Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

30.6. Основные свойства и виды внимания


Процессы и состояния внимания классифицируют по разным принципами: функциями и эффектами, генезами и механизмами, причинами, условиями и свойствами. Разделение внимания на произвольную и непроизвольную историки психологии находят уже у Аристотеля. Впоследствии было осуществлено полное и всестороннее описание всех видов и свойств произвольного и непроизвольного внимания.

«ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ всегда бывает апперцептивною. Мы делаем сознательные усилия для привлечения нашего внимания на известный объект только в том случае, если он связан с каким-либо интересом... НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ВИДУ, направленной прямо на определенный объект восприятия, стимулом является... значительная интенсивность, объем и внезапность ощущение...» (В. Джемс).

Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленных и принятой к выполнению цели. В случае непроизвольного внимания человек внимательный независимо от ближайших и отдаленных целей и даже вопреки им.

В психологии различают непроизвольную, произвольную и післядовільну внимание. Все разновидности внимания тесно связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга.

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо, по условий деятельности или отдыха, на досуге под воздействием самых разнообразных раздражителей, которые влияют на тот или иной анализатор организма.

Физиологическим основой непроизвольного внимания является безусловно-рефлекторная ориентировочная деятельность мозга. Нейрофізіологічним ее механизмом является возбуждение, поступающих в коры с подкорковых участков больших полушарий головного мозга.

Непроизвольное внимание возникает при условии, когда сила влияния посторонних раздражителей превышает силу влияния осознаваемых действующих возмущений, когда субдомінантні возбуждение, при определенных обстоятельствах, становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в этот момент.

Возбудителями непроизвольного внимания могут быть не только внешние предметы, обстоятельства, но и внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления - все то, что почему волнует нас.

Непроизвольное внимание является кратковременным, но при определенных условиях в зависимости от силы воздействия посторонних раздражителей, которые влияют на нас, она может возникать достаточно часто, мешая основной деятельности.

Произвольное внимание - это сознательно направлено сосредоточения личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Основной компонент произвольного внимания - воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сосредоточить свое сознание на нужной деятельности на протяжении достаточно длительного времени.

Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплинированность умственной деятельности, способность бороться с посторонними відволіканнями.

Произвольное внимание своим физиологическим основой имеет условно-рефлекторную деятельность головного мозга, способность тормозить ненужные движения и действия. В ней ведущим является выбор предмета сосредоточения, способов действий, который сопровождается борьбой мотивов. Главным возбудителем произвольного внимания является осознаваемые потребности и обязанности, интересы человека, цель и средства деятельности.

Післядовільна внимание возникает в результате сознательного сосредоточение на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность предопределяет появление определенного интереса, а порой и захватывает ее исполнителя, и внимание приобретает черты самопроизвольного сосредоточения.

Поэтому післядовільну внимание называют еще и вторичным непроизвольным вниманием. В післядовільній виду напряжение воли ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, остается на уровне произвольного внимания. Благодаря тому, что интенсивность напряжения в післядовільній виду уменьшается, а интерес к деятельности растет, она становится более длительной и продуктивной. Поэтому важно в процессе деятельности - учебной, трудовой - средствами ее организации и методами труда способствовать переходу внимания от произвольной к післядовільної.

В зависимости от содержания деятельности внимание направлено или на внешние, непосредственно данные предметы, явления и движения собственного тела, которые являются объектом наших ощущений и восприятий, или на внутреннюю психическую деятельность.

В связи с этим выделяют внешнюю (сенсорную и двигательную) внимание и внутреннюю (интеллектуальную) внимание.

Разделение внимания на внешнюю и внутреннюю, конечно, условный, но эти формы проявления внимания имеют свои особенности, которые нужно учитывать, организовывая и управляя учебной, трудовой и спортивной деятельностью человека.

Внешняя внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражении нашим сознанием. Она проявляется в активной установке, в направлении органов чувств на объект восприятия и наблюдения, в сосредоточении на подвижных органах тела - руках, ногах, на их напряжении.

