Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

41.2. Типы кризисов личности


Кризиса личности в психологии рассматривают давно, однако они еще не стали предметом глубоких и длительных исследований. Вследствие этого в психологии есть разные взгляды на кризиса, присущие жизненном пути личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации.

На наш взгляд, все кризисы личности, которые встречаются на ее жизненном пути, можно разделить на:

  • кризисы психического развития;
  • возрастные кризисы;
  • кризиса невротического характера;
  • профессиональные кризиса;
  • критически-смысловые кризиса;
  • жизненные кризисы.

По силе воздействия на психику можно условно выделить три ступени кризиса: этажное, углубленной и глубокое.

Этажное кризис проявляется в росте беспокойства, тревоги, раздражения, несдержанности, недовольства собой, своими действиями, планами, взаимоотношениями с окружающими. Чувствуется растерянность, напряженность ожидания злополучного развития событий. Возникает безразличие ко всему, что волновало, теряются некогда устойчивые интересы, сужается их спектр. Апатия непосредственно влияет на снижение работоспособности.

Углубленная кризис проявляется в чувстве бессилия перед тем, что происходит. Все падает из рук, теряется возможность контролировать события. Все вокруг только раздражает, особенно ближайшие, которые должны терпеть вспышки гнева и раскаяния. Деятельность, которая всегда была легкой, теперь требует значительных усилий. Человек устает, становится печальной, пессимистично воспринимает мир. В ней нарушаются сон, аппетит. В зависимости от индивидуальных особенностей могут возникнуть агрессивные реакции. Все эти симптомы усложняют контакты, сужают круг общения, способствуют росту отчужденности. Собственное будущее вызывает все более серьезные опасения, человек не знает, как ей жить дальше.

Глубинная кризис сопровождается чувством безнадежности, разочарование в себе и других. Человек остро переживает собственную неполноценность, никчемности, ненужности. Впадает в состояние отчаяния, которое сменяется апатией или чувством враждебности. Поведение теряет гибкость, становится ригідною. Человек уже не в состоянии спонтанно проявлять свои чувства, быть непосредственным и креативной. Она углубляется в себя, изолируется от родных и знакомых. Все, что ее окружает, кажется нереальным, ненастоящим. Смысл существования теряется.

Каждый кризис - это всегда несвобода, она обязательно становится временным препятствием в развитии, самореализации. Иногда кризис содержит реальную угрозу существованию, полноценному бытию. Привычный образ жизни распадается, необходимыми становятся выход в иную реальность, поиск новой стратегии решения драматической коллизии.

Кризисное поведение поражает своей прямолинейностью. Человек теряет способность видеть оттенки, все для нее становится черно-белым, контрастным, сам мир представляется очень опасным, хаотичным, неубедительным. Окружающая действительность для человека разрушается. Если ближайший друг выражает сомнения относительно поведения человека, которая переживает кризис, она может моментально перечеркнуть свои многолетние отношения с ним, приняв его колебания как предательство.

В опасном мире нужно быть очень внимательным - считает тот, кто попал в драматические жизненные обстоятельства, и поэтому он становится міфологізатором, пытаясь трактовать каждую мелочь как знак, предвещающий о дальнейших событиях. Растет вера в судьбу, Бога, карму, космический разум. Невозможность взять на себя ответственность толкает к перекладывание бремени на кого другого - умнее, более мощного, непонятного и таинственного.

Отношение ко времени изменяется таким образом, что прошлое и будущее человек перестает связывать друг с другом. То, что пережитое, кажется ненужным, прежние планы кажутся нереальными, невыполнимыми. Течение времени становится неуправляемым, возбуждает тревожность, удручает. Жить настоящим становится практически невозможно, поскольку человек не в состоянии адекватно воспринимать то, что ее окружает. Внутренний мир все больше отстраняется от внешнего, и человек остается в плену собственных иллюзий, невротических преувеличений, параноидальных мыслей.

Обобщая симптомы кризисного состояния, можно выделить следующие показатели: 1) снижение адаптированности поведения; 2) падение уровня самосприймання; 3) примитивизация саморегуляции.

