Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

39.6. Самоуправления и саморегулирования


Для сохранения психического здоровья важна гармония личности, положительная динамика всех процессов, которые составляют бытия человека, согласованность между ними. К ним относится также самоуправления, которое следует понимать прежде всего как самонастройки, оптимизации психического состояния, повышение уровня и стабильности настроения личности. Именно эти аспекты составляют сердцевину психической регуляции. Напомним, что основные детерминанты состояния следующие: а) потребности, желания и стремления человека (или, если точнее, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания); б) ее возможности (способности, которые оказались, и скрытый потенциал); в) условия среды (объективный влияние, субъективное восприятие и понимание текущей ситуации). Тенденция к изменению состояния и та или другая изменение психического состояния выражаются в чувственном тони, комплексе чувств и доминирующих чувствах.

Саморегуляция, как было указано выше, - один из основных жизненных процессов, без которого невозможна гармония бытия личности. Но надо помнить, что если есть проблема, то надо принимать решения, выбирать пути ее устранения или хотя бы уменьшить трудности, не избегать ее. Надо прилагать адекватных усилий в деятельности и поведении, чтобы изменить ситуацию.

Человек - это система, которая сама себя регулирует. Психическая саморегуляция осуществляется в сочетании ее энергетических, динамических и социально-содержательных аспектов. Человек не автоматически перестраивается с одной деятельности на другую, а сознательно, учитывая при этом социальную ситуацию, важность операций, которые она выполняет, возможные результаты своих поступков и т.д. Она имеет возможность выбора, и в этом заключается его свобода воли. Обладая сознанием, личность ответственна за последствия совершенных выборов и совершенных действий. Анализ общих закономерностей саморегуляции человека обнаружил, что она зависит также от особенностей нервной деятельности, от личностных качеств и от ее привычек в организации действий, сформированных в процессе воспитания.

Личность как самоуправляемая система может осуществлять:

  • контроль за деятельностью посредством сравнения запланированной программы и выполненных действий;
  • согласование побуждений, перенастройки психической активности, координацию действий;
  • санкционирование - вызов или задержания процессов (действий, поступков);
  • усиление или ослабление активности (ускорение или замедление психической деятельности).

Что сложнее психическая деятельность, что больше преград на пути к цели, тем больше волевое усилие требуется человеку, особенно если она уставшая, чувствует внутреннюю слабость. Следовательно, усилия является важным проявлением волевой саморегуляции личности.

В центре проявлений саморегуляции личности - система «Я», который формируется под влиянием жизненных впечатлений и воспитания как центр самосознания. Как элемент психологической структуры личности, «Я» предстает как установка относительно самого себя и содержит следующие компоненты:

  • познавательный - представление о «Я-реальное» и «Я-идеальное»;
  • эмоциональный - самоуважение (самоунижение) и т.п.;
  • оцінно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать авторитет, уважение.

Самоуправления личности может быть оперативным (повседневной) и перспективным, обусловленным отдаленной целью.

В зависимости от целей, которые ставит перед собой личность, моральных качеств и особенностей волевой саморегуляции, выделяют четыре типа самоуправления:

  • морально-волевой;
  • аморально-волевой;
  • абулічний (слабый);
  • импульсивный.

Конечно, наибольшую ценность для общества составляет морально-волевой тип, волевая саморегуляция которого направлена на достижение общественно значимых целей, отвечающих высоким моральным нормам.

Личность регулирует свое поведение в зависимости от «сигналов», которые идут от окружающих (отдельных людей, групп, организаций, государства, общества). Здесь речь идет о двух потоки обратных связей - положительный, отрицательный.

Если положительный поток обратной связи подкрепляет, поощряет такое поведение личности, то негативный поток обратной связи указывает на необходимость определенных изменений. Однако личность последний связь может не принять.

Наивно было бы думать, что человек всегда стремится получить обратную связь, что она всегда готова принять, выслушать, понять информацию, которая касается результатов ее собственных действий. Принятие обратной связи селективное. По мнению И. Троупа и Е. Нетера, которые начали исследовать условия принятия обратной связи, в информации о результатах действий есть два основных аспекта:

  • диагностический,
  • оцінно-эмоциональный.

