Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

32.4. Регуляторы и продукты психомоторики


Механизм работы мышления и живого движения чрезвычайно сложный, поскольку орган движения и орган познания сосредоточены в той самой конструкции мыслящего тела. Когда человек, например, бежит, выполняет живые движения, то в действии принимают участие почти все 600 мышц, 200 костей движутся относительно друг друга - работает весь опорно-двигательный аппарат. Все тело имеет более 100 степеней свободы.

Например, циркуль имеет только одну степень свободы; указательный палец нашей руки, как и трамвай - тоже один, два - автомобиль. Если им добавить еще и третий степень свободы, они перестанут быть управляемыми системами. Вся рука с пальцами до лопатки имеет 22 степени свободы - неисчерпаемый банк для возможных траекторий движения. Представьте себе, какая работа мышления, чувств и воображения необходима для гармонизации и синхронизации этого огромного оркестра психомоторики.

Поэтому мнение о способности человека к почти бесконечного количества систем движений опровергает миф о неизменности движений в действии, о том, что движения производятся, закарбовуються и локализуются в мозговые благодаря многократному повторению, длительном вправлянню.

Итак, одна и та же психомоторная действие, в зависимости от предвидения ее результата или продукта, смысла психомоторного задачи, направляется и корректируется по крайней мере пятью относительно самостоятельными регуляторами: образом, символом, мыслями, чувствами, предметом.

Всякий регулятор, как и регулятор движений в действии, - устройство, которое поддерживает:

  • неизменность параметров процесса решения двигательной задачи;
  • или меняет его по определенным законам;
  • направляет развитие психомоторной действия в желаемом направлении.

Символ і мысль, как регуляторы, образуются на материале знаковых систем - средств общения между людьми с культурным наследием. С помощью символов и мнений человек может пользоваться чужим опытом, чтобы обогатить свой.

Чувства, ощущения, образ, мысль - собственный опыт решения психомоторных задач.

Какой смысл вкладывать в понятие «продукт действия»?

Рассмотрим на примерах. Ходьба, бег, прыжки и аналогичные локомоции являются способами действий мыслящего тела человека. А продуктом будет: пройденное расстояние, что остается позади, преодолен пространство или скорость передвижения. Пространство, на который перенесем груз, брошенный мяч или некий другой предмет; высота, на которую поднята штанга над головой, изменения в окружающей среде.

Продуктами действия будут также тонкие изменения внутри тела человека. Состояния тоже непосредственно отражаются в способе действия, в смысле решаемой задачи - в мышлении.

Продуктом мышления есть мнение, ход мыслей - путь, который он прошел, чтобы найти скрытый смысл.

К продукта действия относятся:

  • состояния органов чувств - сенсибилизация и синестезия;
  • последовательные двигательные образы, устойчивость которых зависит от уровня;
  • реминисценции образов движений;
  • положительное перенос качеств и способов выполнения действий;
  • минимальные изменения во всей психомоториці, которые способствуют ее совершенства;
  • гармония движений.

Движение - это мысль, реализована в действии. Обратите внимание: на первом месте - мысль, с нее все начинается. Даже тогда, когда человек страдает от своевольного безделья. И тогда, когда ее мыслящее тело работает с полной нагрузкой. Но человек этого не замечает, потому что в живом движении мысль и действие практически слиты в единство. Рассуждая - вы действуете, а когда действуете - мыслите.



Назад