Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

30.3. Теории внимания


Анализируя методические подходы к исследованию внимания, Г. Познер выделяет три направления: 1) методики, ориентированные на исследования различных характеристик исполнительной и когнитивной деятельности; 2) методики, основанные на анализе субъективных переживаний, 3) методики, направленные на изучение связи сознательного опыта с нейронными механизмами. Первое направление наиболее разработано в пределах и когнитивной психологии, и различных прикладных областей. Показателями могут быть производительность и надежность, скорость и точность выполнения практических действий, характеристики воспроизведения и узнавание материала, скорость и безошибочность принятия решения и др. При этом исследователи пытаются найти объективные коррелят процесса внимания. Это могут быть, например, движения глаз (Гиппенрейтер) и другие компоненты ориентированной реакции.

Как показывают результаты последних исследований, субъективный (внутренний, «сознательный») компонент переживания акта внимания имеет свои особенности и временные характеристики. Например, в одной из работ испытуемые должны были переключать внимание с одного плана куба Неккера на другой. При этом взгляд оставался неподвижным и сосредоточенным на точке фиксации. Для переключения с одного плана на другой подопытным был нужное время и умственное усилие, но движения глаз не наблюдали, поскольку «перемещение» происходило только в поле внимания. Похожие данные получены в ситуациях, когда испытуемых просили переключать внимание с глобальной формы объекта на его детали (Vorberg).

Особое место принадлежат физиологическим концепциям внимания, в пределах которых был разработан оригинальный методический аппарат. Традиционное внимание в них связывают с понятиями «активация» (arousal) и «ориентирована реакция» (Лурия). Такое состояние обеспечивают механизмы, которые поддерживают нужный тонус коры, связанные с работой ретикулярной формации, которая активирует. И выборочное торможения релевантного входа, и выборочную активацию обеспечивают влияния ретикулярной формации, волокна которой с коры головного мозга направляются к двигательных ядер спинного мозга и к ядер ствола.

Понятие ориентированного рефлекса, которое в научный словарь ввел И.П. Павлов, связано с активной реакцией животного на каждую смену обстановки, что проявляется через общее оживление и ряд выборочных реакций. Ориентированные реакции имеют вполне понятен биологический смысл и выражаются в электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций: повороте глаза и головы в сторону нового объекта, изменении мікрогальванічної реакции, сосудистых реакций, дыхания, возникновении явлений «десинхронизации» в биоэлектрических реакциях мозга. Ориентированные реакции можно рассматривать как аналог непроизвольного внимания. Как основу произвольного внимания рассматривают нейрофизиологические механизмы антиципации как ожидания стимула или подготовительной поведения (Люютінен, 1986).

В современной зарубежной науке нейрофизиологические исследования внимания все больше заинтересовывают специалистов. Новые возможности в изучении проблемы внимания появились после усовершенствования методов регистрации, вызванных событиями потенциалов биоэлектрической активности мозга. Они дали возможность проводить функциональный анализ процессов внимания. М. Познер считает, что эти три различные направления в исследованиях внимания не согласованы ни по постановке задачи, ни по категориального аппарата. Он предлагает объединить указанные подходы, используя парадигму уровневой переработки информации. Различные подходы к уровневого анализа процессов внимания предлагали А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев. Наиболее перспективный многоплановый и многоуровневый подход к анализу процессов внимания: со стороны сознания, деятельности и физиологических процессов.

Сущность внимания, ее природу психологи объясняют по-разному. Сторонники волюнтаристской теории видят сущность внимания сугубо в свободе, хотя невольное внимание нельзя объяснить волевой деятельностью. Сторонники других теорий считают, что в проявлениях внимания ведущую роль играют чувства, хотя произвольное внимание оказывается вопреки чувствам. Искали объяснения возникновения внимания также и в изменении содержания самих представлений, не учитывая направленности личности. Внимание там, где направление деятельности ориентирует направленность мыслей. Поскольку внимание проявляет отношение личности к предмету, на который направлена сознание, то весомость предметов, явлений для человека играет большую роль в сосредоточении на них внимания.

Итак, внимание выражает специфическую особенность процессов, направленность которых регулируется деятельностью, в которую они задействованы.

Природу внимания в психологии рассматривали представители различных психологических направлений и школ в зависимости от их взглядов на психику в целом.

Представители английского ассоциативной психологии понятие «внимание» не включали в систему психологии как науки. Сосредоточенность они толковали как ассоциации представлений.

Представители інтроспективної психологии (Гербарт, Вундт, Titchener изучали только внутренний субъективный аспект внимания как явления. Внимание, на их взгляд, - это состояние сознания, которое характеризуется ясностью, четкостью, интенсивностью имеющегося в ней содержания или протекания процессов.

В. Вундт, например, отстаивал апперцептивно-волюнтаристську теорию внимания, рассматривая ее как фиксированную точку сознания, наиболее четко ее поле деятельности, обусловленное переходом содержания сознания из зоны чувствительности к зоны апперцепции, которая представляет собой особую психологическую активность, что является проявлением неизвестной нам внутренней силы.

Американский психолог Е. Titchener понимал внимание как сенсорную качество, которое определяет особое состояние ощущения в сознании. Ярче ощущение властвует над другими и приобретает самостоятельности, выделяется среди них, подчиняя себе менее яркие ощущения. Он считал, что яркость ощущение предопределяют нервные склонности, но не раскрывал, что они представляют собой.

Представитель физиологического направления в психологии Т. Ціген объяснял внимание не субъективными состояниями, а борьбой чувств и неосознанных представлений за фиксированную точку сознания. Представление, которое побеждает, становится осознанным, доминирующим.

Французский психолог Т. Рибо, вслед за И.М. Сеченовым, считал, что без внимания ее физического обнаружения не существует. В связи с этим он выдвинул теорию двигательной внимания. Внимание, утверждал он, это не духовный акт, который действует таинственно, ее механизм - двигательный, то есть такой, который влияет на мышцы в форме задержки. По мнению Т. Рибо, человек, который не умеет управлять мышцами, не способна сосредоточивать внимание.

Представители бихевиоризма, рассматривая психологию как науку о поведении, в своей психологической системе определяют внимание лишь как ориентацию поведения, как установку организма относительно внешних стимулов.

Приведены данные о понимание внимания удостоверяют сложность выяснения сущности внимания и особенностей ее выявления в деятельности.



Назад