Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

32.3. Функции психомоторики


Психомоторика как функция развития мышления. Традиционно считалось, что жив движение мыслящего тела человека - чисто механическое явление: просто физическая работа. А мускулы - обычные двигатели - органы человека, которые тратят энергию, служат для передвижения себя или предметов в пространстве и времени. Однако доказано, что в психомоторній действия детей содержатся элементы мысли, а дети, ограничены в двигательной активности, отстают от сверстников в умственном развитии. Собственно период от 5 до 8-10 лет от рождения - сенситивный психомоторный возраст. Это - «возраст грации», когда ребенок особенно чувствительна к утонченности двигательных действий, их очарования и изящества, а фигура приобретает гармоничной стройности.

Ребенок мыслит движениями и действиями с предметом, этим и начинается основа психомоторной творчества. Впоследствии эти процессы мышления и живые движения отделяются. Как следствие, подросток становится способным осмысливать собственные движения и действия с предметами, не касаясь их руками, мыслить образами, чувствами или использовать самые мысли.

Есть мнение, что запустения психомоторного периода развития ребенка наносит ей большого вреда. Ребенок теряет главное условие создания «золотых рук», и от этого страдает «светлость головы».

Такую потерю компенсировать трудно. Для этого надо провести огромную работу над собой, вернуться в прошлое и начать все будто с нулевого цикла. Но не каждый человек способен на такую работу, поэтому так много людей с недостаточно развитой психомоторикой.

Традиционное мнение о односторонность психомоторики как системы двигателей, способных выполнять только механическую работу, искаженно отражает действительность. За внешней картиной живого движения - непостижимая глубина содержания, незаметная здравому смыслу. Обычный человек часто думает, что активность, работа исчерпывают запас жизненных сил. На самом же деле моторика человека и ее живые движения - самый совершенный механизм, машина, которую может создать только природа. На ее основе возможно бесконечное количество отдельных функциональных органов и инструментов работы.

С моторикой человека психология связывает проблему происхождения чувствительности, ощущений, мыслей и чувств. С помощью живых движений и мышления (этих двух свойств мыслящего тела человека):

  • человек способен в воображении строить траекторию своего передвижения в пространстве и времени - создавать хронотоп - целостность из пространства и времени действия;
  • воспроизводить живым движением конфигурацию предметов, которые находятся в контакте с ней, независимо от их сложности.

А как мускул познает? Во время работы, двигаясь вместе с телом или конечностями, он тратит энергию, аккумулированную в нем, познает и сохраняет в образе, который живет еще некоторое время после завершения действия, исполненного движения.

Действуя, человек преодолевает сопротивление предмета движениями, отражает предмет, чтобы овладеть им. Овладение предметом состоит из пяти последовательных этапов: а) восприятие; б) сравнение; в) оценка; г) принятие решения; д) живой движение, действие.

Чтобы усвоить движения, человек свой предмет усвоения или регуляции - психомоторную действие или систему действий - имеет разложить на составляющие, отдельные ощущения живых движений. Но ей надо прежде всего научиться не только раскладывать, но и группировать их, поскольку она имеет дело с особым отражением предмета действия - «темным мышечным чувством». Их семь.

Пока ребенок бегает, прыгает, овладевает предметами, а затем и живыми движениями, она познает:

  • четыре вида сил (гравитации, инерции, активных и реактивных мышечных усилий), которые образуют динамику движений;
  • два вида пространства (пространство, на котором разворачивается действие; пространство «схемы тела», собственных человеческих поз и осанки), в которых живут силы;
  • время живого движения.

Время - это память и переход современного в будущее.

Мысль, которая летит в будущее на холсте времени, рисует свой фантастический узор вместе с воображением. Мысль там, впереди, а в мозгу лишь отражение ее.

Застывшие в прошедшем времени образы, чувства и мысли мы воспроизводим и фиксируем в современном.

