Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

34.1. Предметная сфера


В заголовке этой главы объединены различные сроки - психология языка и речи, психолингвистика.

Психология речи - это отрасль психологического знания, которая возникла в конце XIX века вместе со становлением психологии как самостоятельной науки. Ее предметом является одна из важнейших признаков психики человека - способность владеть словом, языком, речью.

От времени появления этой области и до сих пор вопрос о ее предмет мало довольно драматическую историю, главным действующим лицом которой, кроме психологии, была лингвистика. Конкретным проявлением этой драмы был вопрос о том, является предметом психологии язык и речь или только язык. Когда языковые способности человека рассматривали целостно (а это так или иначе продолжалось вплоть до XX в.), ученые тесно связывали речи и язык, и тогда понятие психология языка і психология речи употребляли как синонимы (В. Гумбольдт, В. Вундт и др.).

Однако в начале XX в. авторитетный лингвист Ф. де Соссюр противопоставил понятия язык і вещание. Он считал, что вещание порождают текущие, проминальні состояния психики, и оно является объектом психологии. В языке ученый подчеркивал ее стойку системную организацию и квалифицировал ее как явление социальное, сформированное социумом и такое, что он должен изучать лингвистика. Этот взгляд повлиял на позиции многих профессиональных психологов, а также на особенности проведения исследований. В соответствии эту отрасль начали называть психологией вещания. Феномен языка был передан в сферу изучения лингвистики.

При этом лингвистика отгораживалась от психологических подходов, трактуя их как недостаточно объективны. Вопреки этой общей позиции в истории лингвистики не раз возникали психологически ориентированные направления, а отдельные достаточно авторитетные авторы высказывали ценные суждения о природе и сущности речевых способностей, о чем мы будем подробнее говорить ниже.

Разграничение психологии речи и лингвистики, отказ от языка как объекта психологического изучения длилось недолго. Установлены границы оказались, безусловно, тесными для некоего полного и беспристрастного психологического исследования вербальных способностей человека. Дело в том, что речь и язык теснейшим образом связаны в своем функционировании - человек говорит только на основе языка. Конечно, язык человек усваивает от окружающих людей, которые говорят, то есть вроде социальным путем, однако после усвоения язык принадлежит каждому субъекту, который говорит, и таким образом становится частью его функционирующей психики. Исследовать вещания, искусственно отделив его от языка, становится очевидно нецелесообразно.

По психолингвистике, то это - молодая отрасль знания. Она возникла в 1953 году, когда группа авторитетных психологов, лингвистов и других специалистов в результате двухмесячной совместной работы на берегу океана в США очертила круг проблем и теоретических основ, которые назвали психолінгвістикою. По результатам этой работы было опубликовано книгу «Psycholinguistics: A survey of theory and research problems» под редакцией двух авторов: Ch. Osgood и Т. Sebeok. С тех пор прошло полвека восторгов и разочарований этой наукой, которая, безусловно, оказала значительное влияние на круг исследований речи и языка. В чем же ее предмет и насколько он отличается от предмета психологии языка? Сам термин психолингвистика состоит из двух частей, одна из которых адресует к психологии, другая - к лингвистики. Таким образом идею связи речи и языка, которая оказалась тяжелой и для психологии, и для лингвистики, четко задекларировано в самом термине и, более того, фактически объявлено объединения указанных отраслей знания: психолингвистика изучает природу и функционирования речи и языка, используя и сочетая данные и подходы психологии и лингвистики.

Так какими же сейчас есть отношения психологии и лингвистики в исследовании речи и языка?

Заинтересованность психологии - в том, что изучая сущность и природу вербальных способностей, она нуждается в систематическом и квалифицированному описании языковых фактов, что является сферой исследования лингвистики. Например, психолог, который изучает процесс формирования звукового аспекта речи маленького ребенка, должна опираться, хотя бы минимально, на данные фонологии (раздел лингвистики), где он найдет ответ на то, как проявляются минимальные звуковые единицы, как их классифицированы по месту создания в артикуляционной системе ребенка, как противопоставлено фонемы, которые фонологические различия в разных языках и тому подобное. Аналогично, если психолог исследует становление грамматики в детской языке, ему необходима лингвистическая информация о структуру предложения, морфологическую строение слова (желательно в разных языках), о классы слов, грамматических категорий. Выяснилось, что лингвистика дает психолінгвістичним исследованием кругозор, предоставляет факты описания речевых и языковых феноменов, используя материал различных национальных языков.

Психологические данные, со своей стороны, являются полезными лингвистической теории, придавая ей природно-научной и социальной ориентированности. Явления мовлений і языка рассматривают в психологии в контексте естественных и социальных закономерностей жизни человека, учитывают мозговые механизмы языковых выражений. Таким образом результаты, которые получит в своем исследовании психолог, могут существенно расширить кругозор лингвистически ориентированного ученого, в чьи интересы входит познания сущности вербальных способностей.

