Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

33.1. Понятие научання, обучение и учение


Психологические понятия «научання», «обучение» и «учение» описывают широкий круг явлений, связанных с набуванням опыта, знаний, навыков, умений в процессе активных взаимоотношений субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.

Индивид приобретает опыта, знаний и умений на протяжении всей жизни, следовательно, процессы обучения совпадают по времени с развитием, созреванием, оволодіванням формами группового поведения, с социализацией, освоением культурных норм и ценностей, формированием личности. Периоды овладевание профессиональными знаниями составляют одну из основ социально валидных периодизаций жизни человека: новичок, ученик, компетентный специалист, мастер, эксперт (по Н. Решером).

Отметим, что представление об обучении в рамках различных научных направлений, школ, парадигм могут не совпадать.

Научання, обучение, учение. Значение этих терминов в значительной степени пересекаются. Они описывают процесс приобретения знаний, навыков и умений поведения, общения и деятельности, их адаптивных модификаций, изменения эффективности и производительности.

Все определения содержат представление о постепенность изменений. Особо отмечена роль упражнения. Акцентировано на различия рассматриваемых явлений от эффектов, которые оказываются в других состояниях, например, во время усталости или воздействия активных веществ. Некоторые определения дают формулировки соотношение научання с эффектами созревания и развития, с «врожденными/приобретенными» индивидуальными характеристиками.

Отметим, что отдельных приведенных положений этих определений не соблюдаются. Овладение новым знанием, навыком может происходить и в результате инсайта, «схватывания» ситуации. Установление соотношения и разграничения эффектов научання/обучение/обучение и созревания/развития - одна из фундаментальных проблем психологии.

Как соотносятся эти сроки - научання, обучения и учения?

Самым широким понятием, по нашему мнению, является НАУЧАННЯ - усвідомлювальний и неусвідомлювальний, организованный и стихийный процесс приобретения опыта, знаний, навыков и умений на протяжении всей жизни.

В целом это процесс приобретения опыта, знаний, навыков и умений поведения, общения и деятельности, их адаптивных модификаций, замены эффективности и производительности. С этих позиций научання содержит и обучение, и учения.

Обучение - это совместная деятельность тех, кто учит (субъекты обучения) и тех, кто учится (объекты обучения). Собственно деятельность тех, кто учит, целесообразно назвать учением, а тех, кто учится учінням. Задачи субъектов обучения в процессе обучения - это учить (учить), а объектов обучения - учиться (научатися).

С процессуальной стороны ОБУЧЕНИЕ - это целесообразно организована, методически правильно построена и содержательно насыщенная целенаправленная деятельность субъектов и объектов педагогического процесса, направленная прежде всего на сознательное, крепкое и глубокое освоение системы профессиональных знаний, навыков и умений, воспитание, развитие и формирование определенной совокупности морально-психических, профессиональных и гражданских качеств, необходимых в процессе жизнедеятельности.

Процесс обучения охватывает подчиненную общей цели деятельность субъектов обучения (преподавание, личностный и групповое воспроизведения), т.е. учение, и деятельность объектов обучения, т.е. ученье, в их взаимодействия и развитию.

Деятельность субъектов обучение не сводится только к преподаванию, то есть представление определенным образом учебного материала объектам обучения. Сегодня, как подтверждает практика, нужно говорить о других аспектах деятельности субъектов обучения, а именно - их личное и групповое воспроизведение знаний, навыков и умений во время дидактического процесса, а также практической деятельности и повседневной жизни.

Учение является системой учебно-познавательной деятельности того, кто учится, направленной на восприятие, осмысление, освоение, обучение, воспроизведения и применения знаний, навыков и умений. Учение является процессом осознанным и стихийным (неусвідомлюваним). Ученик (студент, слушатель) действует и в этой действия в процессе изучения конкретных предметов, самостоятельных поисков, подражания и т.д. самостоятельно закрепляет, совершенствует, развивает или приобретает знания, навыки и умения. Речь идет о различных видах учения: сенсомоторный, психомоторный, мыслительный и т.д..

Сенсомоторная наученість проявляется в способности регулировать психомоторные действия и движения, ловко и безошибочно пользоваться образами воспринятой ситуации, целесообразно действовать, руководствуясь представлениями.

Психомоторная наученість позволяет объединять движения тела и мыслей, чувств и воображения в целостные образы - регуляторы целесообразных действий, а также точно дифференцировать и систематизировать информацию и энергию для решения задач.

