Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

34.4. Разновидности речи


Проявления речевой деятельности неоднородны, их можно разделить и классифицировать на определенные разновидности по разным признакам.

Устная речь. Это основной вид вещания, который является звуковым и другие воспринимают с помощью слуха. Устная речь делится на диалогическую и монологическую.

ДИАЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ - это разговор между двумя или несколькими собеседниками, которые меняются ролями того, кто слушает, и того, кто говорит, то есть появляются как пассивный или активный собеседник.

Разделение на «активного» и «пассивного» участника разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разного плана. Уровень знания языка, ее лексического богатства, грамматическом строе и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы вещания. Основой этого процесса является автоматизм, произведенный на системе временных нервных связей.

Диалогическую речь тесно связано с ситуацией, в которой ведут разговор, и поэтому его называют ситуативным. В то же время оно является контекстуальным, поскольку, здійснюючись как определенная деятельность двух или нескольких лиц, каждое высказывание в значительной степени обусловлено предыдущим высказыванием.

Диалогическую речь недостаточно организовано грамматически и стилистически. Как правило, оно состоит из простых языковых конструкций, обусловленных контекстом, предыдущими высказываниями. Немалую роль в діалогічному речи играют привычные сочетания слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать».

МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ - это такое вещание, когда говорит одно лицо, а другие слушают, воспринимают ее язык.

Примерами монологической речи является доклад, доклад, выступление на собрании, объяснение нового материала на уроке. Это относительно развернутый вид вещания. В нем сравнительно мало используют позамовної информации, полученной из разговорной ситуации. По сравнению с діалогічним монологическую речь в большей степени активный или произвольный вид вещания. В частности, чтобы произнести монолог акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание мысли и уметь произвольно строить на основании этого содержания собственно высказывания или последовательно несколько высказываний.

Монологическую речь является организованным разновидностью вещания. Тот, кто говорит, заранее планирует ли программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс вещания, весь монолог в общем, иногда мысленно, а иногда как запись в виде плана или конспекта.

Монологическую речь в развернутых формах требует определенной подготовки, которая заключается в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - это особый вид языкового процесса, что дает возможность общаться с отсутствующими собеседниками как современникам того, кто пишет, так и тем, что будут жить потом.

Письменная речь - это разновидность монологической речи, но оно осуществляется как писания и чтения написанного в виде письменных знаков (слов).

Исторически письменная речь возникло позже от устного и на его почве, по сравнению с устным оно имеет ряд психологических особенностей. Прежде всего оно происходит вне непосредственным контактом с собеседниками, а потому не предусматривает интонации, мимики и жестов восприятия реакции читателя, его реплик, которые имеют важное значение для устной речи. В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему надо выразить на бумаге. Поэтому оно более развернуто, чем устное монологическое. В нем надо учитывать будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны читателю, ему нужно все объяснить, чтобы у него не возникало никаких недоразумений. Итак, письменная речь структурно намного сложнее по сравнению с устным; первое предъявляет больше требований к человеку, нуждается в более развернутого, расчлененного, последовательного, полного изложения мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений. Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными виражальними средствами, то такие пропуски делают письменная речь непонятным. Письменная речь - это найдовільніший разновидность речи.

Чтобы успешно использовать письменная речь, нужно овладеть его средствами. В процессе индивидуального развития человек учится писать и читать значительно позже, чем говорить, но между устной и письменной речью существует тесная связь. Овладение письмом, чтение художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи личности, обогащению ее активного словаря и осознанию грамматическом строе. Письменная речь, опираясь на устное, не только дополняет, но и обусловливает определенную его перестройку. Для большинства людей в зависимости от их образования и содержания деятельности письменное изложение мыслей бывает тяжелее, чем устный. Поэтому обучать организованного культурного вещания предусматривает также обучать письменной речи.