В целом сочетание, взаимодополнения психологических и лингвистических данных можно рассматривать как форму системного подхода к исследованию речи и языка. В нем реализовано преодоления ограничительных рамок и ведомственных препятствий, что делает знания об объекте более всесторонним и глубоким, более адекватным действительности. Значимость такого вида подхода для психологической науки неоднократно подчеркивал Б.Ф. Ломов.

Производительность объединения психологических и лингвистических данных в исследовании вербальной способности человека стала, на наш взгляд, глубинной основанием появления психолингвистики. Анализ современных исследований по психолингвистике позволяет очертить общий принцип, который характеризует исследования психолингвистической ориентации: использование в исследовании (явных или скрытых) данных, позиций, подходов и психологии, лингвистики и с целью развития знаний в области природы речи и языка. Если мы будем учитывать этот принцип, то сможем легче выяснить, когда возникла психолингвистика, которые особенности разных периодов ее существования, которые исследования следует квалифицировать как психолингвистические.

Сфера прикладной психолингвистики широка и разнообразна. Это связано с тем, что речь вплетена во всю жизнедеятельность человека, является составной ее многих социальных и личностных контактов.

Научные психологические знания запотребувані, например, в профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере так называемых «паблик рилейшенз» (человеческих взаимоотношений). К этой отрасли принадлежит, кстати, политическая и управленческая деятельность в государстве. Владеть языковым искусством полезно и во многих других профессиях: преподавательских, воспитательных, медицинских.

Другой полюс использование таких знаний - компенсирования речевых дефектов различного происхождения, которые возникли в результате болезней, несчастных случаев, генетических отклонений. Эти дефекты или недоразвитие могут иметь различную степень выраженности и глубины. Задачи психологической помощи в том, чтобы повысить речевую функцию до такого уровня, который позволяет субъекту приспособиться к нормальной социальной жизни. Важным в этом есть своевременно и правильно поставленный диагноз, выбор оптимального пути для преодоления дефекта. Вот почему это направление тесно связано с языковой психодіагностикою.

Еще одной сферой прикладной психолингвистики можно считать использование знаний о речи, язык и коммуникацию с практической научной целью. Практика психологической науки предполагает умение исследователя организовать эксперимент, осуществить различные измерения речевой функции. Это означает обладать экспериментальными методиками. Языковые методики, что их используют в исследовательской практике, часто подобные тех мер, которые применяют во время языковой диагностики.

Слово имеет реальную силу. С помощью языка можно управлять людьми и достигать желаемых целей. И наоборот, слово может причинить вред человеку, который говорит, спровоцировать к ней недоверие, неуважение. Практическая действенность языка ставит задачу понять эту способность и управлять ею. Не удивительно, что уже в древности люди заинтересовались проблемами красноречия, в связи с чем возникла античная риторика.

Интерес этой отраслью возрождается. Создают учреждения по воспитанию и поддержанию культуры речевого общения и коммуникации. В США с 1914 г. действует Американская ассоциация академических преподавателей публичного вещания. Студентам колледжей предлагают курсы развития навыков правильного речи, умение общаться с людьми разного статуса, возраста, положения. Считают, что владение правильным вещанием - предпосылка успеха в любой сфере деятельности. В Японии разработана и внедрена школьные курсы по ведению разговора, слушания, чтения и письма. С недавних пор и в нашей стране действуют различные тренинги и курсы для развития навыков публичных выступлений, деловых переговоров, разрешения конфликтов.

Что нового предлагает современная риторика по сравнению с античной?

Классическая риторика значительное внимание уделяла логическом построении языка, убедительности аргументации и была адресована в первую очередь публичным выступлениям ораторов. Психологические данные и практика наших дней показывают недостаточность такого подхода. Вещание нельзя оценивать только с одной стороны - относительно аргументированности, логичности, то есть как определенное одномерна явление. Ситуация речевого общения является сложным системным образованием со многими элементами. Что больше аспектов этого явления скоординировано и гармонично согласованы, то успешнее его результат. Аргументация - это лишь одна сторона этой деятельности. Различные аспекты речевой коммуникации и их координации анализирует современная риторика, которую называют также языковым искусством.