Причиной кризисов является критические события. Критические события - это поворотные моменты индивидуальной жизни человека, сопровождающиеся значительными эмоциональными переживаниями. Все профессионально обусловленные критические события можно разделить на три группы:

  • нормативные, обусловлены логикой профессионального становления и жизни человека: окончание школы, поступление в профессиональных учебных заведений, создание семьи, трудоустройство и т.п.;
  • ненормативные, для которых характерны случайные или неблагоприятные обстоятельства: неудача во время вступления в профессиональной школы, вынужденное увольнение с работы, распад семьи и др.;
  • экстраординарные (сверхнормативные), которые происходят в результате проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности: самостоятельное прекращения обучения, инновационная инициатива, смена профессии, добровольное принятие на себя ответственности и т.д.

Критические события могут иметь две модальности: положительную и отрицательную. Модальность событий определяется способами эмоционального реагирования на изменение жизненных, профессиональных обстоятельств и трудности. И само событие для двух людей может иметь противоположную модальность. События положительной модальности назовем эпическими, негативной - инцидентами.

Неблагоприятные обстоятельства знакомы каждому, социальных стрессов сегодня многовато. Однако различные индивиды переживают одинаковые экстремальные ситуации по-разному. Даже и сам человек, что в прошлом году воспринимала любую неприятность довольно легко, теперь может переживать подобную коллизию как личную катастрофу. Интенсивность социальных катаклизмов для каждого человека разная - в зависимости от опыта, закаленности относительно испытаний, общего пессимистического и оптимистического взгляда на жизнь.

Ни войны, ни репрессии, ни экологические или экономические кризисы не могут быть решающими толчками, провоцирующие возникновение жизненного кризиса. В то же время почти незаметные снаружи события - предательство близкого человека, клевету, недоразумение - могут подтолкнуть к жизненного нокаута. Мир человека сочетает внешнее и внутреннее в неразрывную целостность, именно поэтому невозможно определить, внутри или снаружи следует искать причины каждого кризиса.

В повседневной жизни тоже случаются ситуации с неопределенным будущим. Человек, который страдает, не предусматривает реального завершения тяжелых, мучительных обстоятельствах. Опасная болезнь, которая сваливается на человека или ее родных, также является испытанием с неопределенным будущим. Развод, распад семьи невозможно не воспринимать как сужение перспективы, невозможность прогнозировать дальнейшее существование. Ведущим становится чувство нереальности происходящего, несвязанности настоящего с прошлым и будущим. А еще практически каждый человек переживает смерть родных - тех, без кого, собственно, жизнь теряет краски, опустошается.

Жизнь имеет определенные этапы, которые всегда чем отличаются друг от друга. Каждый век с его началом и концом в конце концов проходит. Человек непрерывно прогрессирует и, как моллюск, ломает оболочку. Состояние, которое длится от времени излома оболочки к образованию новой, переживается как кризисное.

О двадцатилетних говорят, что они пытаются найти свое дело; тридцатилетние стремятся достичь определенных высот на выбранной жизненной ниве; сорокалетние хотят как можно дальше продвинуться вперед; пятидесятилетние - закрепиться на своих позициях; шестидесятилетние - маневрировать, чтобы достойно уступить место.

Описана кризис выявляет черту, водораздел между возрастными периодами - детством и юностью, молодостью и зрелым возрастом. Такая кризис - прогрессивное явление, без нее нельзя представить себе развитие личности. Человек и его окружение совсем не обязательно ее болезненно воспринимают, хотя такое тоже нередко случается.

Известно, что кризис развития (нормальная или прогрессивная кризис) никогда не возникает без напряженности, тревоги, депрессивных симптомов. Временно эти неприятные эмоциональные коррелят кризисного состояния усиливаются, готовя почву для нового - более стабильного, более гармоничного этапа. Такой кризис, ссылаясь на исследования Е. Эриксона, называют также нормативной, то есть такой, который существует в пределах нормы. Подчеркивая непродолжительное, непатологічний характер возрастных расстройств, которые сопровождают этот кризис, Д. Оффер, и Д. Олдгам обозначают ее как «заміщання».

В психологической литературе можно найти немало терминов, которые характеризуют людей, которые взрослеют почти бесконфликтно. Это и «эмоционально здоровы», и «компетентные», то есть юноши и девушки, которые имеют высокие показатели академической успеваемости, довольно неплохо общаются с ровесниками, участвуют в социальном взаимодействии, придерживаются общепринятых норм. Действительно, индивидуальные варианты протекания кризиса в значительной мере зависят от врожденных конституционных особенностей и нервной системы.