Внутренняя речь. Устная и письменная речь, что может выражаться в діалогічній и монологічній формах, является внешним вещанием. Разновидностью вещания является внутреннее. Из названия следует, что внутренняя речь не направлено на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренним вещанием, когда нечто обдумывает, планирует свои действия, не говоря вслух и не записывая на бумаге, не контактируя при этом с другими людьми.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ беззвучное, то есть не произносится вслух, хотя часто проявляется в виде шепота, а то и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случае большого напряжения мысли, что сопровождается выраженными эмоциями.

По структуре внутренняя речь отличается от внешнего тем, что оно очень сокращенное, уривчасте, в нем нет большинства второстепенных членов предложения. Вследствие этого внутреннее вещание производит впечатление бессвязности и непонятности, в предложении часто остается только подлежащее и сказуемое, что является центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Возможность такого сокращения внутреннего вещания связана с тем, что человеку, который рассуждает мысленно, хорошо известно, о чем идет речь. Поэтому и отпадает якобы необходимость развернуто излагать свои мысли для себя. Привычка думать таким «сокращенным» способом имеет и недостатки. Часто то, что будто вполне объяснимо во внутреннем речи, по его упрощенной и ускоренной синтаксической структурой оказывается отнюдь не таким понятным, когда приходится пересказывать содержание мысли другим людям: отдельные моменты непонятны, мысли неаргументированными, логично непоследовательными. Известны случаи, когда хорошо понятную мысль передать в связном вещании устно или письменно невозможно.

Внутреннее вещание возникло в процессе речевого общения людей через усложнение задач и содержания деятельности. Оно порождается потребностью прежде чем высказать нечто устно или письменно, спланировать его, наметить основные контуры, построить высказывание, схему рассуждения.

Обе разновидности речи человека - внешнее и внутреннее - находятся в тесной взаимосвязи и постоянных взаємопереходах. Легкость и скорость таких взаимопереходе зависят от многих условий, а именно: содержания, сложности и новизны умственной деятельности, речевого опыта и индивидуальных особенностей человека.

Речи в различных человек имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональность, выразительность, точность, плавности, звучании, логической последовательности, образности выражения мнений.

Индивидуальные особенности речи человека зависят от ее умение владеть речью, использовать его как средство общения, регулировать его. В зависимости от этого одни люди болтливы, другим присуща определенная сдержанность, уединенность. Волевая саморегуляция вещания является важным аспектом его функционирования. Характер деятельности сказывается на вещании и в то же время требует владения определенными его особенностями. Каждый специалист выдвигает собственные, специфические требования отношение к речи. Вещание должно быть не только стилистически и логично совершенным, но и убедительным, эмоционально-образным, научно доказательным и влиятельным. Такие свойства профессиональной речи не просто формируются в процессе приобретения практического опыта, они нуждаются также собственной саморегуляции, стремление к совершенствованию речи.

 

Литература

1.  Баев Б.Ф. Психология внутреннего вещания. - К.: Высшая школа, 1966.

2.  Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека: Учеб. пособие. - Калинин, 1975.

3.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

4.  Жижкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

5. Общая психология: Підруч. для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. С.Д.Максименка. - К.: Форум, 2002.

6.  Кучинский Г.М. Психология внутреннего монолога. - Минск, 1988.

7.  Леонтьева А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Наука, 1974.

8.  Лурия А.Р. Язык сознания. - М.: Просвещение, 1995.

9. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

10.  Розов А.И. Речевая деятельность как преодоление конфликтной ситуации / / Вопр. психологии. - 1987. - №6.

11.  Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи / / Вопр. психологии. - 1985. - №2.

12.  Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. - М., 1989.

13.  Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14.  Хомский Н. Язык и мышление. - М.: Прогресс, 1972.

15.  Байкушев С. Серьезно о сверхестественном. - М.: Мысль, 1991.

16.  Грофф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Моск-го трансперсонального центра, 1993.

17.  Донченко Е.А. Социетальная психика. - К.: Наукова думка, 1994



Назад