Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

31.3. Движения и действия


Человек, совершая любую деятельность, пользуется движениями - врожденными (безусловно-рефлекторными) и приобретенными (условно-рефлекторными). Безусловно-рефлекторных движений приобретают на протяжении жизни. Они в результате опыта, обучения и воспитания перестраиваются в соответствии с требованиями условий жизни, культуры производства и поведения. Такие движения, как хождение, речь, письмо, чтение, связанные с обработкой материалов, игрой на инструменте, художественное творчество под влиянием обучения и воспитания постоянно меняются.

В процессе деятельности в зависимости от ее цели и содержания, материала и способов его обработки движения объединяются в различные комплексы и системы.

Систему движений, направленных на присвоение предмета или его содержания, называют действиями.

Различают действия предметные и умственные.

  • ПРЕДМЕТНЫЕ, или внешние действия направленные на овладение предметами, контакты с людьми, с животными, растениями и т.д.
  • УМСТВЕННЫЕ действия оказываются в восприятии деятельности, памяти, мышления и т.д. Они образуются на почве внешних, предметных действий. Предметные действия в результате інтеріоризації, то есть их переноса во внутреннюю жизнь человека, становятся содержанием умственной деятельности.

Інтеріоризація - это перенос структур внешней деятельности во внутреннее психическое (определенную схему, образ, модель, алгоритм и др.).

На первых этапах усвоения опыта дети и взрослые оперируют конкретными предметами, средствами наглядности, сравнивают, раскладывают и объединяют их, находят причинные зависимости и их взаимодействие. Затем, в результате інтеріоризації этих внешних действий с предметами, человек начинает оперировать образами этих предметов и связями и зависимостями между ними. На еще более высоком этапе развития эти операции осуществляются с помощью понятий, выраженных в слове.

В психике мышления и інтеріоризоване внешнее срабатываются. Последнее приобретает логического оформления, связывается с предыдущим опытом, становится частью системы.

Однако часто человек сначала формирует определенную схему действий в своей психике, а потом эти умственные действия переносит наружу, то есть воплощает определенное внутреннее психическое во внешнее.

Так происходит ЕКСТЕРІОРИЗАЦІЯ - перенос внутренних, умственных действий наружу (в психомоторные действия).



Назад