Социальные условия также имеют непосредственное влияние на особенности возрастного кризиса. В частности, в общеизвестных научных работах М. Мид на эмпирическом материале доказано, что бескризисным может быть даже подростковый возраст, который исследовательница изучала на островах Самоа и Новая Гвинея. Взаимоотношения подростков с взрослыми состоят там таким образом, что никаких проблем не возникает. М. Мид считает, что экономически развитое общество создает целый ряд условий, которые провоцируют возрастные кризисы, усложняют социализацию. Это и быстрый темп социальных изменений, и противоречия между семьей и обществом, и отсутствие необходимой системы инициаций.

Главный симптом приближения нормальной кризиса - это психическое насыщения ведущей деятельностью. Например, в дошкольном возрасте такой деятельностью является игра, в младшем школьном возрасте - обучение, в подростковом - интимно-личностное общение. Именно ведущая деятельность обеспечивает возможности дальнейшего развития, и если возрастную детермінанту исчерпан, если в пределах имеющейся ведущей деятельности уже не создаются благоприятные условия для роста, кризис становится неизбежной.

Относительно аномального (регрессивной) кризиса, то она не связана с завершением определенного этапа психического развития. Она возникает в сложных жизненных обстоятельствах, когда человеку приходится переживать события, которые внезапно меняют ее судьбу. Неурядицы в профессиональной деятельности, общении, семейных взаимоотношениях, особенно если они совпадают с периодом общего неудовлетворенности собственной жизнью, человек может воспринимать как катастрофу, что вызывает устойчивые эмоциональные расстройства. Даже незначительная неприятность становится толчком для развертывания кризисного состояния. Поэтому так важно знать уровень так называемого «биографического стресса» в личности, количество негативных событий, которые возникали в течение последнего месяца, года и т.д.

Сложные жизненные ситуации можно определить как такие, что требуют от человека действия, которые превосходят ее адаптивные возможности и ресурсы. Личность и событие очень тесно связаны между собой, поэтому индивидуальная жизненная история непосредственно влияет на восприятие драматических коллизий. Вечные неприятности (срок Г. Лазарус) тоже могут влиять на возникновение аномального кризиса, если их возникает слишком много, а человек уже находится в депрессивном состоянии.

Анормативна кризис разрушает не только деятельность, которая уже не является ведущей. Она может заторкувати также деятельности в отношении незрелые, не совсем освоены. В целом негативная фаза такого кризиса, когда идет процесс разрушения старого, отжившего, может быть достаточно продолжительным, что мешает возникновению конструктивных преобразований.

Кризисы психического развития. В отечественной психологии большое значение придавали исследованию кризисов психического развития. Изучение трудов отечественных психологов показывает, что в исследовании того самого психологического явления используют различные сроки. Употребляют как синонимы понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, которые инициируют кризиса.

В обобщающей статьи К.М. Поливановой о кризисы психического развития детей убедительно доказано, что ведущими факторами кризисов детства является изменение социальной ситуации развития, перестройка системы взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности.

Кризисные явления развиваются в определенные относительно короткие периоды. Но их никак не инициирует возраст. Возраст - лишь фон, на котором проявляется кризис, главное - перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность меняются и за пределами детского возраста.

Итак, кризисы психического развития - это переход от одной стадии развития к другой, для которой характерно изменение социальной ситуации, смена ведущей деятельности и возникновения психологических новообразований.

С 14-16 лет смена ведущей деятельности и социальной ситуации и дальше инициирует возникновение кризисов психического развития. Поскольку ведущей деятельностью взрослого человека становится учебно-профессиональная и профессиональная, оправданно называть эти кардинальные изменения кризисами профессионального развития личности. Решающее значение в возникновении этих кризисов принадлежит изменении и перестройке ведущей деятельности. Разновидностью профессиональных кризисов является творческие кризисы, обусловленные творческой неудачей, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризиса крайне тяжелые для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

Возрастные кризисы. Правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, что детерминирует возрастные кризисы. Эти кризиса относятся к нормативным процессов, необходимых для нормального поступательного процесса личностного развития.

