Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

32.1. Сущность психомоторики


Идею о универсальность структурно-анатомических функций человеческого тела убедительно доказал Г. Декарт. Он говорил, что душа и тело человека - две особые субстанции, которые составляют неизменную основу человека.

Как взаимодействуют психика и тело? По Г. Декартом, имеем бестелесную душу и тело, где находится душа. Душа приказывает телу, а оно выполняет его указания.

Однако Б. Спиноза подошел к этой проблеме с другой стороны. Применив принцип целостности, он пришел к выводу, что живой человек - не просто одухотворенное тело, а вершина развития природы. Человек является инструментом, с помощью которого природа превращает себя в более совершенные формы. Из этого следует, что мышление как свойство души и живой движение как свойство тела - это не две разные субстанции (по Г. Декартом), а два свойства, присущие человеческой души и мыслящему телу.

В любом живом движении мышления и физическое движение человека - слиты в одну, неделимое единство.

Через два с половиной века И.М. Сеченов назвал эту целостность души и тела ПСИХОМОТОРИКОЙ. Он заметил, что жизненные потребности (дискомфорт) предопределяют возникновение желаний - мысли, которая и обусловливает движение. Собственно, когда человек совершает произвольный движение, тогда желание будет мотивом - дельной мыслью, или целью, а движение - действием или средством достижения цели.

Живой, целесообразен движение происходит вслед за желанием вместе со сведениями о мнимых последствия этого движения. Без желания или импульса - мысли движение было бы вообще бессмысленным.

И.М. Сеченов высказал гипотезу (которую теперь подтверждено экспериментально и которая является основой теории психической регуляции движений), что в движениях детей содержатся элементы мысли.

Действуя, человек познает мир, а познавая его - тоже действует. Психомоторика обслуживает механизмы эмоций, чувств, мыслей, образов, движений, памяти. Психомоторика - это и механизм, и система, и функция. Они, сливаясь в целостность, образуют функциональный орган. Это действенный орган человека, а не тела.

Впечатление, что психомоторика - это мнение плюс движение, ошибочно, поскольку все начинается с движений. Потому что живой движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека двигательной активности - значит спровоцировать возникновение в ней феномена «сплутаної энергии»; то есть обречь ее на гибель.

ПСИХОМОТОРИКА - это единство слияния мысли и движения в одну, неделимое единство живого движения.

Строение мыслящего тела человека - уникальная (рис 32.1). Психомоторика не имеет в себе барьеров, которые отделяют человека от мира вещей. Собственно ее универсальность дает возможность понять мышление как:

  • функцию внешней, предметной действия;
  • способ действия мыслящего тела.

32.1

Рис. 32.1. Мыслящее тело.

 

Итак, психомоторные процессы объединяют в единую и неделимую целостность три компоненты:

  • мыслящее тело;
  • предмет;
  • психомоторные процессы, которые обеспечивают возможность обмена энергией и информацией между мыслящим телом и предметом.

Человек, выполняя действия над предметом, одухотворяет его, воплощает в него определенный потенциал внутреннего психического (объективация психоэнергии). В то же время предмет обнаруживает и обратное действие на человека. Его психоенергія розоб'єктивується и воплощается в человеке.

Человек, действуя с предметом, открывает его свойства, которые превращает в действующие состояния - способности, которые являются условиями лучших дальнейших действий.

В процессе действия человек создает способности не только знать свойства предметного мира (прямой процесс психомоторики), но и использовать их силу в преобразовании того самого предмета или вещества в новые формы, чтобы удовлетворять чисто человеческие потребности (обратный процесс психомоторики).

Какова роль и место мнения в этом процессе? Собственно, мысль вырастает и развивается из живых движений. В процессе движения мнение объективируется в предметах, процессах и явлениях. Она приобретает в этом процессе совершенства и, наконец, становится измерением в создании предметов и явлений - мерой человека.

Главное свойство ЖИВОГО ДВИЖЕНИЯ в том, что в процессе его выполнения человек не просто движется, выполняет действия, она:

  • овладевает пространством действия;
  • подчиняет себе время;
  • сознательно преодолевает внешние и внутренние препятствия, которые оказывают сопротивление.

Физическое тело движется в соответствии с законами механики. Живым движением человек решает задачи или проблемы. Решением задач живой движение существенно отличается, с одной стороны, от чисто механического движения, а с другой - от простой реакции (действие - всегда акция, направленная на будущий продукт или раздражитель).

