Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

30.1. Понятие внимания


В процессе жизнедеятельности человек из множества объектов всегда выбирает то одно, то, о чем думает, что представляет. Эту особенность сознания связывают с ее свойством, как внимание. При этом своего особого смысла как познавательный процесс внимание не имеет, она является динамичной гранью всех познавательных процессов.

Исследовать внимание начали уже на этапе становления научной психологии. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов, поэтому эту проблему начали изучать крупнейшие физиологические лаборатории XIX ст. В одном из своих ранних исследований В. Вундт изучал эффекты внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения. Учение об внимание как процесса апперцепции - основа его концепции сознания.

В работах В. Джемса, Е. Тітченера, Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложено важные парадигмы его экспериментального исследования. М.М. Ланге с 1893 г. выделил восемь основных взглядов на природу внимания. В рамках гештальт развернулась резкая критика менталістичного подхода к проблемам внимания. Отстаивали точку зрения, согласно которой объективная структура поля, а не интенции субъекта (как в психологии сознания) определяет восприятие предметов и событий. Внимание рассматривали также как Эго-объектную силу (то есть силу объекта, который концентрирует на себе внимание). Біхевіористи отвергли «внимание» и «сознание» как главные понятия старой менталістської психологии, поэтому на протяжении длительного времени внимание исследовали только в русле прикладных и физиологических проблем.

Интерес к проблеме внимания с новой силой оказался в пределах когнитивной психологии, история которой началась с анализа внимания и памяти. В 1953 г. К. Черри предложил лабораторный вариант методики, образно названной «Вечеринка с коктейлем», которая дала толчок к развитию экспериментирования и созданию многочисленных моделей внимания. На протяжении следующих лет были предложены новые экспериментальные ситуации и разработаны прикладные методы регистрации феноменов внимания.

В советской психологии проблемы внимания исследовали в пределах предлагаемых общетеоретических подходов. Самые интересные идеи высказали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.Ф. Добрынин А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Узнадзе.

Ныне немало концепций внимания, предложенных довольно давно, обретают «второе дыхание». В частности, в американской психологии все учебники, которые описывают проблему внимания, начинаются с цитат В. Джемса.

М.Ф. Добрынин рассматривал внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектом. Такой подход близок к позиции известного американского психолога В. Найсера. В пределах психологии установки Д.М. Узнадзе внимание рассматривали как содержательный процесс, который организует, контролирует специфически человеческие формы поведения. Такая позиция становится все более популярной в концепциях, которые сосредотачивают свое внимание на метакогнітивних процессах, регулирующих и организуют когнитивную активность (Дормашев, Романов).

Все большие психологические направления неизбежно выходили на проблему внимания, пытаясь описать круг явлений, которые составляют это понятие, и раскрыть его механизмы.

На основании чего мы можем утверждать, что имеем дело с механизмами внимания? Какие феномены психической жизни описывает это понятие? В психологии выделяют критерии внимания, которые касаются практически всех аспектов психической деятельности, от внешних реакций к субъективных впечатлений:

  • внешние реакции - моторные, вегетативные, которые обеспечивают условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентированной реакции;
  • увеличение производительности познавательной деятельности. В этом случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивной, мнемической, умственной, моторной) по сравнению с «рассеянной»;
  • избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь некоторую часть информации, которая поступает, а также реагировать лишь на ограниченный круг внешних стимулов. Российский исследователь М.М. Ланге подчеркивал, что внимание - это относительное господство этого представления этого момента;
  • ясность и выразительность содержаний сознания, которые есть в поле внимания. Этот субъективный критерий было выдвинуто в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделяют на фокальную сферу и периферию. Единицы фокальной сферы сознания представляются устойчивыми, яркими, а смыслы его периферии четко не разрозненные и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только во время восприятия объектов, но и в воспоминаниях и размышлениях.

Есть ли внимание самостоятельным процессом? Внимание - это аспект любой психической деятельности или динамическая характеристика познавательной деятельности, которая выражает ведущий связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена? Или выборочная направленность на тот или иной объект? П.Я. Гальперин считал, что внимание можно рассматривать как особую умственное действие, и определял ее как свернутую (автоматизированная) действие контроля.

В зарубежных концепциях также прослеживается несколько тенденций в исследованиях внимания. Прежде всего можно выделить концепции, в которых внимание понимают как фильтрацию или селекцию информации, которую и обеспечивают работой особого блока (Д. Бродбент, Е. Трейсман). Выделение блока селекции дает возможность считать, что внимание отдельным психическим процессом. Кроме того, существуют подходы, которые рассматривают внимание как активное предвидения и проявление работы всей системы переработки информации (В. Найсер, Дж. Хохберг). Отдельное место принадлежит теориям, которые трактуют внимание как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мнимых событиях. Здесь важное место занимает модель Д. Канемана, который рассматривал внимание как ограниченный энергетический ресурс, который можно использовать для решения тех или иных задач.

ВНИМАНИЕ - это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на определенных предметах и явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.

Именно направленность и сосредоточенность сознания обеспечивают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность оказывается в вольном или невольном выборе объектов, который отвечает потребностям субъекта, целью и задачей его деятельности. Концентрированность оказывается в одновременном отвлечении от всего лишнего, во временном игнорировании всех других объектов. При этом отображение становится более ясным и четким, мнения и информация содержатся в сознании до тех пор, пока деятельность не будет завершено, пока не будет достигнут ее цели. Итак, обеспечиваются контроль и регулирование деятельности.

В своих высших формах внимание связана с регулированием течения психических процессов и сознательного поведения человека.

В зависимости от объекта сосредоточения внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. На этой основе выделяются следующие формы проявления внимания: сенсорная (перцептивная), интеллектуальная, моторная (двигательная).

Наиболее изученной ныне является сенсорная внимание (зрительная, слуховая). Большинство данных, которые характеризуют внимание, получено, фактически, при ее исследованиях. Способствуя повышению эффективности восприятия, памяти, мышления, внимания оказывается как бы внутри самих познавательных процессов. Именно с ней связаны полнота и точность восприятия. Ослабление внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажение образа, который формируется.

Внимание требуется во всех разновидностях сенсорной, интеллектуальной и двигательной деятельности. Бытует сравнения внимания с термометром, который позволяет делать выводы о преимуществах методов обучения и правильность его организации.

Важной закономерностью внимания является ее избирательность, которая проявляется в том, что человек, сосредотачиваясь на одном, не замечает другой.

Внимание предопределяют не только внешние раздражители, но и способность человека произвольно направлять ее на те или иные объекты, что называют внимательностью. Внимание - это характерологічна свойство личности, благодаря которой человек обладает ею, а потому своевременно и активно сосредотачивается, направляет внимание.

Недостаточное развитие внимательности оказывается в розосередженості и отвлечении, неспособности без внешних побуждений направлять и поддерживать свое внимание в процессе деятельности внутренними средствами.



Назад