Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

33.5. Типология научання


Контекстная специфичность научання (context specific learning). Принцип, суть которого в том, что результаты научання, которое происходит в определенном контексте, можно использовать наиболее эффективно в том же контексте. К детерминант, которые ограничивают условия дальнейшего использования приобретенного опыта, принадлежит также состояние субъекта во время научання (state-dependent learning).

Научання «с одной попытки» (one-trial learning). Концепцию разработал Е. Газрі, который считал, что любой научання происходит одномоментно, поскольку поведение - это «перекрытия» во времени элементарных компонентов, каждый из которых является результатом научання «с одной попытки». Феноменологічно научання продолжается на протяжении довольно значительного времени и является процессом совершенствования поведения. П.М. Фіттс подчеркивает, что научання - это «освоение навыки, преимущественно непрерывный процесс, хотя тонкая структура может включать дискретные операции». Отметим сходство концепции научання «с одной попытки» и принципа научання «все или ничего» (all-or-nothing learning). Представление о научання как о дискретную единичную событие противопоставляют континуальним теориям (continuity theory), которые описывают его как непрерывный процесс. В рамках концепций дискретного научання следует различать, например, собственно оперантне научання (дискретная событие) и оперантне регулирования уже усвоенного поведения (продолжающийся непрерывный процесс).

Подражания, имитация (imitation, modeling) - это форма приобретения знаний, умений и навыков, основана на том, что субъект воспроизводит действия другого. Подражания способствует конкретизации врожденных форм поведения, а также обеспечивает преемственность генетически не наследованным опыта и навыков между поколениями. Такое научання реализуется как ценностно-ориентационная поведение. Научання через подражание продуктивнее в случае имитации поведения, внешним воздействиям, чем во время прохождения вербальных указаний. Ориентированность на развернуты образцы поведения делает возможным научання, даже если субъект не полностью понимает копійовану поведение и его последствия.

Научання, основанное на наблюдении (observational learning). Это понятие ввел А. Бандура, чтобы избежать объяснения научання сложных форм поведения в человека через процесс «проб и ошибок». Он обосновывал, что формирование такого поведения может происходить также в результате непосредственного наблюдения ее образцов или их изображений (например, в кинофильме). Такое научання может происходить даже тогда, когда тот, за кем наблюдают, не повторяет поведение-образец и не получает подкрепление. Очевидное сходство этого типа научання с подражанием (Бандура, Уолтере).

Імпринтинг (imprinting): тип научання, суть которого - в быстрой фиксации в памяти экологически важных, специфических для этого биологического вида признаков объектов и событий. Эта форма научання реализуется на очень коротких интервалах времени и базируется на способности к вытяжению критической информации и ее использования для изменения поведения. К. Лоренц подробно описал «реакцию прохождения» в гусят, цыплят и др. По его данным, любой движущийся объект (независимо от размера), который предъявляют птенцам в течение критического периода (для утят, например, интервал 10-50 часов после вылупления), они представитесь как «мать», поскольку в ординарных экологических условиях таким объектом является именно утка-мать. Утята будут двигаться за объектом, імпринтинг которого возник у них. Если в критический период объект, даже экологически валидный, например, голос матери, не было предъявлено, то впоследствии его будут воспринимать как безразличный. Сопоставление импринтинга искусственного объекта и утки-матери показало, что этот тип научання, полученный в лабораторных условиях, является обратным - легко достигнуть его смещение на натуральный объект. Доказано, что імпринтинг происходит не «одномоментно», а готовится знакомством с голосом матери еще в период высиживания (Хесс). Скорость и прочность научання во время импринтинга обеспечивают сплоченность выводка (что необходимо для охраны и ухода за птенцами), а следовательно, и его выживания. Імпринтинг как форма научання имеет существенные отличия. Чем больше усилий затрачивает птенца на приближение объекта фиксирования, то большей силы импринтинга достигнуто. Результаты импринтинга, которые возникли на ранних этапах развития, могут оказаться через длительные интервалы времени. В некоторых видов животные предпочтения в выборе сексуального партнера после достижения зрелости определяются імпринтингом, который возник в раннем онтогенезе. Предполагают, что эта форма импринтинга определяет направленность полового поведения на особей своего биологического вида (Понугаева).

