Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

31.2. Психологическая структура деятельности


Деятельность является целенаправленным процессом взаимодействия человека с окружающим миром. В ней человек реализует свое отношение к миру, людей, предметов, явлений и к самой себе. В деятельности будто «сливается» человеческая индивидуальность, ее сущность и объективный мир. Действенность механизма такого взаимодействия раскрывается в выявлении функционального назначения каждого структурного элемента деятельности, которые в своей совокупности характеризуют деятельность как систему.

Традиционно выделяют два уровня психологической структуры деятельности: микроструктуру и макроструктуру. Микроструктура деятельности: мотив - цель - способ, средство - результат. «Зачем делать?», «почему делать?», «чем и как делать?», «что удалось сделать?» - вот психологическая микроструктура деятельности.

 31.1

Рис. 31.1. Мікростуктура деятельности.

 

В макроструктуре ДЕЯТЕЛЬНОСТИ можно выделить 4 основные блоки:

  • спонукально-ценностный (мотивы, цели);
  • прогностически-проективный (прогнозирование, выбор, планирование);
  • исполнительной-реализующий (способы, средства, результат);
  • оцінково-сравнительный анализ, выявление несогласованности в результатах и процессе их достижения).

Системоутворювальним фактором деятельности является мотив. При этом, как правило, деятельность полімотивована, то есть ее побуждает много мотивов, их иерархия. Ведущие мотивы в основном определяют направленность деятельности. Однако в определенных ситуациях на нее могут влиять мотивы, которые не имели сначала побудительной силы.

Деятельность представляет собой совокупность действий, каждая из которых имеет свою цель. Итак, цель системоутворювальним фактором действия.

Действие является единицей анализа деятельности, потому что содержит все ее признаки, а следовательно, содержит акт сознания - постановку цели и содержание, направленность поведения.

Деятельность является системным качеством совокупности действий. Анализ деятельности происходит через анализ ее действий.

Прежде чем начнется фактическая трансформация предметов и явлений окружающей среды, должна сформироваться внутренняя психическая основа для будущей практической деятельности. Кроме мотивации, психическим основой является также мышление, память и воображение, что их используют в процессе прогнозирования и проектирования; воля и свойства личности, которые необходимы для ее выполнения.

Действуя, человек чувствует обратное воздействие со стороны предмета деятельности, ситуации, добытых результатов. Они имеют формирующий характер, развивая саму личность.

Эффективное использование современных сложных орудий труда требует овладения хорошими знаниями, навыками и умениями, согласования своих действий с действиями других людей, подчинение общему строя, преодоление значительного эмоционального напряжения, в том числе и негативных эмоций. Все эти качества развиваются в процессе деятельности. А в то же время формируются такие сложные, социально значимые качества, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, понимание общественных потребностей и интересов.

Цель - это то, чего хочет добиться человек, ради чего он работает, преодолевая трудности и препятствия, чего хочет достичь в своей деятельности. Следовательно, без цели не может быть сознательной деятельности.

Цели человеческой деятельности порождаются общественной жизнью, условиями, в которых она живет, и зависят от ролей, которые выполняет человек, общественных поручений, от ее развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкие и отдаленные. Отдаленная цель реализуется в ряде близких, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к реализации отдаленной цели, которую выдвигают на далекую перспективу.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая побуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с ее органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, т.е. направленность личности на определенные объекты с целью познать их, овладеть ими.

Побуждениями к деятельности являются различные материальные потребности (в пище, одежде, жилище) и социокультурные (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близка (осуществить желаемое в ближайшее время), удаленная (осуществление желаемого планируют на длительное время) и дальняя (осуществить желаемое через десятки лет). Различают мотивы также за уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознаваемые мотивы: обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность. Но часто действуют неосознаваемые причины, например, привычки, предвзятое отношение к определенным фактам жизни, людей и т.д. Однако независимо от степени осознания мотива деятельности он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются общественными условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности людей существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы побуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, при которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения.



Назад