Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

39.3. Путь личности как совокупность жизненных процессов


Жизнь личности возможно благодаря многим процессам, которые сливаются и образуют процесс жизни. Перечислить все процессы невозможно. С целью научного анализа необходимо выделить основные, стержневые, что дают определенное русло другим. Такими процессами являются: функционирования, самоуправление (в том числе и саморегуляция), развитие и адаптация (рис. 39.2). У каждого из них есть противоположность - в таком случае снижена или отсутствует производительность через несогласованность между отдельными звеньями процесса. В левой части таблицы - процессы с производительной направленностью, они повышают саногенное потенциал личности, а в правой части - процессы с отрицательной направленностью, снижающих саногенное потенциал личности.

Функционирование - это проявление поведенческой и деятельной активности. Это также поддержание условий, необходимых для продолжения жизнедеятельности (собственной и/или других людей), для осуществления деятельности и поведения (собственной и/или других людей), для сохранения всего имеющегося и достигнутого.

Адекватное функционирование - это устойчивая активность, которая оказывается в пребывании и повторении в необходимом для достижения целей, решения актуализированных задач) количества действий и операций (мыслительных и двигательных), движений, реакций, локомоторных актов и т.д.

Те, которые повышают саногенное потенциал личности

Те, которые снижают саногенное потенциал личности

Функционирование

Дисфункціонування

Саморегуляция, самоуправление

Дерегуляция

Развитие

Регресс

Адаптация

Дезадаптация

Рис. 39.2. Основные жизненные процессы личности.

 

Критерии адекватного функционирования: производительность, целенаправленность поведения, успешное достижение цели поведения или деятельности, соответствие необходимых действий, движений временным рамкам, которые определяет ситуация.

Рационализация поведения и деятельности является важным аспектом динамического потенциала здоровья. Дисфункціонування (неустойчивое функционирования) - неумение находить способы и приемы необходимых действий. Неспособность к повторению в необходимом количестве действий и операций, действий, реакций, локомоторных актов и т.д. Такую неспособность может предопределять недостаточная выносливость или пониженная устойчивость к монотонии.

САМОУПРАВЛЕНИЕ - это настройки, коррекция функций, процессов и состояний. В него входят саморегуляция и самоконтроль. Основным критерием регуляции является ее адекватность. Для адекватной регуляции поведения и деятельности, психических и телесных процессов саморегуляции личности и индивида) характерна полнота и своевременность контроля, коррекции и т.д.

ДЕРЕГУЛЯЦИЯ (неадекватное самоуправления): несогласованное управления, неумелого самоуправления в познании и общении, неэффективная регуляция того или иного вида поведения и деятельности, несогласованность в протекании психических процессов.

Пожалуй, центральной проблемой регуляции в сфере общения является контроль за собственной злобой. Сердитые, агрессивные люди более подвержены сердечно-сосудистых, гормональных, раковых заболеваний, стрессов.

Нередко говорят о том, что нельзя держать гнев внутри себя. Чего больше - плюсов или минусов - дает «выпускания пара», сказать трудно, скорее - минусов. На первый взгляд, это дает облегчение, потому что агрессия, которую волевым усилием направлено внутрь, создает напряжение. Взрывы гнева осуществляют большую нагрузку на сердце, усиливают выделение адреналина, увеличивают риск инфаркта. Выражая сильные эмоции в поведении, мы нередко их затягиваем или заостряем. Проявляя гнев, мы можем его усилить. Если же он направлен на людей, то следует ожидать аналогичного проявления с их стороны.

Раздражительность, гнівлививість увеличиваются во время стресса. Использовать приемы снижения напряжения - надежный путь преодоления гневливости. Если гнев появляется часто, вряд ли он обусловлен каждый раз только ситуацией.

Развитие и динамика личности. Развитие - это постоянный процесс изменения личности, возникновение новых структур и отмирание старых, расширение одних структур и сужение сферы действия других.

Развитие личности в значительной мере является саморазвитием. Критерии саморазвития: динамичность (успешное продвижение по закономерных этапах), согласованность отдельных линий развития.

Регресс или замедление духовного, психического и телесного развития человека, если не имеют органических причин, то связанные с той или иной дисгармонией личности. Трудно представить себе гармоничный и в то же время замедленное развитие.

Регресс или замедление могут быть временными, преходящими, вызванными кризисом развития, столкновением с существенными препятствиями на пути к жизненных целей, нарушением жизненных планов. Они могут также возникнуть как реакция на значительные изменения социально-экономических условий, которые сопровождаются просмотром общественных ценностей, заменой идеалов, которые расшатывают жизненные принципы.

Адаптация - это изменение, перестройка, коррекция процессов развития, регулирования и функционирования в соответствии с актуальным условий, изменений среды (социальной и природной).

Основные критерии адаптации: полнота и своевременность.

Дезатаптація - отсутствие или недостаточность таких связей с людьми ближайшего и широкого окружения, которые позволяют личности нормально функционировать, осуществлять самоуправление и саморегуляцию, развиваться.

Дезадаптованість может быть обусловлено потерями (близких людей, в частности через развод, работы), разрывом эмоциональных связей (длительная разлука) и т.д. Эти и другие причины нарушают структуру микросоциальных или макросоциальная связей (изменение социального статуса - члена общества, партии, изменение должностного статуса и др.) и заставляют тратить силы и пытаться восстановить адаптацию. То есть найти партнеров, с которыми возможно эмоционально насыщенное доверчивое общение, сострадание, понимание, совет, помощь и т.д.

