Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

30.4. Методы исследования внимания


Методики, основанные на селекции информации. Началом исследований внимания в когнитивной психологии стала методика выборочного слушания, которая требовала от подопытного отслеживать во времени только один тип информации, игнорируя другой.

Метод выборочного слушания К. Черри, или «Вечеринка с коктейлем». Суть метода в том, что одновременно предъявляют два сообщения. Во время бинаурального предъявления оба сообщения, записанные на разные дорожки магнитофонной ленты, подают одновременно в правое и левое ухо. Во время дихотичного предъявления первое сообщение подают в правое ухо, а второе - в левое. В зависимости от цели эксперимента это могут быть записи текстов, списки слов или отдельные слуховые сигналы. Подопытный должен прислушиваться лишь к одному сообщения: он может получить инструкцию повторять текст или слова, запоминать их, выявлять целевые стимулы и др. В первых экспериментах К. Черри было показано важную роль физических признаков стимуляции (направления, интенсивности, высоты звука) в процессе ее селекции (Дормашев, Романов, 1995).

Метод выборочного видение В. Найсера. В. Найсер и Г. Беклен предложили методику выборочного видение как альтернативу методике Черри. В этом случае накладывались друг на друга две видеозаписи. Испытуемым предъявляли две довольно знакомые события: игру в мяч (три мужчины перебрасывали друг другу баскетбольный мяч) или игру «В ладошки» (два игрока, делая неритмичные движения, пытались шлепнуть друг друга по ладоням). Однако во время смешивания двух видеозаписей создавалась «экологически невалідна» ситуация, которая не случается в повседневном опыте. Испытуемым предлагали отслеживать только одну игру: если они следили за игрой в мяч, то должны были нажимать на ключ всякий раз, когда игрок бросал мяч, и полностью игнорировать игру «В ладошки»; если же они следили за игрой «В ладошки», то должны были нажимать на ключ при каждом касании рук и полностью игнорировать игру в мяч (Дормашев, Романов, 1995).

Методики, которые требуют распределения внимания. К этому типу методик можно отнести и более простые варианты, которые применяют в нейропсихологии. Например, во время фиксирования центральной точки подопытном одновременно зрительно представляют два пространственно разнесены стимулы. Предлагают отвечать, какие стимулы он видел. Подопытные с нарушениями зрительного внимания часто не замечают предъявленных двух стимулов (особенно стимула, что слева). Если же стимулы предъявляются отдельно, то подопытные замечают и левый, и правый стимулы. Похожую методику разработан и для изучения тактильной внимания. Экспериментатор одновременно затрагивает тех же участков кисти рук с одинаковой интенсивностью. От подопытного нужно, чтобы он, закрыв глаза, определил, сколько было прикосновений (одно или два). Больные с нарушениями тактильной внимания часто «не замечают» прикосновения к одной руки. Как контрольные условия отдельно прикасаются только к правой или левой руки. В таких условиях прикосновение к обеих рук «замечается».

Основные методические трудности проведения таких исследований заключаются в создании и контроле условий реального распределения внимания. Стоит исключить случаи автоматизации одной или обеих деятельностей, а также быстрого чередования при их выполнении (сдвигов и переключений внимания).

Методики поиска - одни из наиболее распространенных в исследовании внимания. Знаменитые таблицы Бурдона, таблицы Шульте, как и тест корректурной пробы, является, фактически, задачей на зрительный поиск. Их широко применяют как диагностические методики (Воронин, 1993).

Методики полного воспроизведения дают возможность исследовать объем внимания через анализ количества одновременно предложенных элементов, которые субъект может с ясностью воспринять. В классических экспериментах с тахістоскопом было показано, что, если предложенные стимулы достаточно простые и разбросаны по демонстративном полю беспорядочно, объем внимания обычно не превышает 5-7 элементов. После того как Дж. Сперлинг предложил методику частичного воспроизведения, ее модификации постоянно используют в экспериментах на селективную внимание (Величковский, 1982).

Методики стиль. Метод стандартных дает возможность исследовать направленную внимание, которое является следствием ожидания стимула. В 1978 г. М. Познер и его коллеги исследовали влияние стиль на скорость локализации сигнала и определение его модальности. Сигнал мог быть зрительным или акустическим и находиться или слева, или справа от подопытного. Определяли время реакции выбора. Перед каждой попыткой испытуемый получал инструкцию, в которой было сообщено о релевантные характеристики будущего сигнала. В 80% случаев информация была правильной, а в 20% - ошибочной. Выяснилось, что в задачах локализации (независимо от модальности) «правильное» стиль предопределяло «выигрыш» - ускорение ответов (примерно на 80 мс) по сравнению с контрольными условиями, в которых инструкцию давали в случайной последовательности. Такие же результаты получены и для задач, которые требуют произнесения слов или принятия лексического решения.

Методики регистрации движений глаз направленные в первую очередь на исследование направления внимания во время выполнения различной деятельности, например, чтение текстов, рассматривания картинок или решения шахматных задач. Кроме этого, анализируя движения глаз, можно сделать вывод о степени напряженности внимания и включенности в деятельность (Гиппенрейтер, 1978).

Методики, которые используют физиологические коррелят внимания. Одним из методов, который широко используется в исследованиях внимания теперь, - метод регистрации вызванных потенциалов (ВП). Именно благодаря регистрации ВП произошло существенное изменение в представлениях о физиологические механизмы выборочной внимания и открыты новые возможности для их исследования.

Первые работы по исследованию ВП и внимания проводили за довольно необоснованной схеме. Инструкция предлагала реагировать лишь в ответ на определенные стимулы и не обращать внимание на другие стимулы (испытуемых просили видеть стимулы, нажимать на ключ в случае появления стимула и т.п.). Такая ситуация и есть выборке реагирования. В процессе выполнения подопытным задачи регистрировали ИП в различных отделах мозга. ОП на целевые стимулы рассматривали как ВП «внимания» и сравнивали с ОП «фона». Наиболее частым результатом множеств подобных работ было увеличение ОП внимания по сравнению с ВП фона. Основной недостаток изложенной выше схемы - неопределенность фона. Состояние испытуемых в фоне мог варьироваться от близкого к дремоте в спокойных людей, которые привыкли к таким исследованиям, до достаточно выраженной активации у лиц, которые попали в такую ситуацию впервые. Эти недостатки впоследствии было устранено, и сравнения ОП внимания фона было заменено сравнением ВП во время внимания и невнимательности. Основной структурой (обычно двух) стимулов одной или разных модальностей, из которых попеременно то один, то другой требовал какой-либо активности подопытного. Сравнивали ВП на тот же стимул в ситуации, когда с ним была связана деятельность, или когда он оказывался нерелевантним.



Назад