Внешняя внимание (сенсорная, двигательная) ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражениях лица, в мимических и пантомімічних выражениях и движениях, в своеобразной готовности осуществлять те или иные трудовые, учебные, спортивные задачи.

Сосредоточение на предметах и явлениях действительности способствует повышению чувствительности, то есть сенсибилизации органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, а также темперамента, статических и кінестезичних состояний организма и его органов.

Сенсибилизация органов чувств способствует более четкому выборочном восприятию предметов и явлений, их элементов.

Внутреннюю (интеллектуальную) внимание направлено на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), психических механизмов и переживаний. Она ярко проявляется, например, при решении задач мысленно, в пригадуванні, в розмірковуванні мысленно.

При этом важное значение имеет внутренняя речь. Самосознание невозможна без сосредоточения на внутренних, субъективных состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности личности.

В состоянии внутренней внимания чувствительность органов чувств снижается, человек не замечает знакомых, не слышит, когда к ней обращаются, отвлекается от деятельности, которую выполняет. Поэтому в любой деятельности - учебной, воспитательной, научной и другой - нецелесообразно одновременно загружать и внешнюю, и внутреннюю внимание.

В работах, которые рассматривают зрительное внимание, а также ее связь с осознанием, описаны фокальную и периферийную внимание. Фокальная внимание обеспечивает пребывания объекта в сфере ясного видения в прямом и переносном смысле. Периферийная внимание распространяется на содержание крайней части сознания.

В виду выделяют следующие ее характерные свойства:

  • сосредоточенность, которая проявляется в степени интенсивности концентрации на предметах умственной или физической деятельности. Углубляясь в предмет, человек не замечает влияния на нее посторонних раздражителей, того, что происходит вокруг. Физиологическим основой сосредоточенности есть положительная индукция нервных процессов возбуждения и торможения. Сосредоточенность, то есть концентрация внимания, зависит от содержания деятельности, степени заинтересованности к ней и особенно от индивидуальных особенностей человека - ее умения, привычки сосредотачиваться, основой чего является активность и устойчивость возбуждений в активных участках коры больших полушарий головного мозга;
  • устойчивость характеризуется длительностью сосредоточение на объектах деятельности. Устойчивость, как и сосредоточенность, зависит от силы или интенсивности возбуждения, что обеспечивается и силой воздействия объектов деятельности, и индивидуальными возможностями личности, важностью для нее деятельности, интересом к ней. Сила внимания уменьшается за неблагоприятных условий деятельности (грохот, крики, взрывы) и в зависимости от степени усталости, состояния здоровья. Особенно заметно отвлечения внимания оказывается в невнимательных людей. Рассредоточенность - это негативная особенность внимания, обусловлена ослаблением силы сосредоточенности. Физиологическим основой ее является слабость возбуждения в участках коры головного мозга. Рассредоточение внимания доступная во время интенсивного сосредоточения на чем. Но это связано с глубиной сосредоточения, а не его слабостью и этажностью;
  • колебания оказываются в периодическом понижении и повышении сосредоточения. Такие периоды колебаний, как показали исследования М.М. Ланге, составляют от 2-3 до 12 секунд;
  • переключение - это преднамеренное перенос внимания с одного предмета на другой, если этого требует деятельность. Физиологическим основой переключение внимания является торможение оптимального возбуждения в одних участках мозга и возникновение его в других. Переключение внимания с одних предметов на другие требует надлежащего овладения своим вниманием, осознание последовательности действий и операций с предметами, которых требует труд, умение управлять своим вниманием, что приобретается в процессе деятельности. Переключение внимания происходит с разной скоростью. Это зависит от содержания деятельности и от индивидуальных особенностей. Скорость переключения внимания, как показали исследования, составляет 0,2-0,3 секунды, то есть этого времени хватает, чтобы преодолеть инертность, которая наступает в процессе труда, и переключиться на другой объект;
  • концентрация - это степень сосредоточенности на нескольких определенных объектах;
  • распределение проявляется в том, что человек одновременно выполняет несколько разновидностей деятельности или одновременно контролирует несколько объектов. Предпосылкой такого переключения является то, что одно действие привычная, выполняется автоматически, а другое - сознательно. Распределяя внимание, следует учитывать, что определенная деятельность связана с ячейкой оптимальной возбужденности участки коры больших полушарий головного мозга, а другую, которая требует меньшего внимания, осуществляют участки мозга меньшей возбудимости;
  • направленность - это удержание под контролем лишь тех или иных объектов. Степень внимания - это характеристика ее интенсивности. В аспекте субъективных переживаний его оценивают как степень ясности и выраженности переживаний. В современной когнитивной психологии под степенью внимания подразумевают количество ресурсов, предоставленных к переработке информации, и оценивают по уровню или глубиной этой переработки;
  • объем - это такое количество элементов, которые внимание может охватить и воспринять в кратчайшее время. По этому признаку внимание может быть узкой и широкой. Широта объема внимания зависит от родства материала, который воспринимают, а также от возрастных особенностей человека. Если этот материал легко ассоциируется, т.е. связывается, то объем внимания растет. Исследованиями установлено, что объем внимания взрослого человека во время восприятия не связанного по содержанию материала (непонятные сочетания букв, цифры, отдельные буквы) равна 4-6 объектам, которые воспринимаются на протяжении одной-двух - десятых секунды. Объем внимания определяют как количество простых впечатлений или стимулов, осознаваемых четко. Степень и объем имеет обратную зависимость: увеличение объема элементов, что их воспринимают, приводит к уменьшению степени и наоборот. Изменение общей направленности и объема внимания называют відволіканнями, или нарушениями внимания. Оценки частоты колебаний и нарушений характеризуют устойчивость внимания до этого объекта.
  • рассеянность - это перескакивание от одного внешнего объекта к другому. Внимание человека при минимальной волевой регуляции подчиняется внешним обстоятельствам.

