Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

37.3. Депривация


Понятие депривации. Нужно отметить, что понятие «депривация» в научной литературе трактуют по-разному. Д. Хебб раскрывает ее как специфическое состояние, связанный с биологически полноценным, но психически недостаточным средой. И. Боулби в своей монографии «Материнская забота и психическое здоровье» подчеркивал, что депривация - это ситуация, при которой субъект страдает от недостаточности эмоциональных связей, что предопределяет ряд нарушений психического здоровья различных степеней устойчивости. Г. Шпиц и В. Голдфарб подчеркивали в основном тяжелые последствия долговременного полной депривации, ее драматический ход, устойчивость и глубокое вмешательство в структуру личности, что предопределяет склонность к правонарушениям или даже психоза.

И. Лагмйеєр, С. Матейчек отмечают: «Депривация - это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере на протяжении длительного времени». То есть речь идет о потере чего такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей. Это приводит к различным моральных и психологических отклонений в поведении и деятельности.

В науке проблема социальной депривации остается недостаточно изученной. Однако в ее исследовании можно выделить четыре периода:

  • «Эмпирический» - начинается примерно со второй половины XIX в. и продолжается до 30-х годов XX ст. В настоящее время фактически только накапливают факты, без четкого их анализа и систематизации.
  • «Мобилизующее» - 30-е и 40-е годы XX века. Его начальной вехой стали труда так называемой венской школы: Т. Мюллер со своими сотрудниками систематически изучала психическое развитие детей в различных неблагоприятных условиях жизни. Г. Гетер рассматривает вопрос депривации шире. Она вела наблюдение за детьми, которые проживали в плохих социальных и экономических условиях, росли без семьи или были под опекой родственников и других людей, а также воспитывались в детских учреждениях.
  • «Критический», который приходится примерно на 50-е годы XX века. Суть его, в отличие от второго, в том, что было выяснено существование ряда ситуаций, в которых возникала депривация. Изучать депривацию начали в условиях семьи. Кульминацией этого периода была публикация Всемирной организации здравоохранения в Женеве в 1962 году под названием «Отсутствие материнской заботы». В ней рассмотрены в различных аспектах результаты исследований депривации, проанализированы классические концепции с позиции методологии исследования. Депривация вышла за узкие пределы, ее стали рассматривать с точки зрения сфер общественной жизни. Был сделан вывод о негативном влиянии технократизацїї общества на социальное поведение молодежи, увеличение количества социальных отклонений.
  • «Экспериментально-теоретический», который начался в 60-е годы. От предыдущих отличается более глубоким изучением взаимодействия между организмом и социальной средой в условиях депривации. Начали интенсивно изучать небольшие группы в социальных ситуациях, за которыми наблюдали и которые контролировали. Сделан вывод, что социальная среда влияет на организм не непосредственно, а преломляется сквозь закономерности его развития.

Психическая депривация - это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлены возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей на протяжении длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием «психическая депривация» понимают различные неблагоприятные воздействия, которые случаются в жизненных ситуациях.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности - от легких, что совсем не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, в очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может проявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда - выраженные соматические особенности.

Различные формы психической депривации в жизни случаются одновременно. Изолированно обнаружить их можно только экспериментально.

Чаще всего выделяют следующие формы психической депривации:

  • депривация стимульна (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограничена изменчивость;
  • депривация значений (когнитивная): слишком ясно хаотичная структура внешнего мира без четкого составления и содержания, что не дает возможности понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейер, С. Майєчек);
  • депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какой-либо лица, или развитие подобного эмоционального связи, если такой уже было создано;
  • депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Проявление депривации, ее виды и последствия. Депривация - это временная или постоянная, полная или частичная, искусственная или обусловлена жизнедеятельностью изоляция человека от взаимодействия ее внутреннего психического с внешним психическим. Депривация - это процесс и результат.

По содержанию, на наш взгляд, депривацию можно разделить на:

  • сенсорную;
  • эмоциональную;
  • психомоторную;
  • духовную;
  • социальную;
  • познавательную;
  • психокультурну.

По продолжительности депривация бывает:

  • скоротечной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.);
  • затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите);
  • долговременной (отсутствие физической нагрузки в течение лет, отречение светской жизни путем самоизоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах) и др.).

Будь-яка депривация имеет разные уровни развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень депривации доступный, когда изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие ее внутреннего психического с внешним психическим соответствующего характера; средний - когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме; низкий - когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и не активно.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - это длительное, более-менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаний, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память. Возникают яркие представления ейдетичні, спроекційовані извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные).

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженного настроения - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью. Имеющиеся нарушения памяти, напрямую зависящие от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений; в отличие от состояний передсонних, которые бывают в обычных условиях, они затягиваются на сравнительно продолжительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией мимовільності. Что более жесткие условия сенсорной депривации, то скорее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности во время выполнения несложных умственных действий.

