Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

34.3. Физиологические механизмы языковой деятельности


Физиологическим основой вещания является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга, раздражителями для которой есть слова, «сигналы сигналов» (И. Павлов), которые заменяют непосредственные предметы и их свойства. Как раздражитель слово предстает в трех формах: слово услышанное; слово увиденное; слово произнесено. Функционирование слова связано с деятельностью периферийного аппарата речи и центрально-мозговых физиологических механизмов.

Периферийный, или голосовой аппарат вещания состоит из трех частей:

  • легких, бронхов, трахеи;
  • гортани;
  • глотки, носовой полости, носоглотки, язычка, неба и языка, зубов и губ.

Каждый из этих органов играет определенную роль в образовании звуков речи.

Деятельность периферийного речевого аппарата подчинена коре больших полушарий головного мозга, которые ее направляют и функцией которых она является. Эта функция присуща только человеческому мозгу. Зоны коры - это несколько анализаторов, которые взаимодействуют и координационно связанные со всей деятельностью нервной системы.

ВЕЩАНИЕ как рефлекторный по природе процесс осуществляется при участии второй сигнальной системы в тесной взаимосвязи с первой сигнальной системой.

Слово благодаря предыдущем психическому опыту человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, поступающих в коры больших полушарий, и может сигнализировать о них, изменять их или предопределять определенные реакции на них. Как следствие, в коре образуются соответствующие системы временных нервных связей.

В образовании этих связей принимают участие зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.

Кора больших полушарий двобічно-еферентними и афферентными путями связана с различными частями периферийного речевого аппарата. Хотя процесс вещания зависит от работы всей коры больших полушарий, отдельные ее участки играют своеобразную роль, суть которой - в локализации в них мозговых окончаний анализаторов, регулирующих процесс слушания и говорения. Установлено, что центры речи расположены в височной части левого полушария. Однако вся эта область связана с различными языково-двигательными механизмами вещания.

Более ста лет назад П. Брока заметил, что повреждения определенного участка коры, а именно задней части третьего лобового завитка левого полушария, вызывает нарушение речевой артикуляции - так называемой моторной афазии. Больной теряет способность произвольно высказывать мнения, хотя двигательный артикуляционный аппарат остается неповрежденным. П. Брока пришел к выводу, что этот участок является центром «моторных образов слов». Несколько позже К. Wernicke установил, что в результате поражения верхней височной завитка левого полушария у больного нарушается понимание языка. Он сделал вывод, что в этой части левого полушария локализуются «сенсорные образы слова». В случае повреждения этого участка у больного возникает так называемая сенсорная афазия, которая заключается в нарушении способности понимать язык других. Слыша язык, больной человек не может связать звучания с определенным значением.

Эти и другие участки коры, связанные с отдельными аспектами речевой функции, не являются самостоятельными и строго изолированными центрами языкового процесса, а лишь отдельными звеньями сложного нервного процесса речевой деятельности.

Однако в многочисленных исследованиях физиологов и психологов доказано, что такое понимание физиологического основы речевой деятельности недостаточно для ее интерпретации.

М. Жинкін, исследуя механизм речи, доказал существование нескольких таких механизмов. Прежде чем создавать речевой акт, отмечает Г. Жинкін, человек строит его смысловой костяк (с помощью предметно-изобразительного круга представлений, образов и схем). Это и есть механизм программирования высказывания.

Далее привлекают группу механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической (синтаксической структуры предложения. К этой группе принадлежат механизм грамматического прогнозирования синтаксической конструкции, механизм, который обеспечивает запоминание, хранение и реализацию грамматических характерных слов, механизм перехода от одного типа конструкций к другому (трансформация), механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции и т.д. Кроме названных, Г. Жинкін выделяет механизмы, которые обеспечивают поиски нужного слова за смысловыми и звуковыми признакам, механизм выбора необходимых звуков речи и механизм реального существования звукового вещания.

Итак, можно констатировать, что физиологическое основание процесса вещания достаточно сложное, оно разворачивается в определенной последовательности и во времени. Поэтому говорить о изолированную локализацию в коре больших полушарий головного мозга всех частей речевого акта нецелесообразно.

Восприятие речи обеспечивают те же механизмы, что и говорения. Восприятие речи - это также поэтапный перевод воспринятого на смысловой (предметно-изобразительный) код, отождествление отдельных слов, словосочетаний, а также целых фраз с языковым опытом. Понимание речи является завершающей стадией процесса перевода, когда человек соотносит содержание воспринятого (обращенную речь, прочитанный текст и т.д.) с содержанием сознания и разными факторами деятельности.

Такие представления о физиологическую основу и механизмы речи подтверждают современные исследования языковой деятельности, афазий, возникающие в случае ранений, опухолей и других нарушений в деятельности тех или иных участков коры больших полушарий. Существенный вклад в их характеристику на уровне различных механизмов сделал психолог А. Лурия. Он выделил динамическую афазии, связанную с нарушением способности говорить фразами, хотя больной не испытывает трудностей ни в повторении слов, ни в именовании предметов, ни в смысле языка. Это является следствием нарушения или механизма программирования высказывания, или механизма грамматически-семантической организации.

Сенсорная афазия проявляется в потере фонематического слуха, то есть в нарушении связи между звуковым составом и значением слова, что является следствием нарушения звукового анализа слов.

Семантическая афазия - это нарушение, которое проявляется в трудностях находить слово и в понимании семантических отношений между словами. Например, больной понимает слова «отец», «сестра», но не может понять, что означает сообщение «сестра отца».

Для эфферентной моторной афазии характерно разрушения структуры высказывания, но сохранение отдельных слов и потеря способности сочетать слова в определенной последовательности. Здесь нарушен принцип сукцесивності. Близкой по характеристикой является аферентна моторная афазия, которая проявляется в нарушении членороздільних языковых артикуляцій, в трудностях отбора нужного звука.

Кроме расстройств речи, причина которых - в поражении корковых частей анализаторов, случаются также его функциональные расстройства, связанные с деятельностью языково-двигательной части. Одним из них является заикания, которое вызывают судороги речевых мышц. К ним могут присоединиться судороги лица, рук и т.д.

Заикание возникает по разным причинам: сильное нервное возбуждение, нервная травма, инфекция, наследования. Устранить заикания можно, если своевременно обратиться к лечебных логопедических заведений.



Назад