Регулирования настроения. Настроение в значительной мере обусловлен удовлетворенностью жизнью. Социальное положение, профессиональная занятость, специфика труда влияют на характеристики доминирующего настроения личности. Основным фактором детерминации особенностей настроения есть процесс самореализации личности, его успешность, полнота раскрытия потенциалов.

Поддерживают настроение также: занятие любимым делом (хобби), удача, экономия денег, отдых, симпатия сотрудников. Особенно важно доброжелательное общение с людьми, которых мы любим и которым доверяем.

Для разных возрастных групп характерна неудовлетворенная потребность в общении, что в значительной мере определяет удовлетворенность жизнью в целом. Психологическая и организационная помощь в расширении и структурировании общения, установлении межличностных связей является огромным ресурсом повышения удовлетворенности жизнью в целом. Особенно важно, что реализация помощи в этом направлении не требует значительных материальных затрат, но позволяет ожидать достаточно быстрого эффекта.

Колебания настроения - это одиночные или частые его повышение і снижение, которые в большей степени характерны для невысокого уровня настроения. Разумеется, смена настроения может иметь не только внутренние, но и внешние (изменение весомых для человека обстоятельств). Иногда тот или иной настроение можно воспринять как беспричинный, хотя на самом деле он всегда обусловлен определенными причинами.

Часто подавленное настроение возникает как эффект стрессового состояния, глубину которого субъект не всегда достаточно точно осознает. В таких ситуациях психокорекційний влияние и психологическая поддержка должны быть направлены прежде всего на преодоление стресса.

Высокая вариабельность настроения с непредвиденными изменениями характерна для лиц с пограничными расстройствами личности. У женщин вариабельность настроения повышает предменструальный синдром. Повышение уровня настроения ведет обычно к его большей устойчивости, исчезновение колебаний. Стабильность низкого уровня настроения характерна для депрессии.

Принцип распределения настроений на виды. Настроение имеет трехмерный базис: активность, тонус, чувственный тон (Куликов). Активность и тонус предопределяют чувственный тон, но от него идет и встречный влияние. Уровень благополучия в целом (не только психологического благополучия), полнота личностной гармонии, психическая устойчивость, успешность основных жизненных процессов - все это весомые факторы, которые меняют чувственный тон настроения и таким образом меняют в определенных пределах активность и тонус.

На психологическом уровне повышенная активация оказывается в ясности сознания, быстроты действий, движений и психомоторных реакций, энергичной поведении, в желании находить решения, стремлении изменить ситуацию и преодолевать трудности. В основном уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистичным отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. На шкале активации на одном полюсе - возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, а на другом - торможение, спад, снижение интенсивности и темпа.

В физиологии срок тонус (лат. tonus происходит от греч. tonos - напряженность) означает постоянную активность нервных центров, определенных тканей и органов, что обеспечивает готовность к действию. Тонус, как и активация, - стержневая характеристика состояния. На психологическом уровне состояние тонуса обозначает немного другое. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к достижению поставленных целей, активно реагировать на трудности, которые возникают, и преодолевать их. Для повышенного тонуса типичная повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженном тонусові присущие низкая работоспособность, утомляемость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на трудности.

В процессе поиска классификации доминирующих настроений были проанализированы различные возможные основания для выделения видов настроений. Основой классификации есть две характеристики личности (два базовые измерения бытия личности): величина активности личности и величина актуальных ресурсов. По-другому эти характеристики можно назвать так: одну - сила стремлений к достижению жизненных целей, к изменению ситуации, а другую - возможности личности для осуществления желаемого. Соотношение выраженности этих двух измерений и является основанием для классификации настроения.

Описание видов настроений.

Благополучный настроение. Это настроение за повышенного тонуса и активности, с акцентом на повышенном тонусе. Акцент означает, что показатели тонуса - высокие.

Людей с благополучным настроением мало волнуют причины дискомфорта, вызванные дисгармонией личности (беспокойство, вызванное внутренне-личностными конфликтами, трудности с возможностью самовыражения, чувство одиночества, отсутствия активности, энергии). В значительной степени это результат выраженных стремлений налаживать хорошие межличностные взаимоотношения, соответствовать социальным нормам поведения, выполнять деятельность, полезную для других.