Особенностью нового подхода является также кардинальный поворот к коммуникативной функции языка. Взаимодействия людей в разговоре и общении придают первоочередное значение. Современная риторика рассматривает различные ситуации взаимодействия коммуникантов: непосредственное, в разговоре с глазу-на-вич, и опосредованную, во время выступления на телевидении или радио. Исследуют, как люди влияют в процессе коммуникации друг на друга и как добиваются исполнения желаний, которые они прямо или косвенно выражают. Рассматривают способы организации диалогов, полілогів, анализируют языковые роли собеседников, тактику их речевого поведения, активные или пассивные позиции в разговоре. Разрабатывают также техники манипулирования собеседником: запугивание, уговоры, введение в заблуждение, привлечения, лесть, эмоциональные призывы и др. Доказано, что используя рациональное убеждение, важно учитывать соответствующие действия собеседника или оппонента. Полезно продумывать возможные контраргументы, критику возможных возражений, приемы логической и эмоциональной борьбы.

Предметом интереса современной риторики становятся не только трибунные выступления, но и широкий спектр форм коммуникации: общение хорошо знакомых людей в свободной атмосфере, взаимодействие небольших групп в официальной ситуации, публичные выступления на митингах, многолюдных собраниях, участие в теле - и радиопередачах «на весь мир». Каждому из названных видов ситуации общения присущ свой тип языковой и общего поведения - и их нельзя путать.

Интересные наблюдения об особенностях общения с большими массами людей приведен в книге С. Московичи «Эпоха масс». Автор отмечает, что толпе присуща особая психология. Бесполезно говорить с ней на языке логики. Если вы хотите добиться ее понимания, нужно помнить об особенностях ее восприятия: равнодушие к противоречий, чувствительность к «жизненности» предлагаемых идей, необходимость многократно повторять их.

Равнодушие к противоречий возникает потому, что толпа мыслит не по законам разума. Ее мышление «автоматическое», наполненный стереотипными ассоциациями и клише, она легко принимает и смешивает несовместимые позиции и мнения. «Масса может перейти от сегодня до завтра, от одной мысли к диаметрально противоположной, даже не заметив этого или заметили, но не попробовав это исправить».

Жизненность проявляется в том, что толпа реагирует на то, что затрагивает ее непосредственный интерес, пробуждает близки каждому воспоминания и образы. Такие образы не доказывают идею, а захватывают ней. «Если вы слушаете язык, перегруженную цифрами и статистической информацией, вы знудитеся, и будет непонятно, в чем же вас хотели убедить. Несколько колоритных образов, ярких аналогий или же фильм, комикс гораздо сильнее влияют на воображение и вызывают эмоциональный отклик».

ПОВТОРЯЕМОСТЬ превращает идею-понятия на идею-действие. В местах, где люди собираются на площадях, стадионах, улицах - они не могут рассуждать, а лишь подвергаются внушением. Идеи здесь нужно упростить, факты сгустить, предоставить им образной формы. Они влияют на глубинные мотивы человеческого поведения и автоматически ее запускают.

Конечно, ситуация общения с толпой - это особая ситуация.

К счастью, общение между людьми не исчерпывается взаимодействием массового характера. Во время делового общения люди продуктивно воспринимают факты и логическую аргументацию, в разговоре с близкими и друзьями опираются на доверительные взаимоотношения. Несмотря на разнообразие ситуаций общения, все они имеют общие принципы организации. Практическая риторика обнаруживает их и описывает.

Дефекты и недоразвитие речевой функции. Нарушения могут происходить в любой звене языкового механизма. Распространенным дефектом произнесения является заикания. Время оно имеет тяжелые формы и причиняет страданий заїкуватій человеку, накладывая отпечаток на всю ее жизнь. Более легкие дефекты - несовершенство произношения отдельных звуков или их сочетаний. Такие дефекты речи в основном можно корректировать, хотя нередко они требуют от человека упорной работы под руководством специалиста - психолога, логопеда.

Отклонения в восприятии устной речи связанные с нарушением слухового анализатора, причем и в периферийной, и в центральной его части. Изменения восприятия речевых звуков могут проявляться в полной глухоте, разной степени снижение чувствительности до всех речевых звуков или в отдельных звуков.

Нарушение смысловой звена речи обычно наступают в результате повреждения мозговых языковых зон, что может происходить через мозговые травмы различной этиологии - нарушение мозгового кровообращения, механических воздействий. Полную или частичную потерю языка называют афазией. Существуют различные ее формы: моторная, когда человек испытывает трудности в произношении слов; сенсорная, когда человек не понимает устной речи или написанных слов; синтаксическая, когда больной не может соединять слова или не понимает фразы; амнестическая, когда есть трудности в именовании предметов; глобальная, которая является сочетанием различных форм. Дифференцированная диагностика афазии непростая и требует последовательного выявления факторов, вызывающих болезнь. Состояние фонематического слуха является главным в сенсорной афазии. В случае ее акустико-амнестичної формы важные показатели объема восприятия, состояния вербальной памяти. Моторная афазия требует выявления состояния артикуляционного аппарата, а также способности переход с одного языкового элемента на другой - со звука на звук в построении слова, из слова в слово во время высказывания предложения. Такая диагностика является прерогативой специалиста - нейропсихолога и врача-невропатолога (Цветкова).

