Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

32.2. Строение психомоторики


Психомоторика - живая система. В ее состав входят такие относительно самостоятельные, но специализированные составляющие:

  • ідеомоторика;
  • сенсомоторные процессы;
  • произвольные моторные процессы - действия.

ІДЕОМОТОРНІ процессы возникают в случае представления желаемых движений и действий или при наличии самой мысли о них.

Идеомоторный означает то, что образ, чувство или мысль передаются наружу средствами моторики.

Хотя процессы идеомоторике не всегда заметны и оказываются только специальными приборами, все-таки их роль в жизни и деятельности трудно переоценить, поскольку они осуществляют важные функции психомоторики - готовят и налаживают будущее движение, обеспечивают осуществление и регулируют процесс его выполнения.

СЕНСОМОТОРНЫЕ процессы обеспечивают ту или иную скорость, точность и целесообразность реагирования (оно - реагирования - не является действием, поскольку не решает задачи, а лишь меняет ситуацию) на воздействия, которые поступают в человека извне и требуют соответствующего защиты себя от опасности; регулировка силы внешних воздействий в технических системах или для сохранения собственной жизни.

Произвольные моторные процессы психомоторики характеризуют человека, определяя ее умение действовать, эстетичность и мастерство ее движений, а также способность к психомоторной творчества.

Ідеомоторика. Если вы стояли на краю пропасти или на балконе десятого или двадцать шестого этажа, то должны понять свои ощущения, когда некая сила, к тому же вполне реальная сила, тащила вас вниз. Реальность этой силы бесспорна. То же самое вы переживаете, когда идете вдоль поезда, который движется: вас так и тянет под колеса (когда вы стоите, эффект не такой ощутимый: телу надо преодолеть собственную инерцию, то есть потратить большую энергию).

Кстати, не такие уж редкие случаи, когда люди не могут справиться с ситуацией, которая кажется простой, - и падают с утесов, балконов, попадают под колеса поезда.

Как это происходит? Когда вы стоите над пропастью или идете вдоль поезда, движущегося возникает образ и мысль, что вы можете упасть вниз, попасть под колеса. Этот образ падение невольный, не зависит непосредственно от вас, от вашего сознания. Если синтез оскорбление чувств и мысли работает нормально, человек мгновенно оценивает ситуацию (ощущение безопасности) и активизирует волю (корректор психомоторики). Волевая мнение подавит мысленный образ (падение под колеса или с высоты), перестраивая образ и чувство безопасности на новую мысль о необходимости держаться подальше от роковой черты.

Вы сидите в кинотеатре, а на экране автомобиль мчится сногсшибательными виражами горной дороги или лодку борется в океане с огромными волнами. Если это снято не средним или дальним планом, а передним, то есть так, как будто вы видите все это собственными глазами, то вы отклоняетесь во время поворотов машины или цепляетесь руками в подлокотники кресла, когда лодка летит вниз, или втягиваете голову в плечи, когда на него накатывает волна.

Вы смотрите на стадионе футбол. Если перед вами не просто тяжелая работа с беготней или опрокидыванием мяча наугад, а настоящая, красивая игра (создание гармоничного предмета созерцания и боления), вы заражаєтеся тем, что происходит на поле.

Вы входите в контакт с игрой и становитесь на некоторое время долей ее процесса. И когда игрок обводит соперника, вы вместе с ним (в него вы перевтілюєтеся и действуете вместе) повторяете все его движения, и когда он бьет - вы бьете по мячу вместе с ним. Когда игрок достигает успеха или когда его постигнет неудача и он ее переживает, вы радуетесь и переживаете вместе с ним. Не только в душе, но и всем телом.

Вы встречаете человека, который вам приятна, нравится, дорогая. Обратили внимание? Вас так и тянет к ней. Причем тянет к контакту не условного - вас тянет буквально подержаться за нее (так же с неприятным человеком - вы физически пытаетесь избежать контакта, уловка, оказываете сопротивление в случае сближения, переходите на противоположную сторону улицы, находите благовидный предлог, чтобы не оказаться в одном с ней месте). Вот почему доброму знакомому вы с удовольствием подаете руку, с другом - обнимаетесь, с родными и любимыми - целуетесь.

Все эти чувства выражены живыми вашими движениями. Все это - ідеомоторика. Целостность образа воображения и мысли.

Действие - это продолжение процесса образа и мысли.

Итак, упасть под колеса даже естественнее, чем заставить себя воздержаться от этого шага.

Кто же тогда в реальной жизни падает с высоты, над кем царит ідеомоторика - механизм воображения? Это:

люди с незначительным енергопотенціалом. Энергии так мало, что ничем контролировать воображение, ничем остановить губительную для себя мнение. И поэтому любой идеомоторный образ и мысль, которые возникают спонтанно в тумане незначительной энергии, становятся доминантными, руководят действиями. Доминанта тянет на себя последние капли энергии. Вот почему процесса волевому, способном тормозить действие, родиться не из чего;

люди, предельно погружены в себя, которые живут в мире грез и иллюзий. Снова первопричина - в отрицательной энергии. Мечтатель будто здесь, с нами, он вроде бы такой же, как все. Но это не так: все его дела осуществляет воображение. Мир реален для него - скучный, блеклый, печальный. Призрачные прекрасные образы в душе мечтателя, легко переливаясь друг в друга, плывут. И неожиданно возникает неосознаваемая экстремальная ситуация, когда мечтатель оказывается над пропастью. Мыслящее тело реагирует вне сознания. Собирая остатки энергии, оно из образа создает мнение о возможности падения. Однако остановить эту мысль ничем - она сразу протекает в действие, и наш мечтатель лишь в последний момент будто просыпается от сна и осознает то, что уже происходит. Преобразование мысленного образа или чувства по мнению предопределяет чувственный взрыв, который сжигает всю энергию без остатка;

люди, предельно сосредоточены на тяжелых раздумьях. Например, на длинном математическом расчете, на расчете шахматного варианта, на поиске в банке памяти ответа на вопрос, на обдумывании ничего неизвестного. Вся энергия направлена на содержание доминанты соображений: мысль о возможном падении рядом с ней ничтожно мала, поэтому человек даже не замечает ее. Но, в отличие от доминанты, которая реализуется в знаки и символы, эта маленькая мысль реализуется в действие - и математик, совершенно не осознавая, как это произошло, оказывается под колесами.

Мысленный образ - регулятор моторной действия - формируется лишь в условиях пониженной энергии. Если человек находится в оптимальном состоянии, то синтез образа мыслей и чувств включит волю вне сознания, так что она лишь укажет между прочим: ты смотри, как тянет под колеса.

Между тремя вариантами ідеомоторних движений разногласий нет.

Поэтому, чем меньше энергии, тем ниже наша способность видеть мир в реальной величине и правильно оценивать все, что происходит вокруг и у нас внутри.

К тому же, когда подбирают людей для работы на высоте, их проверяют не на чувство страха высоты (хотя думают именно так), а на величину энергии. Ведь человек с высоким уровнем энергии сразу - и легко - разрушает образ и мысль о возможности упасть и работает на высоте, как мы с вами у себя дома.



Назад