Вдохновленный настроение. Это настроение за повышенного тонуса и активности, с акцентом на повышенной активности. Акцент означает, что показатели тонуса выше показателей активности.

Различия в уровне настроения между первым и вторым видами очень малы - меньше, чем между вторым и другим видам, пронумерованы в порядке снижения уровня настроения. Для обоих видов характерна повышенная интенсивность активационных чувств.

Вдохновленный настроение присущ людям с более полным характером сложившихся межличностных взаимоотношений, довольных социальным «Я» своей личности.

Людей с этим видом настроения мало что беспокоит. Совокупность представленных характеристик воодушевленного настроения позволяет оценивать его как самый благоприятный (из семи обсуждаемых видов) в аспекте психической устойчивости, поскольку он имеет малую вероятность снижения психического здоровья.

Созерцательное настроение. Это настроение за повышенного тонуса и пониженной активности. Это настроение успокоения, инертности.

В этом виде настроения по сравнению с первыми двумя значительно снижен индекс чувств - он существенно ниже среднего уровня для всех видов настроения. Эта величина показывает уменьшение разницы между силой активационных и оценочных чувств - повышение интенсивности оценочных чувств и, что более заметно, ослабление активационных чувств.

Для этого вида настроения наиболее характерно беспокойство финансовой надежностью, а также проблемами с покупками. Его репрезентанты наименее озабочены проблемами общения с сотрудниками и столкновениями с начальством, что является продолжением доминирующей в этом настроении успокоенности.

Итак, в созерцательном настроении сохранения эмоционального тона на среднем уровне происходит за счет относительно малой эмоциональной чувствительности и пониженного уровня притязания.

Синтонний настроение. Это настроение по среднего уровня тонуса и активности. Синтонний настроение - это нулевая форма настроения по параметрам активности и тонуса. Нулевая - в смысле промежуточная между повышенными и пониженными значениями. В ней нет акцента на активности, которая есть в деятельном и вдохновенном настроениях, и нет акцента на покое («успокоенности»), что есть в созерцательном и унылой. Он уравновешен в этом аспекте. В нем также нет подъема сил, увеличение ресурсов, но, с другой стороны, нет и упадка сил, истощения ресурсов. Это тот ноль, что в повседневном языке называют «ни много ни мало». Нулевая форма - это акцент на принятие событий, которые происходят с самим собой и с миром. В принятии нет азарта и увлеченности, настойчивости, нет и удовлетворенности, которые есть в благополучном, одухотворенной и, хотя и в меньшей степени, также в созерцательном настроении.

Синтонному настроения свойственна приглушенность чувств, у него наименьшая интенсивность большинства рассмотренных нами чувств.

Он случается в личностей, вполне довольных собой, но мало довольных жизненными обстоятельствами. По уровню эмоционального тона и силой отдельных групп чувств это настроение очень близок к созерцательному, их отличает механизм поддержания настроения: инертность и пониженный уровень притязаний в созерцательном; уравновешенность, уверенность в себе и своих успехах за синтонного настроения. Эти качества позволяют хранить настроение на весьма посредственном уровне за достаточно острой неудовлетворенности многими важными аспектами.

  • Деятельный настрой.

Синонимы - жизнерадостный, беспокойный, оживленный, азартный настроение. Это настроение за пониженного тонуса и повышенной активности. Для этого вида настроения характерный мотив старания. За пониженного тонуса и несколько пониженных шкальных оценок эмоционального тона (но достаточно близких к средним нормативной выборки) этому виду настроения присущ в целом благоприятный эмоциональный тон. Это видно по достаточно высоким индексом чувств. Если активность в этих двух видах поддерживается бодростью, то в деятельном настроения ее (бодрость) инициируют эмоциональная увлеченность, азарт и, вероятно, еще чаще тревога - тревога невыполнение задуманного, тревога несоответствия принятому стилю, желаемому уровню. Активационные чувства (бодрость, радость, азарт) достаточно сильны, чувство гнева и страха - слабые, малая интенсивность большинства оценочных чувств, исключение составляет лишь чувство стыда - оно обостренное.