Чтобы построить правильные движения, надо:

  • подчинить своей воле сложнейшую биомеханику собственного тела;
  • сделать свое тело послушным;
  • соответствующими движениями вести свое тело к цели.

Такой сложностью движений обладают юноши и девушки в балете, цирка, спорте. Итак, что более быстрых психомоторных действий может выполнять человек, то более совершенным является ее мышления, то больше соответствующих предметов, явлений, мыслей, чувств и образов содержится в психике человека.

Еще полторы сотни лет назад И.М. Сеченов отмечал, что психомоторика - это неделимый связь движений душевных и телесных (прямых и обратных).

Возникает вопрос: в чем отличие психомоторики - органа человека - от других органов тела? Собственно в том, что психомоторика работает вне тела с природой и ноосферой.

Психомоторика - это одновременно орган человеческого тела, механизм его действия и искусство их регуляции.

Психомоторика осуществляет психической регуляции живых движений, действий и поступков. В то же время она отражает мышление, чувства и воображение.

Если психомоторика дисгармонійна, несовершенна или расшатана, тогда качество работы механизма творчества низкая, человек становится в деятельности аварийной.

Психомоторика работает, когда возникает взаимодействие в системе «мыслящее тело - предмет». Мыслящее тело человека способно к бесконечного количества действий, которые никак нельзя предвидеть заранее.

Психомоторика, как рабочий орган, объединяет движения с образами, мыслями, чувствами - эталонами, меркам, согласно которых регулируют движения. Точность мышления, глубина чувств и действительность воображения - точность движений.

Основными проявлениями психомоторики есть такие классы движений и действий:

  • движения, которые обеспечивают поддержку и изменения положения тела человека в пространстве;
  • состояния и позы нашего тела - это грациозность фигуры, осанка, апломб и стойкость, соблюдение вертикальной линии (от головы до пят), и наоборот - кривляка, позер, притворщик и т.п.;
  • локомоции - движения, связанные с перемещением человеком собственного тела: их особенности проявляются во время ходьбы, бега, прыжков, плавание и т.п.; сюда входят и баллистические движения: томление и схватывания предмета, который летит или перемещается, силовые и ударные движения, метания предметов с установкой на меткость, дальность и т.п.;
  • выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантоміміка) - непосредственные проявления эмоций и чувств, семантические движения - носители содержания, знаков, значения, которые человек передает другим людям, например, хореографические движения, движения, имитирующие действия с отсутствующими предметами;
  • рабочие движения и действия, которые являются средствами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивают эффективность труда, экономию затрат силы и способствуют совершенной реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти безгранична: и тех, что уже известны и усвоены, и тех, которые еще будет найдено.

Вот почему психомоторика человека универсальная - всеобъемлющая и разносторонняя.

Особенности психомоторики:

  • механизмы психомоторики каждый раз строятся во время двигательной действия;
  • живой движение способен на столько форм траекторий в пространстве, сколько существует в природе форм предметов, с которыми человек имеет возможность взаимодействовать;
  • живой движение, напротив, определяется формой того предмета, с которым взаимодействует человек;
  • если психомоторика сталкивается с препятствием, которую не может преодолеть, тогда человек останавливается для обдумывания, т.е. перестройки схемы действия;
  • структурно-анатомическое строение психомоторики не запрограммирована до некоего одного или нескольких способов действий, и именно поэтому человек способен к любой по сложности двигательной действия.

Идею о универсальность структурно-анатомических функций человеческого тела высказал еще Аристотель. Его вывод: рука человека - инструмент для многих инструментов. Еще Бы. Спиноза доказал, что способ действия мыслящего тела определяется не им самим, а самовольно. Это мыслящее тело активно строит свое движение, действие в соответствии с формой (образа, идеи, схемы) любого другого предмета.

Действуя, человек способен:

  • наблюдать за своим действием;
  • контролировать ее изнутри себя;
  • вращать ее продукт в собственную сущность - систему способностей.

Во время действия человек будто ведет диалог сама с собой, строит и реконструирует реальный течение движений в соответствии со своим желаемым.

Мысля - мы действуем, действуя - мыслим.

Итак, психомоторика является орудием человека, благодаря которому она имеет практическую возможность вмешиваться в окружающую среду, изменять его создавая новые предметы и явления собственными силами.

Поэтому психомоторная действие - это действенный механизм развития психики и тела. Ведь действуя, человек мыслит, а мысля - действует даже тогда, когда предметов руками не касается.



Назад