Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

34.2. Речь и ее функции


Необходимыми условиями продуктивной психической деятельности личности является язык и речь.

Они не только пронизывают все психическая жизнь человека и обеспечивают возможность активного удовлетворение познавательных общественных потребностей, но и являются средством реализации внутреннего мира и возможностей личности.

Специфический человеческий средство общения - язык, который существует объективно в духовной жизни человеческого общества и является системой знаков, которые функционируют как средства такого общения. Речь возникла в процессе становления самого человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности. Биологические предпосылки возникновения языка - звуки и движения, которые были присущи предкам человека и служили средством общения, удовлетворения потребности в обмене мнениями, в познании свойств предметов и явлений, которые окружали человека, и обозначались словами.

ЯЗЫК - общественное явление, важнейшее средство организации человеческих отношений. С ее помощью люди достигают понимания, обмениваются мнениями, приобретают знания, передают их потомкам, имеют возможность наладить совместную деятельность во всех отраслях человеческой деятельности.

ЯЗЫК является системой знаков, которые имеют социальную природу, которая возникла и закрепилась в процессе исторического развития деятельности членов общества.

Слово как единица языка имеет две стороны - внешнюю звуковую (фонетическое) и внутреннюю смысловую (семантическую). Обе они являются продуктом длительного общественно-исторического развития. Их единство (но не тождество) творит слово. Внешняя фонетическая форма слова - это условный знак предмета или явления, не передает непосредственно его свойств.

В слове сливаются функции знака и значения. Последнее исторически развивалось, сужался, узагальнювалося, переносилось на новые объекты. Вследствие этого возникла многозначность слов, что также является продуктом исторического развития каждого языка. Основные элементы языка - его словарный состав и грамматическое строение. Словарный состав - это совокупность слов в определенном языке. Его специфика характеризует уровень развития языка: чем богаче и разнообразнее словарь, тем богаче и разнообразнее речь. В практике пользования языке различают словари активный, то есть слова, которыми человек пользуется для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми, и пассивный - слова, которые она понимает, когда их слышит или читает, но сама принимает не все из них. Объем и особенности активного и пассивного словаря человека зависят от его образования, профессии, уровня владения языком, специфики и содержания деятельности.

Словарный состав, отдельно взятый, еще не составляет языка. Чтобы с помощью слов человек мог обмениваться мнениями, нужна грамматика, которая определяет правила изменения слов, сочетание их в предложения. Это обеспечивается грамматическим строем языка. Слова, что есть в предложении, необходимо не только понимать, но и в соответствии взаимосогласовать, чтобы точно передать содержание мысли. Правила изменения слов (морфология) и правила сочетания их в предложения (синтаксис) формулирует грамматика и этим дает возможность выражать понятия и суждения, делать умозаключения о предметах и явлениях, их признаки и отношение.

Слово как единица языка является носителем информации, которая всегда соотносится с означуваними ним определенными объектами и явлениями действительности. Фиксация в слове объективной реальности и общественно-исторического опыта в различных формах их проявления определяет сигніфікативну (определительная) функцию языка. Другой функцией языка, что обусловлено потребностями человеческого общения и развитием ее грамматическом строе, есть выражение содержания предмета информации. Эта функция обеспечивает возможность формулирования мысли и передачи содержания сообщения.

Охарактеризованы основные элементы и функции языка становятся средством общения, средством обмена мнениями при условии, что происходит процесс вещания между людьми.

Язык и речь - понятия не тождественные. Вещание - это процесс использования человеком языка для общения. В зависимости от возраста, специфики деятельности, среды речи человека приобретает определенных особенностей - несмотря на то, что люди общаются на одном языке. Например, речь одного человека образное, яркое, выразительное, убедительное, а другой - наоборот: ограниченное, бедное, сухое, малопонятное. В этом уже проявляется различие во владении языком. Каждому человеку присущи индивидуальный стиль речи, отличие в артикуляции звуков, интонировании, логической выразительности. Каждый говорит по-своему, хотя и пользуется общим для всех языком.

Вещание не существует и не может существовать вне языке. В то же время сам язык существует как живая лишь при условии, что ее активно используют люди. Язык развивается и совершенствуется в процессе речевого общения. Именно вещания является формой актуального существования каждого языка.

Вещание рассматривают также как языковую деятельность, поскольку с его помощью можно, например, обеспечить общение, решение мнемонических или мыслительных задач. Соответственно, речь может приобретать вид речевых действий, что является составляющими другой целенаправленной деятельности, в частности трудовой или учебной. Следовательно, язык - это средство или орудие общения между людьми.

Речь и мышление. Вопрос о связи вещания с мышлением в определенном смысле является ключевым в психологии языка. Очевидно, что нормальное вещание непременно осмысленное, таким образом невідривне от мысли, в выражении содержания формируется его основная функция. В то же время формы связи мысли и слова трудно представить, они даже мистические: каким образом можно объяснить связь нематериального психического явления, мысли, и звукового, физически зафиксированного слова?

Для решения этой задачи предложено такой спектр суждений. На одном полюсе этого спектра - позиция классического бихевиоризма (мышление - это беззвучная речь), на другом - представление Вюрцбурзької школы (мышления и речи имеют разное происхождение и являются разными сущностями). Отождествлению речи и мышления или, наоборот, их полному размежеванию противостоит представление об их взаимосвязь.

С.Л. Рубинштейн писал, что между мышлением и речью существует единство, но не тождество. Эта мысль, которую разделяет много психологов, требует, однако, дальнейшей конкретизации, поскольку необходимо ответить на вопрос, в чем суть этой взаимосвязи, как именно мысль воплощается в слове.

Сравнение механизмов умственных и языковых процессов позволяет выявить разногласия и пересечение их сферы действия. Обратим внимание на то, что в речевом процессе - в производстве языка и ее восприятии - в начале или в конце процесса необходимо наличие важнейшего семантического компонента, для которого адекватный срок понимание. В его механической интерпретации этот компонент можно квалифицировать как наличие модели действительности (ситуации) в когнитивной сфере субъекта. Этот семантический компонент необходим для того, чтобы произнесена речь была полноценной, осмысленной, и чтобы слушатель ее понял.

Такого же типа семантический компонент - понимание, наличие модели действительности (ситуации) - необходим в мыслительном процессе. Итак, можем сделать вывод, что пересечение языка и мышления происходит в этой общей точке, семантическом компоненте, понимании элементов действительности. Для мыслительного процесса этот компонент является материалом для осуществления необходимых манипулятивных операций; для речевого процесса - стартовой площадкой для вербализации, словесных описаний. Специфика языкового процесса и его основная функция - создание вербального продукта, адекватного ментальном семантическом содержании, и его екстеріоризація. Именно поэтому язык можно включить в любое когнитивного процесса, который содержит такого типа семантический компонент. Таким когнитивным процессом может быть не только мышления, но и восприятия, эмоционального переживания.

Наш анализ соотношения языковых и мыслительных процессов представил язык как определенную багатовалентну сущность, которая допускает ее включения в различных когнитивных функций. Однако свойство багатовалентності имеет также мышления. Мыслительные процессы возможны в логической форме, на материале зрительных, слуховых и других перцептивных сигналов.



Назад