Особенности выявления свойств внимания зависят от состояния, интенсивности, направленности и мотивации и познавательной и эмоционально-волевой деятельности.

В трудовой деятельности и повседневной жизни люди бывают внимательны, невнимательны и рассеяны. Степень внимательности - это устойчивое свойство личности, присущая ей от природы, что совершенствуется на протяжении жизни в достаточно ограниченном диапазоне в зависимости от обстоятельств, потребностей и опыта. Внимательный в одной отрасли жизнь может быть совсем невнимательным в другой. Поэтому разделение людей по такому критерию надо считать определенным образом условным.

Внимательной человека можно назвать, если в ней преобладает произвольная и післядовільна внимание, если она имеет цель и волю, хорошо осознает, чего хочет. Невнимательный человек - это та, которая не умеет сосредоточиться на предмете, не способна проникнуть в суть вещей, во внутренний мир другого. Рассеянная человек занимает промежуточное место по лестнице внимания, имеет поверхностную направленность действий, не может сосредоточиться на одном объекте.

Одной из важных характеристик внимания является связь внимательности с деятельностью и направленностью личности.

Профессионализация внимания складывается так, как начинает формироваться еще в школе.

Литература

1.  Баскова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития: Изучение внимания школьников. - М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

2.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

3.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - П.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974.

4. Вопросы психологии внимания / Под ред. В.И. Страховая. - Саратов: Сарат. гос. пед. ин-т, 1975.

5.  Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1982.

6.  Джемс В. Психология / Пер. с анг. - М.: Педагогика, 1991.

7.  Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - Л.: Наука, 1985.

8.  Дубровинская Н.В. И . нейрофизиологические механизмы внимания. - Л.: Наука, 1985.

9. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

10. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

11.  Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М.: Знание, 1980.

12.  Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

13.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-является вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

14. И . нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изг. во Моск. ун-та, 1979.

15. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

16. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР Ю, 2003.

17. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

18. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.



Назад