Умственная наученість позволяет мысленно выполнять действия с предметами и явлениями, не касаясь их руками.

В учінні можно выделить следующие составляющие: получение готовых знаний, навыков и умений (от информационного (формирующего) обучение)), неусвідомлювальне научання, самостоятельное овладение, упражнения, подражания.

Информационное (формирующая) обучения - сознательный целенаправленный процесс, который осуществляется в определенной форме под руководством педагога и направлен на получение от него готовых знаний, навыков и умений.

Активным и законодательным аспектом обучения при этом является субъект обучения. А от учеников (как объектов обучения) требуют добросовестного выполнения задач, предусмотренных учебной программой. Активность во время таких занятий, как правило, невысока. Она зависит от мастерства педагога, определяется его вдохновением и сложностью требований программы. За такой формы преобладает передачи знаний, умений и навыков, будто силой принуждения. А это приводит к снижению уровня мотивации.

Неусвідомлювальне научання - ученики неусвідомлювано приобретают: а) психомоторных, сенсомоторных и умственных способностей; б) новых форм поведения и общения; в) новых качеств.

Произвольный процесс в составе учение - усвоение. Он начинается от момента рождения и всячески осуществляется на протяжении жизни.

Самостоятельное овладение знаниями, навыками и умениями, как вид сознательного целенаправленного учение, заключается в поиске, добыче, выделении, осмыслении и овладении знаниями, формировании самостоятельно спланированных навыков и умений, которые необходимы и для военной деятельности, и для своего развития, усовершенствования, образованности и т.д.

Овладение - способность пользоваться заученным материалом в практическом действии, материализовать его в предметные конструкции - вещественные или знаковые системы. В таком процессе овладения усвоенным материалом порождает стремление к дальнейшему саморазвитию.

Овладение предусматривает такие практические действия. Действуя с предметами учение или труда, человек открывает действиями в этих предметах для себя неизвестное и усваивает его, делает его личным достижением - предметом трансформации, а способности - новообразованиями.

Вправление - часть специально организованного учение. Через тренировки человек приобретает определенных устоявшихся приемов действий, навыков, черт характера, слаженности, сплоченности и т.д.

Подражание является универсальным способом усвоения чужого опыта, способностью самопроизвольно воспроизводить движения и действия, логику мышления, поведения, ход мыслей, ценности, пережитые чувства, манеры деятельности и т.п. Следуя даже неосознанно, человек может воспроизводить пережитые наплывы чувств, возбуждать новые образы силой своего воображения. Благодаря этому механизму психики воин наследует все окружающее, почти не тратя на эту огромную работу свою энергию.

Одним из разновидностей подражания является моделирования. В моделировании как подражании главным является то, что регуляторами действий, поведения или деятельности людей, в частности их умственных и психомоторных действий, становятся стандартизированы и чужие образы, чувства и мысли, которые без сопротивления поступают от внешних образцов, продуктов деятельности других людей. Наблюдая за индивидуальными и групповыми действиями других, человек осознанно или неосознанно следуют их.

Кроме того, различают:

  • психомоторное подражания - умение человека воспроизводить действия, связанные с движениями, которые требуют перед тем мысли, образа, символа, воображения. Итак, главное в психомоторном подражании том, что движения и действия сопровождает, утверждает и опережает образная мнение;
  • подражания опредметненням чувств касается действий в процессе деятельности, различных ситуаций. Действуя, например, в экстремальной ситуации, человек переносит чужие чувства ответственности, тревоги, страха и других на себя. Следовательно, она переживает дополнительные ощущения, которые и становятся живым источником познания и осознания личных чувств;
  • подражания буквальное - это процесс, система действий человека, которые воспроизводят какой-нибудь внешний образец. Буквальное следование происходит через копирование действий других;
  • спонтанное подражания (или отсрочено копирования) происходит под влиянием непосредственного восприятия действий и их причин. Они реактивно воспроизводятся в том или ином виде, а спонтанное подражания действует длительное время. Часто это происходит без критического анализа последствий. Например, человек, ослепленная привлекательным образом кумира (авторитета), действует под его влиянием наугад, бездумно. У нее чувства (чужие) берут верх над мышлением, поэтому она подражает спонтанно образ, возникший в голове, без учета условий ситуации. Невольное подражание в основном приводит к негативным последствиям. Ценнее направление спонтанного подражания - примерка. Оно - положительное, даже крайне необходимо в процессе обучения. Ценность его не в заимствовании образа и чувства (действий, поведения), а в том, что этот способ регуляции, проходя сквозь личные чувства и мышление, фильтруется, осмысляется и усваивается в положительных формах. То есть вместо механического, слепого копирования происходит активное восприятие, критическое мышление и действия под контролем чувств;
  • умственное подражания заключается в воспроизведении знаковых систем - средств общения, в частности символов, понятий, формул или правил действия с ними. Они содержат отображения предметного мира в абстракциях: свойства или признаки предмета - основные и самые общие. В результате происходит упрощенное отображение. Абстрактное отражение определяется в основном условными обозначениями, которые, в свою очередь, требуют умственных усилий для расшифровки знаков, которые заменяют слова, словосочетания или понятия;
  • творческое подражания оказывается в переносе механизмов и продуктов уже известной творчества в новое творчество. В творческом наследии человек ищет неуловимые течения чувств, мыслей и воображения и пропускает их через свою психику, направляясь к новых творческих достижений.

