенным предметом или ситуацией).

Страх, однако, может перейти грань и приобрести патологической формы. Например, во время тревожного невроза мы сталкиваемся с его непомерно высоким уровнем проявления, продолжительностью.

Другим видом невротического страха есть фобия, которая связана с конкретным объектом или ситуацией. Субъективно фобия очень неприятная. Хотя человек и осознает ее необоснованность и нелепость, но избавиться, преодолеть фобию, как правило, не может. Когда фобия овладевает человека, ее нельзя подавить усилием воли. А что сильнее она стремится преодолеть фобию, то больше его укрепляет.

ФОБИЯ - это патологический страх, определенная установка реагировать в форме акцентированного страха на некоторые ситуации и объекты, для нее характерны продолжительность, интенсивность и невозможность самостоятельно преодолеть этот страх усилием воли.

Установлено, что в возникновении нервного страха или фобии важное значение имеет не так психическая травма, как стойка фиксация первичной реакции испуга и широкая генерализация (распространение) страха. Когда фобия не очень выражена, то невротический страх возникает только в ситуации, которая похожа на травмирующую ситуацию, что стала причиной этой фобии. Когда же фобічний страх возникает в ситуации ожидания или представление опасности, то это свидетельствует о его более высокий и опасный (патологический) развитие.

Страх может вызвать панику (групповой состояние) - удручающий аффект, который развивается внезапно в случае неожиданного впечатление угрожающего характера и быстро распространяется через психическое влияние на других людей. Паника охватывает почти внезапно целую массу людей, заражает их чувством неминуемой опасности.

Выделяют следующие два вида ПАНИКИ:

  • паника, которая развивается в случае внезапного возникновения угрожающей атмосферы, во время отсутствия периода ожидания опасности (например, в случае внезапного разлива реки);
  • паника, которая возникает в атмосфере длительного ожидания опасности, нарастание тревоги и групповой напряженности, которые способствуют истощению нервной энергии людей, и они начинают на обычные раздражители реагировать паническими реакциями. Возникновение такой паники способствуют: негативные слухи и недостаток информации; незанятость личности; отсутствие ответственности за какую часть работы. Влияет на возникновение паники также окружающую обстановку: разрушение, вид обезображенных трупов людей, и т.д.

В возникновении панических настроений определенную роль играет также период времени, чаще всего такое состояние возникает вечером и ночью, когда ухудшается зрительный связь и личность чувствует усталость, а в голове снуют разные негативные мысли.

Психологи выделяют следующие три фазы страха: а) ожидания угрожающей ситуации; б) разрядка страха; в) спокойствие как следствие выхода из опасности.

Чувство страха можно оценивать как своеобразную подготовку к будущей угрожающей ситуации, а когда такая ситуация наступает, страх как бы теряет смысл. После выхода из опасности появляется состояние облегчения, покоя, победы над ней или же просто удовольствие от того, что удалось выпутаться из беды.

Страх, как правило, ослабевает или исчезает), когда человек сталкивается с опасностью; тогда наступает активное действие - борьба или бегство, и для страха не остается места. Чувство страха увеличивается по мере приближения угрожающей ситуации. Если же человек уже непосредственно соприкасалась с ней, то страх ослабевает. И это состояние можно считать разряжением эмоционального напряжения в действии.

Напряжение страха возрастает, когда нет возможности его разрядить в действии, потому что личность в таком состоянии чувствует себя совершенно беспомощно. Человек, возможности которой ограничены, тяжелее переживает такое напряжение.

Когда угрожающая ситуация развивается так быстро, что защита происходит почти автоматически и не остается времени на переживания страха, тогда эта эмоция появляется в третьей фазе, когда опасность уже миновала. Тогда страх смешивается с чувством облегчения, типичным для этой фазы. Если, например, удалось выйти без повреждений с жизненно опасной ситуации, тогда реакция страха с вегетативными проявлениями (треморами) наступает позже. Это свидетельствует о присутствии всех трех фаз страха.

Страх имеет тенденцию к иррадиации (распространения) на новые, другие предметы (источники страха).

Страх имеет свойство распространяться на предметы и ситуации, которые ассоциируются во времени или пространстве с бывшим неприятным возбудителем или похожие на него.