В случае увеличения времени воздействия депривации ейдетичні представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе этого процесса четко прослеживаются ассенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Негативным фактором также является духовная, эмоциональная и психомоторная депривация. На наш взгляд, влияние на психическое здоровье людей в обществе оказывает чрезмерное материализация социальной жизни, которая требует большой затраты времени, отказ от овладения духовными ценностями. Одни граждане часто работают в нескольких местах без перерыва на отдых, по 10-14 часов, без выходных, отпуска. Другие вынуждены выезжать на длительное время на заработки в чужие страны. Третьи ограничивают себя только материальным, не интересуясь ни духовным, ни физическим состоянием, ни состоянием души. У многих людей отдых ограничивается длительным сидением перед телевизором, столом и т.д.

Во всех ситуациях люди ограничивают количество и качество духовного, эмоционального и физического нагрузки, что приводит, на наш взгляд, к духовной, эмоциональной и психомоторной депривации.

Отсутствие позитивного духовного (духовная депривация) и эмоционального (эмоциональная депривация) нагрузка на психику человека обусловливает постепенное увеличение отрицательного психоэнергетического потенциала, который сформировался в результате действия негативных эмоций (через конфликты, поклонение деньгам, ссоры, неудачи, разочарования, страхи, невозможность быстрого обогащения, потерю близких, несправедливость, негативизм, обман ради материального обогащения, отсутствие перспективы, неудовлетворенности своим положением в обществе и т.п.). Этот негативный психоэнергетический потенциал вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.п., что снижает психическое здоровье человека.

Недаром Л.А. Богданович акцентирует внимание на том, что психогигиена «означает сохранение психического здоровья. Она касается только состояния мозга, но и чувств человека». На это обращал внимание еще римский врач Гален, который писал о «гигиену страстей, или о моральной гигиену».

Негативное психологическое воздействие также имеет отсутствие необходимого организму физической нагрузки. В целом для поддержания психического здоровья человека необходимо, чтобы она постоянно получала сбалансированное положительное познавательное (умственное), духовное, эмоциональное и физическое нагрузки. их диспропорция или отсутствие обязательно негативно влияет на психическое здоровье человека. М. Аргайл отмечает: «Счастье, как и душевное и физическое здоровье, увеличивается при наличии социальных связей индивида; с их потерей и под влиянием других стрессовых ситуаций наступает состояние депрессии».

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в разных социальных сообществах, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды.

Исследован механизм отклонения субъекта и его последствия в пределах социальной системы. Социальное развитие субъекта происходит не только через обучение отдельных видов социальной деятельности. На самом деле субъект является составной частью всей социальной системы. Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которая отвечает определенным социальным позициям и статусам). Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц. Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях.

Поэтому, если в социальной структуре субъекта нет некоего существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье нет отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыт взаимодействия с ними. Депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей. Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривований субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которых будут ожидать от него в обществе.

Социальная депривация существенно зависит от степени удовлетворения потребностей человека. Точнее, она возникает тогда, когда потребности удовлетворить невозможно или их удовлетворяют частично, односторонне и т.д.

В детстве проблемы психо-социального развития имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие возрастные периоды. Многие, став взрослым, имеет различные отклонения, которые влияют на их поведение. Эти тенденции поведения имеют способность становиться хроническими и часто превращаются в расстройства личности. Долговременные наблюдения ученых показали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезные трудности в различных жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации. В таких жизненных ситуаций можно отнести: а) приостановление по разным причинам уже созданного связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получения социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.

Похожая изоляция затрагивает практически все социальные ситуации, например: ребенка отдают в детский сад; смена персонала; рождение младших членов семьи; переход субъекта из одного заведения в другое; развод родителей; смерть хотя бы одного из родителей; призыв на службу в армию; влияние на субъекта или его семью экономических, социокультурных и социальных факторов (семьи с низким экономическим или культурным уровнем, асоциальные семьи, социально дискриминированы семьи, семьи так называемых привилегированных лиц, семьи переселенцев, членство в сектах и т.п.), природные катастрофы, наводнения, землетрясения, общественные события, война, государственные катаклизмы, эвакуация, аномальные травмирующие позиции, на которых были взрослые во время развития и воспитания ребенка, пребывание личности в среде людей, которые говорят на другом языке, неприятие группой личности по причинам, длительное пребывание в камерах одинокого заключения, физические недостатки (толстый, длинный, низкий) и т.д.

На развитие социальной депривации в значительной мере влияет социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности.

Социальная депривация - это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условий социализации и возможностей всесторонне усваивать социокультурные общественные ценности.

Исследования свидетельствуют о различное влияние социальной депривации на поведение и деятельность человека.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных интеллектуальных задач. Речь идет о «умственная нагрузка», отсутствие которого приводит к торможению умственного развития или даже его регресса. Развивается умственная «лень».

ПСИХОКУЛЬТУРНА ДЕПРИВАЦИЯ заключается в долговременном отчуждении личности от усвоения чисто человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.п.

 

Литература

1.  Виготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: Изд. АПН РСФРС, 1956.

2.  Лангмейер И, Матейчек С. Психологическая депривация в детском возрасте. - Авиценум: Мед. изд - во Прага, 1984.

3.  Новинский И.И. Философские проблемы биологии и дарвинизма. - М., 1959.

4.  Обуховский К. Психология влечения человека. - М.: Прогресс, 1972.

5.  Рихта Г. Научно-техническая революция и развитие человека / Вопр. филос. 1970. №2. -С. 56-66.

6.  Maslow A.H. A theory of human motivation. - Psyhol. Rev. 1943.



Назад