Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

32.5. Механизмы регуляции психомоторной действия


Регуляция движений почуваннями. Чувствовании - это одновременное ощущение тела и предмета взаимодействия в их единстве, целостности. Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду. Почему? Научиться плавать, лишь наблюдая за движениями пловца, изучая движения на суше или по учебнику нельзя. Обучаясь по учебнику, ничего не достигнешь.

Даже пристальное наблюдение за движениями другого человека, обученность на суше движениям и ног и рук, мало что значит. Поэтому, помимо даже наиболее точного представления о действии, надо иметь еще «немного», которое никому не дается с первого раза. Человек пробует - отыскивает ключ, связь, место соединения, способ гармонизации тела и среды, чтобы поплыть, поехать, пройти по канату. И вот неожиданно это «несколько» появилось. Это «нечто» является почуванням.

Возникает чувства во взаимодействии тела и предмета, а потом они переходят друг в друга, превращаясь на целостность.

ЧУВСТВОВАНИИ - зачаток регулятора движений действия, условие ее развития. Они становятся зародышем: а) ощущений; б) образа движений; в) мотива дії.

Человеку, который действует, ощущения подсказывают: приятное надо поддерживать и продолжать, а неприятного в движениях надо избегать.

Ощущения имеют тенденцию превращаться в образ движений. Впоследствии возникает новое образование - чувство-образ. В чем его сила? Благодаря этому образ движений приобретает определенной самостоятельности: он становится образом памяти и сохраняется как живой опыт.

Следовательно, образ отделяется от чувствования и становится суверенным, отражает состояние тела человека, а другая часть чувств - систему движений.

Аналогичные видообразование происходит и с третьим компонентом: почуванням-мотивом действия. Отделяясь от чувств, мотив изымается из неосознанных поездов, поддержанных положительными ощущениями. Причем содержание чувствовании-мотива сначала беспредметный: человека побуждает к продолжению действий желание удовлетворить себя двигательной активностью, преодолеть внутренний дискомфорт. Со временем мотив наполнится умственным, нравственным и эстетическим содержанием - осознанной потребностью.

Основным источником информации чувства есть четыре вида сил - гравитации, инерции, реактивные (силы отдачи), активные мышечные силы, время движений. Два вида пространства - схема тела движений и пространство действия - от начала до завершения. И время живого движения.

Регуляция движений предметом. Образ движений в действия с предметом, как и все другие образы, подчиняется всем законам, присущим образа. Регуляция движений является результатом соотнесение восприятия со свойствами оригинала, целостности, структурности, осознанности, константності и метричності - продукта измерительной функции мышц как органа познания.

Благодаря измерительной функции мышц организуется поисковая активность, регуляция и оценка движений в то время, когда происходит действие.

Рассмотрим особенности этой регуляции движений на примерах.

Чтобы ваши действия были успешными на футбольных воротах, в вашем распоряжении - от момента удара до остановки мяча - должно быть не меньше 0,35 с (без перемещения в пространстве ворот). Опытному любителю надо будет для этого 0,25 с, а мастеру - 0,15 с.

Ознакомившись с такими показателями времени, которые нужны для успешных действий, физиолог скажет: это невозможно! Поскольку розрізнювальна способность мозга человека - 10 операций в секунду, то есть по 0,1 с на одну умственную операцию!

Ведь вратарь должен за этот короткий период осуществить значительно больше операций. Вот они: а) увидеть мяч; б) принять исходную позицию; в) протянуть руки в направлении мяча; г) рассчитать приблизительную силу удара, чтобы быть в состоянии его погасить; д) схватить мяч руками.

Наиболее обще - 5 сложных операций, требующих очень тонких и точных расчетов времени, измерения пространства, опережение мнением полета мяча, слежения за его переменной траектории.

Мозга надо потратить не менее 0,5 с, чтобы отреагировать. А вратарь отбивает мяч.

Еще один пример регуляции движений предметом. Но уже не через динамическую ситуацию, которая ежесекундно меняется и требует перестройки движений, а через статическую. То есть надо осуществить не только предварительные расчеты, чтобы построить точные движения, но и, опираясь на образ, точно действовать, решать задачи. Это пример игры в бильярд.

Регуляция движений образом. В каждом из нас живет бесчисленное количество образов: они не только сохраняются в памяти с надписью «до востребования», но и, самое главное, - выполняют функции регуляторов движений, действий, поведения.

Рассмотрим лишь: а) образе ситуации; б) оскорблении памяти; в) образе воображения.

  • Образ ситуации возникает в непосредственном контакте с окружающей средой, которым нужно овладеть.
  • Образ памяти - воспроизведение прошлых впечатлений из закромов памяти в предметной действия.
  • Образ воображения - это продукт перестройки образов для создания новых движений, соответствующих сложившейся ситуации.

Человек, который научился мыслить еще в детстве, прошла хорошую школу мышления в психомоториці, умеет не только усваивать собственный и чужой опыт, но и делает все гораздо лучше, чем обычные потребители; может собственные мысли продуктивно воплощать в свое дело.

