Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

39.2. Гармония взаимоотношений личности, ее смысл жизни, духовность и свобода


Личность является одновременно феноменом индивидуального и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без социального бытия, которое удовлетворяет личность. Со своей стороны, гармония межличностных взаимоотношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не «разлаженность») внутреннего мира личности.

В перечне чувств выделяем такой их вид, как інтеракційні (дизпозиційні) чувства, которые регулируют межличностную взаимодействие субъекта, и два их подвиды - те, что сближают, и те, которые отдаляют (за Куликовым). Важнейшие в этом перечне - девять пар противоположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия другого человека и стремление сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) или, наоборот, неприятие и стремление отдалиться от нее (рис. 39.1).

Чувство, что сближают

Чувства, которые отдаляют

Единство (общность) с человеком (людьми)

Одиночество

Дружелюбие

Отвращение (или враждебность)

Добросердечність

Злость

Уверенность в собственной правоте

Вина (или раскаяние)

Собственная достаточное значимость

Зависть

Гордость (за себя)

Стыд или смущение)

Благодарность

(какой-нибудь человеку или людям)

Обида

Уважение

(к какой-нибудь человека или людей)

Презрение

(к какой-нибудь человека или людей)

Любовь

Ненависть (относительно этого человека)

Рис.39.1. Інтеракційні чувство личности. 

Гармония возможна, если чувство, что сближают, превышают по силе чувства, которые отдаляют. Вероятно, что больше чувств, которые сближают, то более полная, совершенная гармония личности. Но даже одно сильное чувство, которое отдаляет, может разрушить гармонию при выраженных чувствах, что сближают.

Чрезмерные чувство, что сближают, - это острые чувства, которые нарушают гармонию. Безграничная единство может привести к бездумной согласия, общности с одинаковостью во всем и, таким образом, к потере собственной индивидуальности. Дружелюбие, что проявляется в отношении всех, может вызывать неразборчивость в межличностных отношениях и неадекватно заниженную критичность в оценках людей. Добросердечність может переходить в всепрощенчество (беспринципность), а уверенность - в неадекватную самоуверенность или уверенность в собственной непогрешимости. Собственная значимость может перейти в собственную сверхценное, а гордость - в гордыню, признательность - в преувеличенное благодарность и неадекватное восхваления, уважение - в культовое поклонение и идолопоклонничества, любовь - в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-нибудь другое, кроме объекта любви).

Уважение, что перешла в культовое поклонение, порождает сильные чувства, которые отделяют от многих окружающих, инициирует презрение, отвращение, ненависть. Поклонение в случае фиксации на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку личность теряет способность к эмпатии, сопереживание - через предельную сосредоточенность на чем, иррациональное принятия кого-нибудь, преданность (почему деле, идеи).

Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности. Потеря смысла жизни приводит не только к значительному дисгармонии, но и в депрессивных состояний, суицидальных намерений.

Психолог и философ С.Л. Франк утверждал, что вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на определенное время, и даже на очень долгое, совсем забыть о нем, окунуться с головой или в будние интересы нынешнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатство, изобилие и земные успехи, или в какие-нибудь надособисті страсти и «дела» - в политике, борьбе партий и т.д . - но жизнь так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самая тупая, заплила жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предсказателей - старения и болезней, факт мимолетного исчезновения, погружение в безвозвратное прошлое всей нашей жизни с иллюзорной значимости ее интересов - этот факт является для любого человека грозным и назойливым напоминанием неразвязанного, отложенного в сторону вопрос о смысле жизни (С.Л. Франк).

Смысл жизни и духовность личности много веков были предметом размышлений ученых, писателей, религиозных деятелей. Духовное бытие можно рассматривать как освобождение от давления повседневной жизни, от соблазна влечений и страстей собственной самости, а также признанием приоритета духовных ценностей над другими.

Духовное бытие - это процесс постоянного духовного развития, формирования духовных потребностей и их удовлетворения. В процессе этого развития человек обнаруживает ближайшие ей ценности общества (добро, красоту, истину) и производит представление о моральные принципы и правила. Духовные потребности присущи каждому человеку - не только потому, кого традиционно называют духовной личностью. Будь-яка человек имеет определенные представления о добре и зле, нравственность и безнравственность, красоту и уродство, истину и заблуждение, любовь и ненависть, о главные ценности совместного бытия в обществе. Понятно, острота этих потребностей довольно разная, человеческая индивидуальность проявляется и в этой сфере.

Смысл жизни, конечно, в той или иной степени может быть подобным у разных людей. Но в любом случае путь обретения смысла человек должен пройти самостоятельно. Этот поиск одновременно является саморазвитием. Часто быстрые решения преподносят деструктивные культы, которые наносят огромный ущерб духовному здоровью.

Свобода личности и подлинное удовлетворение духовных потребностей возможны, если человек ответствен за свои действия и поступки, решения, если она не теряет критичности мышления и осуществляет все лично значимые выборы самостоятельно, если у нее сохраняется ясность сознания.

В традиционных религиях человека направляют на постоянную внутреннюю работу и духовное развитие. Этого нельзя сказать о деструктивные культы. К сожалению, для современной Украины характерен идейный вакуум, отсутствие понятных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Эти составляющие общественного сознания вызревают вместе с формированием гражданского общества, благодаря активной деятельности общественных институтов, профиль которых позволяет приобщаться к поиску таких ориентиров.

Вера непосредственно определяет систему ценностей личности. Наша вера определяет ведущую направленность сознания. Чаще всего вера в Абсолют существует как вера в Бога. Но вера в Бога может быть разной.

Г. Оллпорт настаивал на необходимости различать две формы религиозной ориентации: внешнюю и внутреннюю. В случае внешней религиозной ориентации религия для многих людей - привычка или же родовой изобретение, которое используют для церемоний, для удобства в семье, для личностного комфорта.

Внутренняя религиозная ориентация не является ни способом для борьбы со страхом, ни формой соціабельності или конформности, ни средством реализации желаний. Все эти мотивы вторичные.



Назад