Взаимосвязь основных процессов человеческого бытия. Все процессы тесно связаны: нарушения в ходе одного негативно сказываются на других. Невозможность нормально функционировать через внутренние (то или иное дисфункціонування) или внешние причины (невозможность работать, двигаться, упражняться в реагировании на внешние стимулы и т.д.) приводит к нарушению самоуправления и саморегуляции (возникает детренированность, снижаются умение, ослабевают навыки самоконтроля и др.). Дисфункціонування ограничивает развитие или делает его невозможным, поскольку человек не способен быть продуктивным: создавать нечто новое, полезное для других, интересное. Дисфункціонування нарушает также адаптацию, поскольку статус субъекта, неспособного к продуктивного поведения и деятельности, ограничивает его влияние, социальные роли, предопределяет излишнюю зависимость от окружающих.

Так же неадекватное самоуправления, дерегуляция нарушают все другие процессы.

Замедление развития может не нарушать функционирование полностью, но делает его менее продуктивным. Этот эффект может проявиться не сразу, но связь здесь достаточно прочный.

Дезадаптация также нарушает течение других процессов: сокращает репертуар поведения, ограничивает выбор видов деятельности, снижает успеваемость поведения, продуктивность деятельности или делает невозможным функционирование, которое предполагает благоприятные взаимоотношения с другими людьми.

В одной из своих книг К. Роджерс писал, что личностный способ бытия в мире - это бесконечный процесс становления. Личностное развитие - процесс постоянного изменения личности в направлении все более полного раскрытия своих потенциалов и достижения жизненных целей, что невозможно без достаточного адаптированности личности. Адаптированность также имеет процессуальный характер. Ее нельзя достичь раз и навсегда, она предполагает гибкость адаптационных механизмов, их тренировки и поддержания в наличной форме. Без этого вряд ли можно надеяться сохранения жизнеспособности индивидуума.

Жизненные цели личности всегда связаны с какими-либо изменениями в окружающей среде (строение, производство чего-либо, получения информации, установления новых отношений и т.д.) и внутренними изменениями (саморазвитие в желаемом направлении, повышение внутренней гармонии, укрепления здоровья и др.). Изменения во внешней среде непременно вызывают проявление активности в поиске каких-либо средств освоения пространства.

П. Жане рассматривал личность как интегрированную психологическую систему, которая отвечает всегда как целое на влияние ситуации путем изменения узора функциональных и заторможенных компонентов. Поддержка этой системы в состоянии динамического равновесия требует, согласно Жане, значительной психологической силы и психологического напряжения. Если это напряжение по тем или иным причинам снижается, происходят различные нарушения функционирования личностной системы, которые образуют основу неврозов (Ярошевский, Анциферова). В теории личности Жане психологическая сила и психологическое напряжение (активация высших потребностей) взаимосвязаны, они энергетической, динамичной гранью регулируемой поведения (Зейгарник).

Развитие личности проявляется как непрерывное изменение взаимодействия с социальным пространством, его перестройки и расширения. Увеличивается количество межличностных связей, усиливается влияние в профессиональной и других жизненных сферах, растет объем знаний, что также создает основу для расширения пространства личности. Повышенный уровень напряжения предопределяет внутренний диссонанс и снижение настроения. Одни люди решают задачи гармонизации своих отношений со средой, приспосабливаясь к нему, другие - изменяя среду под свои нужды.

Процесс самореализации определяет личностную динамику в широком временном масштабе, основные черты жизненного пути личности. Процесс адаптации также продолжается целую жизнь, поскольку социальную адаптированность нельзя найти раз и на всю жизнь. Меняется окружающая среда, меняется человек, и всегда в той или иной мере существует потребность в адаптации.

Следовательно, и развитие личности, и адаптация требуют напряжения. В гармонизации внутреннего мира личности, повышении устойчивости ее настроения вряд ли есть место простой зависимости - что меньше напряжения, то высший настроение. М. Селье писал о том, что разным людям нужны для счастья различные степени стресса. Он приводил слова лауреата Нобелевской премии Альберта Сент-Д'єрд'ї: «Счастье - это в значительной мере реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных потребностей». Развитие личности предполагает переживания недовольства собой, что также может вызвать напряжение. Но напряжение потенциально содержит опасность превышения допустимого уровня и снижение настроения и возникновения неблагоприятных состояний. Сохранение устойчивого настроения, «настроенность души», гармония развития связаны с умеренным напряжением, что не приводит к дискомфорту. Под умеренным напряжением рассматривают такое, что соответствует личным и индивидным ресурсам, возможностям человека.

Напряжение самореализации, которое превышает ресурсы саногенного потенциала, может непосредственно препятствовать самореализации личности.

Итак, ведущее значение для личностной динамики имеют самореализация личности и расширение социального часопростору личности. Они допускают определенный уровень напряжения. В случае достаточного личностной гармонии от разрушительного напряжение личность защищает ее саногенное потенциал. Если он недостаточен, то неудовлетворенная потребность в самореализации и расширении социального часопростору личности вызывает диссонанс, снижение настроения, ухудшение состояния, а затем эмоциональные и другие расстройства.

С другой стороны, вялая динамика развития и функционирования личности так или иначе приводит к тому, что личность не достигает желаемого статуса - социального, группового, личностного. Становится отрицательным самовосприятия, снижается самооценка, формируется пессимистическое отношение к жизненной ситуации, ожидания безрадостного будущего. Вследствие этого возникает пониженное настроение, то или иное негативное психическое состояние, увеличивается количество переживаний неблагополучия. Все это способствует возникновению расстройств и болезней.

Итак, личностная динамика и саногенное потенциал взаимосвязаны. Для динамического личностного развития нужен определенный уровень саногенного потенциала, а успешный личностное развитие повышает саногенное потенциал.



Назад