Механизм психомоторики можно развивать двумя путями:

  • работой над собой через развитие психомоторных действий, в которых укрепляются познавательные, моральные и эстетические чувства, что приобретают активной формы еще в детстве;
  • работой с материалами культуры человечества и решением задач, в которых на умственные операции приходится не только воспроизведение приобретенного, но и создание того, чего еще не существовало, нового и самодостаточного.

Регуляция действий мнением. Человек также регулирует свои действия мнением. В уме она кодирует, задает параметры будущего действия. Мысль воплощается в действии.

Вот почему человек способен из бездушного музыкального инструмента добывать звуки, полные жизни и страстей; вот почему под рукой скульптора оживает мрамор, начинает дышать, приобретает свойства живого существа.

Регуляция действий символом. Символ - модель, которая порождает поведение. Символ заряженный почти бесконечной энергией и информацией. Он не только отражает (это хорошо делать и словом и понятием, и другими знаковыми системами) предметы и явления, но и содержит - в свернутом виде - все возможные конкретизации проявлений того, что символизирует.

Этим символ открывает человеку многозначительную смысловую перспективу предметов и явлений в деятельности. Дает человеку ключ для влияния на окружающую среду с целью его перестройки в более совершенные и гармоничные формы.

Привлекательная, увлекательная и породжувальна сила символа в том, что он является:

  • образом, который сочетает в себе переживания творца и черты, трансформированные в нем из многих людей или событий;
  • каналом связи между мыслью и чувством предмета, который узнают; каналом преобразования мысли о предмете или явлении в нечто отличное от них - в идею;
  • идеей - смыслом и призывом к действиям в определенном направлении;
  • призывом, который начинается с прислушиваясь к состояния, относят следующие действия;
  • кодом, который предопределяет отклик души.

Привлекательность символа еще и в том, что он - особенный образ, в котором близкое к начатый влечение к сравнения образа, который он содержит, с жизнью. Следствие сравнения выражено не непосредственно (словами или формами материальных конструкций), его человек только чувствует, предполагает как тайну.

Поэтому символ заставляет думать о тайну - задачи и обусловливает стремление постичь ее сокровенный смысл. Он требует активности, чтобы его пережить. Необходимо душой почувствовать символический смысл, а психомоторикой его материализовать.

Символ влияет не столько на чувства и воображение человека (читателя или зрителя), как на мышления, на его проницательность, он дает намек на возможность, которая существует потенциально, но еще не имеет четкого выражения.

Поэтому символ - многозначительная языковая целостность. Он может означать для автора - одно, для читателя - второе и третье для зрителя, и каждый из них будет пытаться в нем понять нечто другое, свое.

СИМВОЛ - особая, опосредованная форма отображения. В нем никогда предметы не названы именами собственными.

Наоборот, символ подает нашим ощущениям отображения предметов в завуалированной форме.

Символ учит нас в знаковых или відчуттєвих образах видеть и узнавать, глубокий скрытый смысл, в основе которого залегает невидимое глазом и невыразимое словом.

Второй пример действия силы символа - математический. Это - извлечения квадратного корня из числа «2» и «3». Математические действия здесь могут длиться бесконечно, но точного результата нельзя достичь, потому что здесь речь идет о бесконечности и символа, и количества действий.

В символе задачу действий не предложено в полной формуле, а лишь задан, то есть задачу каждому надо найти и осознать, чтобы пользоваться действиями для ее решения. Почему так?

Структура СИМВОЛА направляет организацию психики таким образом, чтобы человек стал способным сквозь редкое явление видеть целостный образ мира:

  • генератора энергии, которую вырабатывает психомоторика и для себя, и для нужд других органов нашего тела;
  • трансформации одних видов энергии в другие, что обеспечивает здоровья и жизни человека;
  • формовщика наших мыслей, образов и ощущений - непосредственных регуляторов наших действий, поведения и деятельности.

 

Литература

1.  Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М., 1983.

2.  Гальперин П.Я., Котик ВН. К психологии творческого мышления / / Вопр. психологии. - 1982. - №5.

3.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

4.  Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Понмаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М., 1986.

5.  Розе Н.А., Психомоторика взрослого человека. - Л., 1985.

6.  Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа развивать свой потенциал - М., 1988.

7.  Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков: Фолио, 1996.

8.  Клименко В.В. Механизмы психомоторики человека. - К., 1997.

9.  Клименко В.В. Психология научного творчества. - К.: Аверс, 1998.

10. Общая психология: Підруч. для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2002.

11.  A.M. Матюшкин Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.

12.  Словно Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995.

13. Общая психология / Под ред. В.Д. Максименко. - М.: Рефл-букс, «Сова», 1999.

14. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1996.

15.  Петухов В.В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие. - М., 1987.

16.  Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

17.  Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.

18. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. шк., 1968.

19.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1995.

20.  Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.

21.  Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983.

22.  Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высш. шк., 1972.

23.  Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. - П.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

24.  Якиманская М.С. Знание и мышление школьника. - М., 1985.



Назад