Итак, для преодоления, преодоление человеком страха в экстремальной ситуации необходимо использовать адекватные меры.

Уже было подчеркнуто, что состояние страха опосредуется социальной, нравственной сущностью личности и зависит от уровня развития ее морально-психического стереотипа, в котором отображается нравственная зрелость и социальный опыт. Люди оценивают и переживают не только опасность для своей жизни этой ситуации, но и значение решения или нерешение в этих условиях поставленной задачи для себя лично, своего коллектива, государства и общества.

Для преодоления человеком различных видов страха прежде всего необходимо сформировать в нее сильный, устойчивый и прочный морально-психическое стереотип, что характеризует силу, стойкость, прочность и надежность их взглядов, позиций, чувств, убеждений, отношений, ценностей и интересов, а также определяет духовно-психологическое и морально-практическое отношение к миру, людям, себе, долга, достоинства, чести, выполнение задач профессиональной деятельности и т.п.

Мотивационное ядро морально-психического стереотипа создает соответствующий морально-психическое потенциал, который помогает человеку в сложных ситуациях (в бою, под действием огня противника, в экстремальных условиях и т.п.) противостоять страху, проявлять избирательность действий и воли.

Например, бойцы, которые находились под огнем противника и в столкновении с его живой силой или в экстремальной ситуации, только благодаря своей сознательной регуляции поведения, способные преодолеть психические трудности, в том числе и страх. Одним из важных аспектов сознательной регуляции является развитие самосознания, то есть той функции сознания, которая связана с анализом, контролем над собственной системой мотивов, формированием и закреплением умных и преодолением нежелательных.

Вторым важным направлением предотвращения возникновения у человека страха в экстремальных ситуациях есть соответствующая морально-психологическая подготовка, суть которой - в целенаправленном формировании морально-психической устойчивости и надежности в условиях экстремальных факторов, повышение активности всех психических функций.

Здесь важны все три вида морально-психологической подготовки: общая, специальная и целевая. Но для образования в психике каждого человека защитного барьера на пути возникновения страха целесообразно активизировать специальную морально-психологическую подготовку. Ее сущность заключается в выработке у людей защитных психических механизмов от гнетущих факторов, а также в формировании психической устойчивости, надежности и высокой активности.

В период ожидания какой неприятного события, связанного с риском для жизни, достаточно эффективным является применение метода барражирование.

МЕТОД БАРРАЖИРОВАНИЕ - способ отвлечения внимания от страха и направленности людей от анализа и синтеза гнетущих факторов боевой (экстремальной) ситуации, переживаний, тревоги, размышлений о предстоящем наступлении, выполнение задачи по видение за этим риска для своей жизни, возможных неудач, его провала.

Этот метод применяют при помощи системы разработанных мероприятий с обычным содержанием, которые направлены на снятие напряжения, психическое «разгрузки», расслабления и просто отдых. С этой целью проводят пересмотр легких (тех, которые не заставляют человека глубоко задумываться, анализировать) кинофильмов, сатирических журналов, мультфильмов и т.п. Положительно влияют на процесс расслабления выступления различных концертных бригад, особенно те, в которых включены женщины, для верующих - отправление религиозных обрядов, проповеди и т.д.

Важное место в совокупности методов расслабления принадлежит музыке, которую специально подбирают. В то же время хорошо было бы активизировать художественную самодеятельность части.

Широкое признание относительно снятия или ослабления страха приобрел метод автогенного тренировки, который служит действенным средством психогигиены и профилактики, средством управления состояниями человека в экстремальных условиях.

В автогенному тренировке используют три главные пути влияния на состояние нервной системы: полное расслабление, воображение и словесное внушение.

Также можно использовать метод образов, суть которого - в осуществлении психического воздействия на комплекс «подсознание-сознание» человека через формирование у них системы образов поведения в чрезвычайной ситуации.

Определенные положительные результаты воздействия на психику с целью предотвратить возникновение страха дает метод демонстрации.

С помощью метода психической концентрации формируются конкретные психологические установки. Его сутью является создание соответствующих нервных связей в коре головного мозга и поддержания их в постоянном волнении до начала ответственной деятельности или наступления ожидаемых событий.