Итак, деятельное отношение и уверенность в будущем успехе, несмотря на пониженный тонус, позволяют хранить в целом благоприятное настроение. Больше всего вызывает дисгармонию в частности перегруженность делами, что приводит к чрезмерной усталости.

  • Унылый настроение. Синонимы: угрюмый, тоскливое настроение, меланхолия. Это настроение за пониженного тонуса и активности, с акцентом на снижение активности. Акцент означает, что показатели активности ниже показателей тонуса.

В случае разочарования худший из семи видов настроения индекс чувств - самые слабые чувства бодрости, радости и азарта, самые сильные - оценочные чувства, особенно стыд, печаль, безразличие.

Значительно больше людей в случае унылого настроения страдают от раскаяния по поводу прежних решений, меньше других их волнуют трудности с возможностью выразить себя, их внешний вид.

Они легко впадают в состояние уныния, ранимы и уязвимы, часто сосредоточены на своих недостатках и проблемах. Перечисленные выше акцентуации личности, которые оказываются нередко вызывают такие переживания.

Для лиц этой категории характерный пессимизм, низкая активность, понижен уровень притязаний, трудности в принятии решений, трудности в самореализации, повышенная підкорюваність, избегание широких контактов и новых социальных ролей. В своем «Я-желаемом» они хотели бы видеть менее выраженными такие качества, как неуверенность в себе, застенчивость, склонность к самообвинению.

  • Раздраженное настроение. Синонимы - дисфоричний, раздражительный настроение. Это настроение за пониженного тонуса и активности, с акцентом на снижение тонуса. Он имеет самый неблагоприятный эмоциональный тон.

В этом виде настроения особенно интенсивные чувства гнева и страха, сильные также чувство растерянности и вины. Раздраженное настроение имеет самый высокий средний суммарный балл за всеми чувствами. Именно ему могли бы подойти названия «возбужденный» или «ажитований».

Для лиц с раздраженным настроением характерны: низкая оценка своей личностной успешности, ожидания низких оценок со стороны других. В случае доминирования этого настроения больше, чем в других видах, неблагополучие в межличностных взаимоотношениях, ролевого нагрузки, внутренней дисгармонии, социально-бытовых трудностей. Особенно большая неудовлетворенность своей работой, очень волнуют проблемы в общении с сотрудниками, проблемы с сексуальным партнером, размышления о смысле жизни, внутренне-личностные конфликты.

Раздраженное настроение чаще всего бывает у людей, которые не уверены в себе, недовольные своим положением в мікрогрупі, чувствительных к критике в свой адрес, которые слишком зависят от окружения. Своей недоверчивостью, настороженностью, неконформністю они укрепляют почву для межличностных конфликтов, усиливают напряженность и создают свою отгороженность в межличностных связях. Они чувствуют в себе недостаток таких качеств, как способность к лидерству, настойчивость в достижении цели, спонтанная самореализация, быстрое принятие решений. Конформное поведение чаще всего вызвана опасениями неудачи.

Раздраженное настроение наиболее неупорядоченный из всех семи видов настраиваю.

 

Литература

1.  Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2.  Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.

3.  Бернс Г. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

4.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

5.  Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

6.  Гройсман А. Психология. Личность. Творчество. - М., 1993.

7.  Князев Я. Ключ к самосозиданию. - М., 1990.

8.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т.]; Т.1: Теоретико-методологические проблемы генетической психологии. - К.: Форум, 2002.

9.  Мартынюк Е.М. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности / / Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. - С. 28-30.

10.  Маслоу А. Самоактуализация личности и образования: пер. с анл. - Киев, Донецк: Ин-т психологии АПН Украины, 1994.

11.  Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

12.  Морсанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 1998.

13.  Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М., 1986.

14.  Пейсахов Н.М. Саморегуляция типологические свойства нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1994.

15.  Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

16. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

17.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Разум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2004.

18. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979.

19.  Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

20.  Фрейдмен Д., Фрейгер Г. Личность и личностный рост. - М., 1992.

21.  Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. / Пер. С англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

22.  Шевандрин Н.Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.



Назад