Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

35.1. Понятие социализации


Процесс, когда человек познает социальную организацию общества, социальных отношений, усвоения социальных ролей, традиционно называют процессом социализации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта (знаний, ценностей, социальной компетентности), что дает ему возможность интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно.

Социализация может происходить и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях воспитания (целенаправленного формирования личности). Понятие «социализация» было введено в психологию в 40-50-х гг. в работах Дж. Долларда и П. Миллера. Сегодня процессы социализации исследует возрастная и социальная психология, а также этнопсихология. Их можно охарактеризовать как постепенное расширение сферы социального взаимодействия индивида, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания, усвоения и реализации социальных ролей. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культурных норм, усвоении навыков и умений, необходимых для успешной социальной адаптации.

Одним из основных механизмов социализации является культурная трансмиссия, или передачи социальных и культурных ценностей, норм, способов поведения молодому поколению.

Выделяют 3 вида культурной трансмиссии:

  • вертикальную (от родителей к детям);
  • горизонтальную (в общении со сверстниками);
  • непрямую (через специализированные институты и контакты с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности).

В разных научных школах понятие «социализации» интерпретируют по-разному: в необіхевіоризмі его трактуют как социальное учение, в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии - как результат же актуализации «Я-концепции» и др.

Для успешной адаптации к предметному и социальной среды ребенку необходимо создать субъективную концепцию мира и одновременно поместить в нем себя как активного субъекта. Ребенок ставит такие задачи: упорядочить окружающий мир, выделить в нем физические и социальные (наделены психикой) объекты, установить закономерности взаимодействия с миром предметным и социальным. Параллельно в нее формируется «Я-концепция» (Я - экологическое (физическое) и Я - інтерперсональне через установление эквивалентности Я - другой).

В исследованиях социального поведения ребенка широко применяют методы наблюдения в ситуациях различной степени структурированности. Особенно популярна «Незнакомая ситуация» М. Эйнсворт. Процедура этого теста состоит из 8 эпизодов. Общая продолжительность - 20 мин.

Поведение ребенка в этой ситуации и по матери, и по чужого человека оценивают по 7-балльной шкале (исследуют поиск контакта, установление контакта, сопротивление, избежания). Иногда оценивают также поисковое поведение во время разлуки с матерью и дистанцию взаимодействия. В результате многочисленных исследований выделены несколько групп детей, которые отличаются по реакцией на незнакомые обстоятельства, незнакомого человека, разлуку с матерью и на ее появление.

Выделяют следующие типы социализации личности:

  • НАДЕЖНЫЙ ТИП - наиболее распространенный и конструктивный, ребенок спокойно реагирует на встречу с незнакомыми людьми, беспокойная во время разлуки с матерью, рад ее возвращению.
  • НЕНАДЕЖНЫЙ ТИП - свойственно избегать, такие дети игнорируют мать и незнакомых людей.
  • АМБИВАЛЕНТНЫЙ ТИП - в незнакомых обстоятельствах такие дети тревожные и стремятся находиться возле матери, бурно реагируют на разлуку с ней.
  • ДЕСТРУКТИВНЫЙ ТИП - дети не демонстрируют четкого паттерна поведения в тестовой ситуации, могут быть розгальмовані ли в ступорному состоянии, или проявлять стереотипные формы поведения.


Назад