Кроме этих методов, применяют ряд специальных. Среди них важное место занимает метод психических нагрузок, суть которого - в создании соответствующих искусственных нагрузок на психику людей с целью выявления их индивидуально-психологических особенностей, степени реактивности психики, ригидности и т.д. Нагрузка на психику достигают с помощью различных средств, в частности звуковых, экранных, имитации и т.д. Этот метод эффективен для выявления лиц с различными психическими травмами.

При определенных условиях можно использовать парадоксальную интенцию как психотерапевтическую технику преодоления страха.

Сущность парадоксальной интенции (парадоксального намерения) в том, чтобы человек пожелала осуществить то, чего она так боится. Парадоксальная интенция - это замена того намерения, который характеризует патогенный способ реагирования, на противоположный. Вместо избежания ситуаций страха субъект должен захотеть сделать то, чего он избегает и боится.

Применяя эту психотерапевтическую технику, личность имеет не избегать страха и ситуаций, которые его вызывают, а наоборот, стремиться к этому. Прибегая к «юмористического преувеличения» и собственного страха и страха других людей, можно лишиться его.

Метод системной десенситизації («знечутливлення» к стимулов страха) является одним из самых распространенных в помощи людям с выраженным фобічним синдромом.

Отдельными составляющими метода «знечутливлення» есть такие приемы:

  • расслабление в форме автогенного тренировки Шульца;
  • иерархическая (постепенно) подача ситуаций страха;
  • собственно десенситизація с представлением отдельных моментов страха в ситуации расслабления.

Постепенная подача ситуаций, которые вызывают страх и расслабления в форме автогенного тренировки, являются необходимыми компонентами метода. Сначала человеку подают ситуацию, которая отчасти напоминает ему ту, которая повлекла фобию или невроз страха, (например, могут демонстрировать картинки, фотографии, кинофильмы и т.д.). Постепенно ей подают такие ситуации, которые все больше похожие на ту, в которой она чувствует болезненный страх или тревогу. Это все происходит в состоянии релаксации (расслабления). Следовательно, человека постепенно вводят в ситуацию, которая всякий раз больше похожа на ту, что ее травмирует.

Четкость представлений является очень важным условием применения систематической десенситизації (ДС). Способность вызывать четкие представления может срабатывать и без вспомогательных средств, однако их четкость улучшается во время автогенного тренировки: для лучшей четкости можно воспользоваться фильмами или диапозитивами..

Систематическая десенситизація опирается на теорию учение и теорию зумовлення, кроме того, в первую очередь на взаимное подавление одних реакций другими через их несовместимость. В этом случае применяют расслабления, несовместимое со страхом.

В других несовместимых со страхом проявлений принадлежит злость, которая также может отвлекать направленность человека или направлять ее активность в другом направлении (П. Симонов обнаружил, что в возникновении обоих этих эмоций - страха и злости - участвуют те же центры головного мозга).

Кроме указанных путей, методов и способов преодоления и преодоление страха человека и в различных чрезвычайных ситуациях используют также другие.

 

Литература

1.  Шухт денис В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

2.  Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд - во МГУ, 1984.

3.  Вари М.Й. Морально-психологическое состояние войск: Учеб. пособ. - Л.: ЛП, 2000.

4.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

5.  Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

6. Военная психология / Под ред. В.В. Полушки, А.Д. Глоточкина, К.К. Платонова. - М.: Воениздат, 1972.

7. Военная психология и педагогика / Под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1986.

8.  Джемс В. Психология: Пер. с анг. - М.: Педагогика, 1991.

9. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

10. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

11.  Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский гос. ун-т им. Л. Украинки, 1997.

12.  Изард Э.К. Эмоции человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

13.  Коробейников М.Л. Современный бой и проблемы психологии. - М.: Воениздат, 1972.

14.  Левитов Н.Д. Психические состояния человека. - М.: Просвещение, 1964.

15. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

16.  Ответчиков А.В. Вопросы психологического обеспечения боевой активности и устойчивости воинских подразделений в бою. - Тамбов, 1985.

17.  Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. - М.: ГАВС, 1991.

18.  Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. - М.: Наука, 1979.

19.  Савчин М.В. Общая психология. Учеб. пособ. В 2-х ч. Ч. 2. - Дрогобыч-Возрождение, 1998.



Назад