Перенос (transfer). Выделяют четыре группы феноменов:

  • Перенос научання (transfer of training) - изменение выполнения или процессу приобретения навыки, умения или знания под влиянием ранее приобретенных навыков, умений или знаний. Различают положительное і отрицательное перенос, что оказывается соответственно в улучшении/ухудшении исполнения или в ускорении/замедлении научання. В узком смысле переноса понимают как ускорения выработки навыки под влиянием привычки, приобретенной ранее.
  • Перенос (генерализация) принципа. Противопоставляют переносу конкретного акта или эффекта взаимодействия навыков (интерференции, проактивному облегчению и торможению и т.п.).
  • Перенос как использование акта поведения, приобретенной ранее в определенном поведенческом контексте (деятельности), в другом, новом контексте. Такое перенесение требует специального научання, что соответствует принципу контекстной специфичности научання.
  • Особые группы явлений переноса - это не индивидуальное научання, а заимствования знания в партнера, формирования коллективного знания. Эти явления имеющиеся, если отрасли знания в «доноров» и «реципиентов» имеют определенное формальное сходство.

Проявление эффектов переноски. Эффекты переноса имеют динамический характер, то есть зависят от последовательности предъявления заданий, продолжительности их решения, интервалов, которые разделяют серии научання и заполнения этих интервалов.

Положительный, отрицательный или «нулевой» эффект переноса объясняют влиянием ранее сформированного опыта на научання в тестовой серии обучения. В случае проактивного облегчение (proactive facilitation) является положительное переноса, в случае проактивного торможения (proactive inhibition) - отрицательное. Препятствует переносу интерференция (interferention) между ранее усвоенным и снова усвояемой навыком, знанием и т.д.

Важными неспецифическими факторами, которые обеспечивают явление переноса, считают «включение в работу» и «научання обучению».

Включение в работу, «разминка», «разогрев» (warm -up). Эффект быстрого овладения навыком, умением или знанием, в основе которого - стиль позы (postural set), внимание (attentive adjustment) или сформирована в предыдущем обучении установка (attitude). Следует различать это явление («включение в работу» как фактор переноса) и «впрацювання», на период начала выполнения серии действий, что постепенно достигают необходимой точности и стабильной производительности.

Научання обучению (learning-to-learn). Суть этого явления - в приобретении специфической навыки - умение учиться. Максимальный эффект научання обучению есть тогда, когда предъявлено задачи для научання и тестовое задание подобные по использованным материалом, но эффект сохраняется и в том случае, если и материал, и задача в «учебной» и «тестовой» сериях разные.

Важным фактором, который определяет успешность переноски, есть сходство стимулов и ответов, которые составляют материал для научання.

Ч. Осгуд сформулировал основные эмпирические закономерности, описывающие влияние этих факторов на эффективность ПЕРЕНОС.

  • Если стимулы в ситуациях обучения и тестирования разные, а необходимые ответы одинаковые, будет положительное перенос и ретроактивное облегчение, причем их величины станут увеличиваться с усилением подобия стимулов.
  • Если стимулы в ситуациях обучения и тестирования одинаковые, а необходимые ответы различаются, будет негативный перенос и ретроактивна интерференция, причем их величины могут снижаться с усилением подобия ответов.
  • Если и стимулы, и ответы в ситуациях обучения и тестирования разные, то будет негативный перенос и ретроактивна интерференция, причем их величины станут расти с увеличением подобия стимулов.

В рамках когнитивной психологии для объяснения явлений переноса используют концепт «схема отношений « (relational schema) (Halford, Bain, Maybery and Andrews). Схема отношений - специфическая форма репрезентации, что представляет структуру ситуации или деятельности в терминах компонентов и отношений между ними. Такие схемы являются обобщениями соотношение конкретных примеров отношений: «больше (гора, кучка)» или «(слон, мышь)» интегрируются в обобщенную схему отношений «больше (X, Y)».

Самый яркий пример переноса - использование акта поведения, приобретенного ранее в определенном поведенческом контексте (деятельности), в другом, новом контексте, хотя и выглядит феноменологічно именно как перенос готового фрагмента поведения, однако требует существенной реорганизации индивидуального опыта.

Инсайт (ага-реакция) (insight, aha experience) - феномен приобретение нового знания, которое составляет в «одномоментному» суждении решения проблемы. Впервые его описал В. Келлер в экспериментах с поиском обходного пути в обезьян: длительные безуспешные попытки решения задачи менялись снижением уровня активности, разглядываем ситуации и внезапным нахождением правильного решения. В феномене инсайта оказываются результаты предварительного исследования ситуации, прошлый опыт, мотивация. В возникновении инсайта отмечают роль феноменов «установки на научання» (learning set), «научання обучению» (learning-to-learn).

 

Литература

1.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

2.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т.1. -Л.: Изд-во Ленингр. у-та, 1974.

3. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

4. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднійчукта др. - К.: А.Г.Н., 2002.

5.  Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М., 1999.

6.  Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1975.

7.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

8.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

9. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

10. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

12. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

13.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

14.  Шостак В.И. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983.



Назад