Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

39.1. Понятие гармонии личности


Такие понятия, как адаптация, психическая устойчивость, гармония имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. Именно единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии проявляется в жизни человека, одновременно отклоняясь в ту или иную сторону.

Здоровья связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал как здоровье гармонию и равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и недвижимого и т.п.). Болезнь наступает как следствие единовластие одного из таких элементов над другими. По Платону, здоровья, как и красота, определяется пропорциональностью, требует согласия «противоположностей» и выражается в размерном соотношении душевного и телесного.

О дисгармонию личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственный, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. Поскольку начальным и желаемым (для возврата) по состоянию есть гармония, необходимые точнейшие знания о ней.

Гармонию личности невозможно обсуждать, если рассматривать личность в отрыве от среды, вне ее связями с миром. Анализируя то, что происходит в современном мире, стоит выбрать как начальную точку анализа основные измерения человеческого мира. Таковыми являются: природный мир (и неживая и живая природа), социальный мир (мир людей, наций, этносов, обществ, групп различного масштаба) и предметный мир (рукотворный, инструментальный, техногенный). Все они составляют бытие отдельного человека и человечества в целом.

Для этого периода развития человечества характерен конфликт между тремя названными мирами. Под конфликтом понимают выраженную несогласованность этих трех миров, трех аспектов человеческого бытия - несогласованность, что наносит вполне ощутимого ущерба каждом из трех миров. Особое значение имеет невротичне стремление человека все переделать в природном мире, и по возможности быстро.

Становления предметного мира происходило параллельно с развитием социального. Увеличиваясь и усложняясь, предметный мир усиливал свое влияние на социальный мир. Сейчас можно говорить уже не только о влиянии, а и о перестройке социального мира под влиянием техногенного. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, недостаточно контролируемого социумом. Некоторые из них, к сожалению, не отражают всех потребностей общества в этой сфере. Особенно это проявляется в Украине, где нет не только многих необходимых механизмов контроля и регулирования.

Имея возможность пользоваться предметами, человеческий вид значительно увеличил свою численность. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек подчиняла (а часто просто уничтожала) природу. С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Людей стало настолько много, что специалисты все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежно сокращение ресурсов, которые дают пищу, возможность удовлетворять гостиной потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт - вопрос открытый. Кроме того, приобщается вредное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т.д.).

Сегодня предметный мир достиг значительного развития и является достаточно сложным. Он все больше перестраивает не только образ жизни, но и много душевных и телесных процессов. К последствий такой «перестройки» нужно отнести:

  • ускорение ритма жизни;
  • гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и др.);
  • увеличение производства и потребления психоактивных наркотических веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).

Ускорение ритма жизни привело к значительному повышению стрессовую нагрузку. Самые печальные последствия этого - значительный рост психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Время инструментальный мир начинает дублировать, замещать или закрывать природный мир. Кроме того, инструментальный мир имеет чрезвычайно много возможностей для построения иллюзий. Например, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (зависимость от компьютерных игр, интернет-зависимость).

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Со Средних веков в западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека нет более гармоничной, ни благополучной, счастливее. Такой односторонний развитие привел в XX в. до научно-технической революции без адекватных, размеренных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом причина разрушения экологии планеты и «топтание на месте» в духовной сфере. Это также вызывает нехватка развития эмоционально-чувственной сферы, невротизацію общества и занижение жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически) странах. На контроль и сдерживания эмоций затрачивают немало энергии.

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Гармония - высший уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - высший уровень интегрированности личности по сравнению с адаптируемость.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ - это согласованность и пропорциональность основных аспектов бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (и потенциальной, и реализованной). Пропорциональность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как пропорциональность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это сопоставление внешнего и внутреннего пространства личности, их достаточно тесная связь; сопоставление внешнего и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализованной энергии; пропорциональность энергетических и информационных ресурсов. Гармония - это также равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности, например, в адлерівському смысле).

В изучении личности применяют общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных аспектах ее бытия: физическом (предметном), приветственном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из граней личностной гармонии - согласованность всех аспектов ее бытия.

Существование в физическом пространстве (физическое бытие) - это существование в мире тел и предметов, вовлеченность в мир неживой природы (вовлеченность индивида как тела). Ни одно функционирования человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне миром предметов и вещей, без адекватного отображения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне очевидные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Существование в приветственном пространстве (биологическое бытие) - это жизнедеятельность, вовлеченность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне миром живой природы.

Существование в социальном пространстве (социальное бытие) - это социальная жизнь, вовлеченность в мир людей как личности, как члена макро - и микросоциума. Социальное бытие - это погруженность в межличностные отношения, реализация стремление сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.д. Вне социальным пространством человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В нем представлены прошлые поколения этого социума и его история. Социальное бытие сохраняет их в виде традиций, устойчивых социальных норм, правил. Но социальное пространство является прежде всего пространством современников, сообществом людей, которые проявляют активность, непосредственно общаются друг с другом и влияют друг на друга.

Существование в духовном пространстве - это духовная жизнь, вовлеченность в мир духовный как субъекта, который имеет духовные потребности; привлечение к высших ценностей человеческого бытия. Духовная жизнь - это также реализация стремление внести свою лепту в сохранение высших ценностей. Деятельность, направленная на расширение круга людей, которые принимают те ценности, которые субъект обосновал, или ценности, к которым он присоединился как последователь. В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Пространство духовного бытия - особый.

Духовный мир относительно независимый от других пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционный, чем социальное, поскольку природные, экономические и другие изменения оказывают на него косвенное влияние.

Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек имеет способность к рефлексии. В процессе развития личности возникает самосознание. Представление о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к себе и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние просторы представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности так или иначе отражается ее внутреннюю жизнь.

Итак, внешний пространство и внутреннее пространство не разделены, а пересекаются. Поэтому точнее будет говорить не только о разные части личностного пространства, но и о многих его измерений.

Для гармонии личности важна равновесие событий наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - екстраактивність (активность, направленная на внешнее пространство) и інтроактивність (активность, направленная на внутреннее пространство).

В субъективном аспекте гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах.

ДУХОВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - ощущение причастности к духовной культуры общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры. Для духовного благополучия весьт продвижение в понимании сущности и назначении человека, достаточно полное осознание смысла жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Это также удовлетворенность межличностными связями, статусом в мікросоціальному окружении.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ (телесное) БЛАГОПОЛУЧИЯ - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, что удовлетворяет индивида, физический тонус.

По психической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равенство их значимости. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой причины, которая влияет, и силой отклика.

 



Назад