Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

40.3. Активизация саногенного потенциала в тяжелых жизненных условиях


Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении трудных жизненных ситуаций является увеличение возможных способов преодоления путем стимулирования самостоятельности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляют ощущение беспомощности, которые мотивируют поведение риска.

Самостоятельность (в англоязычной литературе - self empowerment) - достижения личной автономии путем выработки и применения жизненных навыков, которые имеют отношение к здоровью. Самостоятельность - это процесс, направленный на восстановление способности принимать решения и внушения людям веры в их автономность, а также овладение навыками для принятия решений, связанных с их собственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность является одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.

Итак, к саногенного потенциала входит много составляющих, которые можно разделить на три группы. К первой группы принадлежат те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окружением (широким и в ближайшее), и обусловлены условиями и образом жизни, профессии. Все это не может быть объектом психогигиенических акций, это значительно шире психогігієну и как практику, и как теорию. К второй группы можно отнести те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта в результате совместной работы со специалистом: психологом, психотерапевтом, врачом или педагогом. Эти качества он приобретает на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения психологической устойчивости (Куликов), повышение коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг асертивності), в других формах индивидуальной и групповой работы.

Разумеется, конкретный набор форм психологической помощи обусловлен индивидуальностью человека и спецификой ее жизненной ситуации. Это и определяет, что именно необходимо субъекту для повышения психологической устойчивости, для продвижения к гармонии. Например, такой вектор психологической и психогигиенической помощи может быть задан ее принадлежностью к той или иной группе риска.

К третьей группы принадлежат те протективні качества, которые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отношение к действительности - к обществу, событий, людей и их поступков, к себе, своих плюсов и минусов. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регулировать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который больше всего отвечает индивидуальности, дает возможность жить здоровым и благополучным жизнью. К предмета личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.

Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. У каждого человека есть потребность и способность изменять себя, творить, раскрывать свои способности. И то, и другое не исчезает в случае неблагоприятных условий развития, многих нарушений и недостатков. Реализовать себя - значит открыть свои способности и реализовать их. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя. Начальные знания психологии необходимые каждому современному человеку. Недооценка самопознания, незнание своей индивидуальности делает человека более уязвимым к стрессу, снижает ее стойкость в преодолении жизненных кризисов.

Необходимо отметить, что в случае чрезмерного погружение в себя совершенствование личности становится главной целью жизни (совершенствование ради совершенствования). Полноценное развитие личности непременно предполагает (пусть небольшие) шаги в освоении выбранной профессии, в погружении в окружающий мир природы и людей, в конкретной помощи людям, в чем-нибудь, что могут оценить как другие достижения.

Отношение к действительности. К факторам, которые осуществляют саногенное влияние на личность, относятся:

  • уверенность, независимость во взаимоотношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
  • чувство общности (в адлерівському смысле), ощущение социальной принадлежности;
  • статус в группе и социуме, который удовлетворяет, устойчивые межличностные роли;
  • согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.

Для активизации этих сил на помощь саногенному потенциалу совсем нет простых советов и рекомендаций.

Отношение к действительности можно рассматривать как совокупность установок в различных ее аспектов. Установка - это склонность определенным образом интерпретировать и оценивать воспринято, готовность к определенного вида поведения. Избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности. Рассмотрим наиболее частые негативные установки.

Большой вред душевному здоровью наносят размышления о несовершенстве мира. На самом деле мир иногда становится таким в глазах некоторых из нас. В целом оценить преимущество чего-либо можно только в сравнении. Мир одновременно и несовершенен, и совершенный.

Сравнивая свой образ жизни с образом жизни других людей, мы часто видим в последнем прежде всего плюсы. Видеть недостатки и не замечать преимуществ тех условий, в которых живешь, - довольно распространенная жизненная позиция. Тем временем в реальном мире ни один сад не может иметь четырех южных сторон - солнечная сторона всегда только одна. Все имеет свою солнечную и теневой стороны.

Много расстройств являются болезнями образа жизни, но не только человека. Важное направление мыслей, стиль ощущений и переживаний, стиль отношение к жизни - понятие достаточно емкое. В нем объединены основные позиции личности и установки на ту или иную активность, на определенное поведение. Чувства и переживания, которые оздоравливают или вредят здоровью, связанные с тем, во что человек верит, чего ожидает от жизни, как готовится это воспринимать.

Большое значение для формирования настроения имеют субъективные факторы. Можно вспомнить очень точное наблюдение Ф. Ларошфуко: «Мы никогда не бываем ни такими счастливыми, ни такими несчастными, как это представляем».

Осмысленность бытия. Виктор Франкл видел много мудрости в словах Ницше: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как». Страдания перестает быть страданием в тот момент, когда мы находим в нем смысл - например, содержание жертвенности.

Отсутствие или потеря смысла жизни компенсируется стремлением к власти, в том числе в найпримітивнішій форме - желание денег. Неумеренное желание удовольствий, секса, алкоголя, юношеская преступность также часто обусловлены этой неудовлетворенной потребностью.

Смысл жизни невозможно ни услышать, ни увидеть. Настойчиво вкладывать свои силы в какую-нибудь дело, хотя бы интуитивно не чувствуя своего смысла жизни, невозможно. Мы не выбираем смысл нашего существования с «общественности имеющихся». Иногда мы его ощущаем непосредственно, не испытывая желания анализировать, что он собой представляет. Его можно осознать умом после долгих размышлений, можно найти в любви к близкому человеку или создать своим трудом. В любом случае, чтобы найти смысл жизни, мы тратим усилия.