Следовательно, каждое из семи «ощущений» надо найти в своих движениях и соотнести его со свойствами предмета действия, чтобы овладеть им, став полновластным хозяином этой відчуттєвої и предметной территории, на которой разворачивается процесс действия. Движения содержат своеобразную гамму чувств: каждое физическое свойство движения имеет свою окраску.

Отображение свойств движений действия происходит через образ, чувство, действенную мнение.

Они и приобретают у ребенка свойства непосредственных регуляторов действия. И что образ, чувство и мысль точнее построены, то те действия и движения ребенка, тем больше развита ее психомоторика.

В подвижности и изменчивости гаммы ощущений, их калейдоскопічності - движущая сила развития ребенка. В действия происходят сравнение, оценка и выбор лучшего варианта во время принятия решений по ее организации. А если к этому добавить, что чувства движений ребенком очень трудно выразить в форме слов, передать другому, рассказать о содержании, то станет понятной и гигантская умственная работа, которую выполняет ребенок ежедневно, познавая в двигательных действиях себя и все окружающее.

Лишь в преодолении препятствий развивается воля и характер: ребенок ограничен в движениях, отстает в умственном развитии.

Вот почему в жизнедеятельности человека жив движение ее мыслящего тела, психомоторные действия занимают ведущее место: они - необходимый компонент способа существования разумного бытия человека.

Психомоторика как орган познания (познавательная функция психомоторики). Орган ощущений - самая совершенная вычислительная машина, которая работает на прием, переработку и интеграцию отраженного. Живым движением человек измеряет и обнаруживает способность воспринимать и изменять мир. Измеряя, мы действуем на каждом шагу. Все наши органы чувств служат решению этой задачи, все наши силы, все наши действия подчинены выполнению измерения и прогнозирования будущих действий, поступков.

В отличие от технических измерительных эталонов, человек создает чувственные мерки будущих предметов: сенсорные, перцептивные, мнемические и т.д., а метрика этих эталонов одинакова. Стоит человеку подать в образе, ощущении, содержание меры и количество действий, тогда она может с высокой точностью, выполняя движения, измерять их. Познание невозможно без измерения.

Органы чувств - быстродействующие в пределах тысячных долей секунды, надточно регулируют движения - в миллиметрах пространства, миллиграммах силы. Рассмотрим один пример. Человек поскользнулась на льду, ее тело начало падать. Мгновенность огромного напряжения с якобы хаотических движений, нечто неуловимое, некая сила организовала их - тело нашло опору, и человек не упала. То же самое происходит, когда человек споткнется или оступится.

Механизм контроля за движениями - огромная сенсорная система тела с 10 миллиардов каналов, которые его соединяют с физическим окружением. Каждый из этих десяти миллиардов каналов настроен на прием определенных сигналов. Они фиксируют всю информацию, проявляют неточности. Здесь же мгновенно выполняют все расчеты, и движение тела той самой минуты прокладывает новый отредактированный маршрут: человек не упала, спортсмен добился успешного результата.

Назад психомоторная система - универсальный измерительный прибор человека, который разворачивается в координатах пространства и времени. Это универсальная способность измерять:

  • время - от тысячных долей секунды до десятков часов; поэтому она выполняет роль биологических часов;
  • пространство - от едва заметных для глаза микронного размера вещей до нескольких километров; поэтому она - микрометр, образцовый измерительный прибор и даже - теодолит,
  • силу взаимодействий - усилия в пределах нескольких граммов до сотен килограммов; поэтому она выполняет роль универсальных весов.

Мускулы могут измерить и другие производные от времени, пространства, усилий:

  • скорость, ускорение, темп движений - количественные величины;
  • ритм (пространственный, часовой, динамический), координированность движений, пластичность, ловкость, мягкость, грациозность психомоторной действия и т.д . - качественные показатели психомоторной действия.

Но этими измерениями мускулатура не ограничивается.