Разнообразные нарушения речи проявляются в процессе онтогенеза детей, которые имеют отягощенную наследственность, патологии внутриутробного развития или получили травмы во время рождения. Основной формой языковых отклонений бывают задержания развития разной степени глубины и проявления.

Изучение и коррекция речевых нарушений в детском возрасте является хорошо развитой отраслью. К ней привлечено немало логопедов-практиков и исследовательских коллективов.

Анализ продукта речевой деятельности. В результате мовленнєво-мыслительной деятельности может возникнуть продукт двух видов: физический, в виде звуковой (или записанной) языка, и идеальный, выраженный в смысле языка. Разработан исследовательские методики, которые анализируют каждый из видов речевого продукта.

Психоакустика. Характеристики звучания языка привлекают к себе внимание как к объективного материала, что дает возможность осуществлять его физический анализ и искать коррелят физических и психологических данных. Акустика языка стала объектом изучения специального направления - психоакустики.

Акустический анализ заключается в фиксации речи субъекта в виде аудиозаписи и последующем обнаружении с помощью аппаратуры в электрическом сигнале ряда показателей. В психологических исследованиях обычно используют такие параметры речевых сигналов.

Спектр звука - показатель частотный; составляющие, образующих этот звук. Для спектрального анализа применяют анализаторы, которые дают возможность получать статические и динамические спектрограммы. Первые из них показывают, какие частоты и в какой степени представлены в этом звука; вторые - отражают изменение частот звучания во времени.

Амплитуда звуковых колебаний характеризует степень интенсивности звука.

Основной тон - это сфера усиленного частоты спектра в его нижней части (от 50 до 400 Гц), которая возникает вследствие колебания голосовых связок и зависима от их длины, толщины, натягивание. Основной тон участвует в образовании гласных и звонких согласных звуков.

Форманты - сферы частот, усиленных за счет резонансных систем надгортанних полостей. Как информативные обычно используют первый и второй форманты - более низкие, расположенные ближе к частоты основного тона.

Анализ акустических характеристик языка используют в психологических исследованиях и на практике. В частности, запись произведенных звуков и их акустический анализ - необходимая часть работы специалистов, которые исследуют язык детей на ранних этапах развития, в так называемый домовленнєвий период. Исследователи пытаются дать ответ на вопрос о том, как естественно заданный набор вокализаций детей постепенно трансформируется в фонетическую систему, аналогичную системе языка.

Анализ содержания речевой продукции. Одними из форм языковой продукции, которые допускают психологическую интерпретацию, есть ошибки, оговорки, спонтанные трансформации речевого материала. Интерес психологов указанными феноменами оказалось еще в XIX в. Немецкие ученые Г. Мерінгер и К. Майер собрали и опубликовали большую коллекцию речевых ошибок и классифицировали их на основании их причин. В. Вундт использовал такой материал для проникновения в сознание человека. Языковые оговорки, очитки и описки анализировал С. Фрейд, который видел за ними влияние скрытых, вытесненных из сознательных, мотивов.

Другой формой речевой продукции, которую активно используют в психологии, является текст. В письменных текстах предикаты выстраивают в определенной последовательности, представляя главные и дополнительные признаки. Такая структура соответствует тому, как человек видит и понимает объект, который описывает.

Варианты предикативного и суб'єктно-предикативного анализа предложили впоследствии Л.П. Доблаєв, А.И. Новиков, И.Ф. Неволін.

Одним из популярных подходов к анализу текста стал так называемый контент-анализ, который зародился как метод анализа текстов в основном политического характера. Контент-анализ направлен на выявление, обобщение и количественную оценку слов и других языковых элементов определенного содержания. Например, в газетном тексте подчеркивают и перечисляют все слова о войне, оружие, переговоры и т.д. В результате получают количественно выраженную информацию по теме обсуждения. Далее возможна атрибуция тех или иных тем субъекту наблюдения или проследить изменения развития темы со временем или с изменением обстоятельств.

Контент-анализ проводят как вполне объективную процедуру, ориентированную на формальные показатели анализируемого вещания. Суть інтент-анализа (Ушкова и др.) в том, что все элементы текста, который анализируют, рассмотрены последовательно друг за другом, квалифицируют по их целевой ориентацией или інтенціональним содержанием. Например, в политическом тексте конфликтного направления фразу «Где маршалы и генералы, которые выросли на народные деньги, а сегодня молчат?» квалифицируют как выражение интенции обвинения, фразу «Все свои знания, свои силы, все, что имею, отдам стране» - как выражение интенции обещания и т.д. По совокупности таких интерпретаций можно сформировать своеобразную субъективную «картину мира» того, кто говорит.



Назад