Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

31.4. Знания, навыки и умения


Осуществление любой деятельности требует от человека овладение необходимыми для нее средствами. Прежде всего оно предполагает выработку у человека навыков и умений пользоваться ими для достижения поставленной цели.

Умение есть там, где знания определенного дела сочетается с ловкостью в выполнении действий, из которых состоит эта деятельность. Умеет управлять автомашиной тот, кто, следуя установленным правилам, делает это умело, четко и безупречно, кто имеет навыки в этом деле. Умеет составлять план тот ученик, у которого произведено определенные навыки работы над текстом. Так же и умение играть на музыкальном инструменте, рисовать, выполнять физические упражнения и другие задачи опирается на определенные навыки. Следовательно, умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, которая основывается на знаниях и навыках.

Поскольку деятельность человека, как правило, состоит из целого ряда различных действий, умение их выполнять также состоит из ряда частичных умений. Например, умение управлять автомашиной предполагает умение завести двигатель, регулировать его работу, управлять рулем, следить за дорогой, за работой машины. Умение ученика учиться означает умение планировать свою домашнюю учебную работу, выделять главное и второстепенное, устанавливать между ними причинно-следствия связи, рациональными способами заучивать заданный текст. Комплекс частичных, тесно взаимосвязанных умений охватывает все то, что называют умением: управлять машиной, учиться, играть на музыкальном инструменте, рисовать.

Навыки. Выполняя ту или иную действие определенное количество раз, человек упражняется в ее исполнении. Она выполняет действие все быстрее, легче, свободнее, это требует меньше напряжения, усилий и волевого контроля, количество ложных движений уменьшается. В целом ее выполнения становится в определенной степени автоматизирован. Итак, навыки оказываются в автоматизированном выполнении действий. Они формируются путем многократных упражнений. Навыки - это компоненты умений.

Наличие навыков облегчает человеку выполнения сознательных задач. За сознанием остается возможность начинать, регулировать и завершать действие, а сам движение происходит без любого дальнейшего вмешательства воли как реальное повторение того, что уже делали тысячи раз (И. Сеченов). Человек может осознавать и автоматизированные компоненты, то есть движения, из которых складывается определенная деятельность. В случае необходимости она может направлять свое внимание на саму технику написания букв с целью, например, вывести их каллиграфически, красиво. Может осознавать движения артикуляционных органов во время произношения звуков, привычные движения пальцев при игре на музыкальном инструменте с целью их проконтролировать, изменить немного в них. Человек начинает осознавать движения, если появляются осложнения, препятствия в их исполнении.

Процесс формирования умений и навыков. Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения. Выделяют три основные его фазы. Первая начинается с осознания задачи и способов его выполнения. Так, опытный мастер выясняет и показывает новичку, как выполнять те или иные производственные операции, а последний знакомится с ними. Обучая учеников писать, их также знакомят с тем, как надо выводить каждую букву. Потом те, кто учится, пробуют применить полученные объяснения на практике, то есть выполнять соответствующие действия.

На основании объяснений, зрительного восприятия, показа действия образуется первое, еще общее, схематическое зрительное представление о пространственные и временные особенности действия - о направлении и амплитуду движений, их скорость, согласования и последовательность. Упражнение сопровождается значительным волевым усилием и чувством уверенности, веры в свои силы или сомнения, нерешительностью, робостью. Эти переживания сказываются на эффективности упражнения, способствуя ему или задерживая его.

На основе тренировок, то есть многократного повторения определенных действий с целью их закрепить и усовершенствовать, постепенно последовательность движений становится слаженной, а действия - более четкими и погодженішими. Ловкость переходит в другую, высшую фазу своего совершенства. Физиологическим ее основой является укрепление в коре больших полушарий головного мозга временных нервных связей, их специализация, выработки системы, то есть образование определенного динамического стереотипа.

Тренируясь, человек ускоряет выполнение действий. Устраняются излишние движения и уменьшается напряжение во время выполнения. Это означает, что иррадиации возбуждения, которая проходила в начале и вызывал значительное количество лишних движений, меняется его концентрацией. Лишние движения, которые не находят «делового подкрепление», постепенно тормозятся как неадекватные определенной ситуации. Адекватные движения становятся более экономными, четкими, точными.

На физиологическом уровне совершенствования выполнения действия изменяется соотношение анализаторов, которые участвуют в этом процессе. Такое изменение проявляется, в частности, в том, что уменьшается роль зрительных и повышается роль двигательных ощущений в регуляции действия. Это можно наблюдать во время формирования производственных, спортивных умений и навыков, умений играть на музыкальном инструменте.

Однако решающее значение в формировании навыков и умений имеет регулирования движений на основе самоконтроля. Самоконтроль способствует выработке тонких зрительных, слуховых и двигательных диференціювань, а это, со своей стороны, способствует точности действий. В процессе повышения сноровки зрительный контроль за ходом действия, который имеет ведущее значение в начале упражнения, постепенно снижается, уступая контроля за движениями, то есть контроля за действием тех органов, которые ее осуществляют.

С повышением уровня автоматизованості движений меняется роль зрительного восприятия в процессе выполнения действия. Сначала зрительное восприятие и действие совпадают, например, восприятие буквы сочетается с ее произношением. Такое сочетание неизбежно и необходимо, но оно очень замедляет выполнение задания.

Иногда восприятия вследствие вправление начинает опережать действие. Так, в случае быстрого, выразительного чтения произношение прочитанного предваряется восприятием не только отдельных составов, но и целых слов, что идут за тем словом, которое произносят. Следующие элементы текста, которые воспринято, готовят дальнейшие движения и таким образом обеспечивают быстрый темп и высокую эффективность выполнения действия.

Каждое действие состоит из большего или меньшего количества движений. Умелое выполнение действия требует объединения этих движений в целостный акт, а этих актов - в еще более сложную действие.

Физиологическим основой объединения движений в целостную действие является образование «ассоциации ассоциаций», то есть цепей временных нервных связей, определенных их систем. Закрепляясь, последние становятся стереотипными. Эта стереотипность и является основой автоматизированного выполнения действия. В этой связи волевое усилие намного уменьшается, медленное сосредоточение внимания на движениях переходит в состояние післядовільної внимания, движения становятся более уверенными и точными, облегчается сознательный контроль за процессом выполняемого действия.

Такой уровень развития навыков характерный для последней, третьей фазы сноровки. На этой фазе действия становятся заученными, что дает возможность совершенствовать их, доводить до определенного уровня мастерства.

Непрерывное формирование навыков и умений начинается обычно со словесных объяснений и усвоения правил действия. Оценка выполненных действий, осознание их результатов так же осуществляются в основном с помощью слова. Слово, принимая участие в процессе формирования навыков и умений, способствует выработке четкой последовательности, темпа и ритма движений, их системы.

Уровень сформированности навыков и умений в значительной мере зависит от сознательного отношения, готовности личности к выработки в себе умений и навыков, заинтересованность в лучшем выполнении действий, связанных с решением задачи.

Важное место в этом процессе занимает учет индивидуальных особенностей человека: тип нервной системы, предыдущий опыт, теоретические знания, наклонности и способности.



Назад