Существуют в ней более совершенные средства измерения - предоставление количества и степени собственным движениям, которые почти недосягаемы техническим измерительным приборам. Это - измерения ощущением гармонии и целесообразности строения предметов и явлений, собственных движений.

Человек может научиться:

  • слушать себя, свое тело в психомоторній действия;
  • понимать собственные движения той самой действия;
  • давать оценку всей действия.

Система таких эталонов дает возможность ей пользоваться ими как образцовыми мерами:

  • зароджуваної гармонии;
  • совершенной гармонии;
  • совершенной гармонии, которая начала разрушаться.

Самое важное то, что благодаря хорошо развитому чувству гармонии человек способен в каждой конкретной ситуации не только оценивать состояние движений, но и видеть тенденцию развития к более совершенного состояния, до вершины их гармоничности. Она способна определять направление стремление, который становится содержанием стремление.

Мы уже отмечали, что человеческие органы чувств (сенсорные системы) знатные различать предметы или явления в зависимости от того, как эти предметы организовано структурно. Преимущества приобретают те предметы и явления, которые по своему строению приближаются к гармоничной целостности. Гармония привлекает и притягивает к себе внимание, возбуждает интерес, мысли и чувства - деятельный аспект ума.

Существует также метрический эквивалент гармонии - «золотое сечение». Его можно рассматривать как метрический закон связи элементов в системе движений. Закон известный ученикам старших классов в виде возвратных последовательностей чисел, гармоничной прогрессии или чисел Фибоначчи.

Системы движений, действий, предметов и явлений, построенных (неосознанно или сознательно, что гораздо лучше!) на законе «золотого сечения», наиболее полно способствуют реализации:

  • процессов предсказания того, что может происходить;
  • чувство гармонии, которое отыскивает источники энергии для следующего действия;
  • творческих процессов, которые создают гармонию в природе, технике, искусстве и в самих себе.

Главное в действии - охватить чувством гармонию (реальную или мнимую), как более совершенную. Как только однажды это удалось (например, достаточно один раз поехать на велосипеде, поплыть - и это запечатлевается мгновенно и на всю жизнь), умение стойко сохраняется и облегчает регуляции движений, действий - способствует мастерства.

Развитие психомоторики, как органа познания, способствует воспитанию ряда способностей.

  • Во-первых, в психомоторній действия укоренены элементы мнения ребенка: дети, ограничены в этом виде активности, отстают от сверстников в умственном развитии.
  • Во-вторых, природа человеку определила определенный период жизни (от 5 до 8-10 лет) для совершенствования психомоторики («возраст грации»), когда движения ребенка приобретают изящества и обаяния, стройности и изысканности, отражают гармонию детской души.
  • В-третьих, чувствительность к гармонии, ее сознательный развитие в возрасте «грации» закладывают основы для различения степени гармоничности строения предметов и явлений вне ребенком, способствуют использованию чувство гармонии как инструмента творчества. Запустения развития чувствительности - ограничение творческих способностей.
  • По-четвертых, систематическое развитие чувства гармонии в возрасте «грации» средствами психомоторных действий с установкой на различия качеств и состояния гармонии движений открывает ребенку возможность развить такие способности:

а) оценивать совершенство гармонии и ее частей, измерять их качество и оценивать то или иное состояние за эталонами, образцовыми меркам, которые хранятся в памяти;

б) осознанно определять направление развития гармонии - до вершины ее совершенства, опережать воображением, чувствами и мышлением действительность бытия потенциальной гармонии в предметах и явлениях;

в) пользоваться «шкале состояний гармонии» и определять средства (умственные и психомоторные), которые идут от скрытой в предметах и явлениях гармонии; создавать механизм способностей.

  • По-пятое, развитая в детстве способность создавать гармоничные движения дает:

а) возможность использовать закон перенос свойств гармонии на другие предметы и явления;

б) возможность ребенку, подростку, юноше на основании представления о отдельное - гармонию живого движения - оценивать и создавать гармонии в сочетаниях слов, звуков, цветов и природных веществ и воспитывать в себе творца.