Никакие вещи не могут заменить смысл жизни. Они могут отвлечь от его поисков на некоторое время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчиво, тем он и опасен. Нечто может измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смысле жизни может стать довольно остро. Если человек не имеет собственного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае обречена на неудачу. Денег, вещей, вкусной еды, алкоголя... надолго не хватает. Оказывается разной степени осознанное чувство собственной неполноценности, неудовлетворенности собой и жизнью. Обязательное условие для осознания смысла жизни - это принадлежность к чему большему, чем ты сам.

Смыслом жизни невозможно поделиться с кем-нибудь. Для одних важнее понимать, в чем смысл жизни, рассуждать о нем. Для других главное - чувствовать его, чувствовать, переживать. Для влюбленных поиск смысла жизни неактуален, поскольку жизнь настолько чувственно ощутимое, что сомневаться в его целесообразности нет причин и желания. Погруженная в материнские заботы женщина переживает смысл жизни непосредственно, отнюдь не всегда чувствуя потребность рассуждать о нем. Для кого смысл жизни - в его произведениях, изготовленных вещах, построенных домах, дорогах, кораблях, самолетах, выращенному хлебе. Результат труда для них - реализация и самовыражения.

Чаще всего смысл жизни теряется, когда возникают непреодолимые препятствия на пути к самореализации. Оценка препятствий всегда субъективна. Трудности могут показаться непреодолимыми, как в случае слабости инстинктивного стремления к самореализации, так и в случае объективно тяжелых обстоятельств.

На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них, что оценивают как психологическую цену усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается; размывается и часть смысла жизни, что была связана с трудно достижимыми целями. Приближение к целей должно подпитываться удовольствием от достигнутого. Только некоторые люди с сильными стремлениями способны энергично продвигаться вперед к далеких целей, не теряя уверенности в себе. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

Духовная неразвитость, исчезновение далеких целей, сужение интересов ведет к деградации личности, делает неактуальной потребность в смысле жизни.

Особенности саморегулирования саногенного потенциала в сложных жизненных условиях:

  • Научиться находить время для саморазвития, замечать каждый, даже небольшой шаг в своем развитии. Испытывать радость от каждого успешно сделанного шага и переживать его. И обучение, и самообучения происходит успешнее, если оно приносит радость.
  • Уметь относиться к происходящему философски, видеть разные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, сбоку.
  • Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора. Маршал Жуков высоко ценил юмор и считал, что он оказывает огромную помощь в преодолении жизненных невзгод. После войны он хорошо отзывался о имеющуюся в американской армии практику: вместе с пайком солдату для поднятия духа давали сборник анекдотов.

Согласно исследованиям английского психотерапевта Роберта Холдена, смех имеет многогранное положительное влияние на психику и организм человека. Он стимулирует все важнейшие органы, подобно лечебного массажа. Одна минута смеха равноценная 45 минутам физических упражнений со снятия напряжения. Смех снижает кровяное давление, улучшает кровообращение, облегчает дыхание, способствует удалению из организма стрессовых гормонов, укрепляет иммунную систему. Он делает человека менее восприимчивым к боли.

  • Хранить самую ценную способность испытывать удовольствие даже от небольшой сегодняшней радости. Не стоит надолго оставаться в воспоминаниях о прошлом. Работая на будущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будущего без настоящего. Способность оценивать удовольствие сегодня - бесценна. Не умея уделять должного внимания небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большой радости.
  • Не терять оптимизма, позитивного восприятия событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредотачиваемся на чем-нибудь перспективном, на путях решения проблем, способах преодоления трудностей, а не на глухих углах. Положительное настройки необходимо и в межличностных взаимоотношениях. Необходимо пытаться увидеть в людях достоинства и больше обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом. Большинство людей ответит тем же. Из глубины веков пришла к нам совет о том, как относиться к проблемам. Все проблемы делятся на два вида: те, которые вы в состоянии решить, и те, с которыми вы ничего поделать не можете. Первые надо решать, не переживая о том, что их надо решать. Со вторыми еще проще - их не надо решать и поэтому не стоит через них расстраиваться. Считают, что это фрагмент из молитвы св. Франциска, который просил Бога, чтобы у него хватило мудрости различать проблемы и хватило сил разрешить те проблемы, которые можно решить.
  • Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и не наступить.
  • Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его. Что чаще всего мешает нам достигать успеха и чувствовать радость достижения? Мы забываем: а) о необходимости планировать работу; б) разделять цели на ближайшие, отдаленные и далекие, планировать и те, и другие; в) правильно ставить цели - четче формулировать критерии, с помощью которых можно сделать однозначный вывод: достигнута цель или нет.

Необходимо нацелиться на поиск своих главных способностей. Потраченные на поиск усилия будут вознаграждены.

 

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.

3. Бернс Г. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

4. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

5. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

6. Гройсман А. Психология. Личность. Творчество. - М., 1993.

7. Князев Я. Ключ к самосозиданию. - М., 1990.

8. Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т.]; Т.1: Теоретико-методологические проблемы генетической психологии. - К.: Форум, 2002.

9. Мартынюк Э.И. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности / / Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. - С. 28-30.

10. Маслоу А. Самоактуализация личности и образования: пер. с англ. - Киев, Донецк: Ин-т психологии АПН Украины, 1994.

11. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

12. Морсанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 1998.

13. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М., 1986.

14. Пейсахов Н.М. Саморегуляция типологические свойства нервной системы. - Казань: Изд-во Котел, ун-та, 1994.

15. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

16. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Разум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2004.

18. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979.

19. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

20. Фрейдмен Д., Фрейгер Г. Личность и личностный рост. - М., 1992.

21. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. / Пер. с англ. - СПб.: Прайм-ЭВ-РОЗНАК, 2004.

22. Шевандрин Н.Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.



Назад