Итак, научання-обучения-учения - процессы приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которая происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности. Уточним понятие опыт, знания, навыки и умения.

Опыт (experience): а) внешняя активность субъекта, его отношения с миром - предметным и социальным; б) совокупность знаний о мире, а также навыков и умений, которые субъект накопил в своей индивидуальной истории отношений с миром.

ЗНАНИЯ - это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их сущность, связями и отношениями между ними.

Теоретические знания раскрывают сущность предметов и явлений, связи и отношения между ними. Безусловно, они являются тем фундаментом, на котором разворачивается практическая деятельность.

Знания (knowledge): субъективная модель окружающего мира, которая фиксирует все многообразие отношений, которое субъект реализует в процессе своей жизнедеятельности; система индивидуальных и личностных смыслов.

Навык: a) (skill) действие, сформированная для решения определенной задачи, что использует внешний средство. Навык обеспечивает достижение цели действия в широких пределах изменения условий. В основе этого свойства навыков - вариация внутренних и внешних условий в процессе научання. Формирование навыка начинается с развернутого использования конкретного правила к свернутой (автоматизированной, інтеріоризованої) действия, которая не требует ни артикуляции правил, ни развернутого контроля, который актуализируется лишь в случае осложнения во время решения задачи; б) (habit) устойчивые адаптивные паттерны действий, сформированные в процессе научання, что дают возможность эффективно взаимодействовать с миром (предметным и социальным).

НАВЫК - это действие, доведенная до автоматизма, которую выполняют без непосредственного контроля сознания. Она формируются путем повторений и имеет высокую степень усвоения, который не нуждается элементной сознательной регуляции и контроля. Навык формируется на базе полученных знаний и простых умений через упражнения. Выделяют следующие виды навыков:

  • сенсорные - способность автоматически выделять сигналы, поступающие из окружающей среды (например, видеть, слышать);
  • сенсомоторные - способность автоматически реагировать движениями на раздражители (сигналы);
  • психомоторные - способность автоматически объединять мнению с живым движением, воплощать образ, воображение, символ и ощущения в живой движение;
  • - перцептивные способность автоматически воспринимать предметы и явления;
  • мыслительные (интеллектуальные) - способность автоматически решать умственные операции, что случались раньше;

В условиях деятельности формируется много навыков, которые в своей основе имеют различные психические механизмы. Именно их связь с соответствующими психическими образованиями может вызвать такие негативные явления, как интерференцию (имеется навык тормозит формирование новой) и деавтоматизацію (разрушение навыки вследствие длительного перерыва в тренировках, страха, переутомления и т.п.). Но навыки формируются, как правило, одновременно с выработкой умений. Они вместе со знаниями составляют психическую предпосылку формирования сложного умения.

УМЕНИЕ - это достояние способностей якнайдоцільніше и творчески пользоваться своими знаниями и навыками в практике поведения, общения и деятельности.

По степени сложности выделяют простые и сложные умения. Простые умения формируются на основе полученных дискретных знаний, которые не нуждаются во время их применения на практике сложных интеллектуальных операций. Сложные умения являются следствием воплощения и сочетание в них полных знаний и приобретенных умений в новых ситуациях и в процессе выполнения сложных задач деятельности. Они формируются на основе знаний, простых умений и навыков путем тренировок, упражнений, практического выполнения различных задач.



Назад