Продуктом нашего живого движения является своеобразная психомоторная структура - аналог умозаключения - умственная мирка предмета, который человек овладел; система мыслей. И эту умственную мерку прикладывают к предмету, чтобы соответственно его переделать в совершенную форму. Действия над новыми, неизвестными предметами требуют выработки соответствующих мерок, чтобы со знанием дела работать и превращать обычную работу на творческий процесс.

Важность и ценность нормальной психомоторной активности детей в том, что они, еще не владея языком, имеют возможность развивать в себе ту участок мышления, которая формирует суждение. Это суждение основано на відчуттєвому материале, на превращении его умственными операциями и движениями в материализованном целостность.

Со временем таким же способом, но на другом - понятийном материале - ребенок, а потом подросток, создавать языковые конструкции - суждение и умозаключения. Но первую школу обучения способности к творчеству человек в детстве осуществляет (осознанно или неосознанно) через психомоторику.

Понятийная мнение тоже зарождается в живом движении, но уже тогда, когда подросток или юноша научится пользоваться словом, понятием или символами.

Живой движение - единственное средство, которое материализует движение мысли, чувства и воображение. К тому же, живы наши движения, психомоторика - главные регуляторы не только наших действий и поступков, но и нашей энергетики.

Психомоторика как формирование корсета тела (формирующая функция). Психомоторика предоставляет человеческой фигуре стройности. Гармонично развитая мускулатура высвечивает энергию жизни, красоту и богатство души, создавая источник внешней привлекательности.

Формирование красивого тела становится возможным благодаря ощущению гармонии - гармонии собственного тела и психики. Ощущение личного состояния ежесекундно, каждый раз. Как этот процесс понимать? Расшифровывается это просто: если наше тело гармоничное - а это так! - оно обязательно должно порождать гармоничные движения. То есть движения, основанные на принципе гармонии, которая в форме образа живет в каждой здоровому человеку.

Если психомоторика дисгармонійна, розладнана или несовершенна, то качество работы механизма творчества низкая, а человек в таком состоянии является аварийной: работая, допускает ошибки или травмирует себя.

Психомоторика как живой аккумулятор энергии (энергетическая функция). Современная психология рассматривает мускул (и психомоторику в целом) как шестой орган чувств. Исключительность и уникальность его в том, что мускул оперирует в действиях всей триадой: энергией, мышлением, чувствами.

Все остальные органы чувств работают только на восприятие энергии и информации, потому что они минимально моторизованные, лишенные природой собственного моторного аппарата и поэтому не могут выполнять другой продуктивной работы, кроме познание - отображение энергии и информации, поступающей извне.

Мускульная система - своеобразный биологический устройство в нашем теле, способен накапливать в себе энергию. Эта способность - проявление мудрости тела.

МУДРОСТЬ ТЕЛА - это комплекс механизмов, созданных опытом жизни на земле, который предназначен для сохранения внутреннего равновесия - гомеостаза - гармонии внутреннего биологической среды.

На влияние, на расходования энергии тело откликается противодействием большей силы - с запасом. Из расчета на ситуацию, если это влияние в следующий раз рухнет на нас с еще большей силой. Оно способно осуществлять не только защита, но и накапливать прибыльную энергию и информацию. Таким же способом защищается кожа ноги от ботинка, что мозолит палец - увеличением толщины кожи - мозолем.

Накопление энергии и ее концентрация происходят в тех органах и системах тела, которые больше, чем другие, испытывают нагрузки. Но психомоторика, мускульная система не является монополистом энергии. При условии наличия оптимального количества энергии человек может использовать ее всеми механизмами тела и психики.

ЖИВАЯ ЭНЕРГИЯ - универсальная условие способности человека действовать, утверждать себя в созданном.

Психомоторика как орган действенного мышления (функция воплощения). За психомоторикой мы видим всю человека, его способность активно влиять на окружающую среду, подчинять его себе.



Назад