В психологии обстоятельно исследованы кризиса детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3-х лет, кризис 6-7 лет и подростковый кризис 10-12 лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, T.B. Драгунова, Д.Б. Эльконин и др.). Форма, продолжительность и острота переживания кризисов заметно отличаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.

Кризиса детства возникают во время перехода детей на новый возрастной степень и связаны они с решением время острых противоречий между сложившимися в них особенностями взаимоотношений с окружающими, а также с вековыми физическими и психологическими возможностями и стремлениями. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности - характерные поведенческие реакции детей в период кризиса.

Е. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения - кризис, порожденный конфликтом развития «Я»-личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда в нее вызревают те или другие свойства личности, она сталкивается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ней как человеком определенного возраста. «Каждая следующая стадия... является потенциальной кризисом в результате радикального изменения перспективы. Слово «кризис»... предприняты в контексте представлений о развитии, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и увеличенных потенций».

Жизненный путь Э. Эриксон разделил на восемь стадий. Согласно выделенных возрастных этапов он обосновал основные кризиса психо-социального развития (рис. 41.1).

Стадия

Психосоциальное развитие

Сильный аспект личности

Детство

(0-1 год)

Основная вера и надежда против основной безысходности (доверие - недоверие).

Надежда

Раннее детство

(1-3 года)

Самостоятельность против чувства вины и страха осуждения (самостоятельность - стыд, сомнение)

Сила воли

Возраст игры

(3-6 лет)

Личная инициатива против чувства вины и страха осуждения (инициативность - чувство вины)

Целеустремленность

Младший школьный возраст

(6-12 лет)

Предприимчивость против чувство неполноценности (трудолюбие - чувство неполноценности)

Компетентность

Подростковый возраст - ранняя юность

(12-19 лет)

Идентичность против смешения идентичности (егоідентичність - ролевое смешение)

Верность

Юность

(20-25 лет)

Интимность против изоляции (интимность - изоляция)

Любовь

Взрослость

(26-64 лет)

Производительность против застоя, увлеченность собой (производительность - застой)

Забота

Старость

(65 лет-смерть)

Целостность, универсальность против отчаяния (егоінтеграція - отчаяние)

Мудрость

Рис.41.1. Стадии психо-социального развития (по Е. Эриксоном).

Основанием периодизации кризисов психо-социального развития в Е. Эриксона есть понятие «идентичность» и «самоидентичность». Потребность быть самим собой в глазах значимых других и в собственных глазах определяет движущие силы развития, а противоречия между идентичностью и самоидентичностью предопределяют кризиса и направление развития на каждом возрастном этапе.

Кризиса невротического характера предопределяют внутренне-личностные изменения: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции - все то, что порождает внутренний конфликт, несогласованность психологической целостности. Они традиционно является предметом исследования фройдистів, неофройдистів и других психоаналитических школ.

Профессиональные кризиса. Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризиса можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются во время перехода от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы проходят, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции готовят смену способов выполнения деятельности, предопределяют изменения взаимоотношений с окружающими, а иногда - к смене профессии.

Подробнее рассмотрим факторы, которые детерминируют кризиса профессионального развития. Как детерминанты можно трактовать постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. На стадии первичной профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирования ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности. Личность должна сделать профессиональный поступок, выявить сверхнормативная активность или смириться. Сверхнормативная профессиональная активность может оказаться во время перехода на новый образовательно-квалификационный или творческий уровень выполнения деятельности.

Другим фактором, который инициирует кризисы профессионального становления, может стать повышенная социально-профессиональная активность личности в результате ее недовольства своим социальным и профессионально-образовательным статусом. Социально-психологическая направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность нередко приводят к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, путей ее совершенствования, а также к смене профессии или места работы.

Факторами, которые порождают профессиональные кризиса, могут быть социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительства и т.д.

Также факторами, которые вызывают кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и др.

Профессиональные кризиса нередко возникают во время вступления в новую должность, участия в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.

Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглиненість профессиональной деятельностью. Канадский психолог Барбара Киллинджер в книге «Трудоголики, респектабельные наркоманы» отмечает, что специалисты, одержимы работой как средством достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость в отношениях.

Кризисы профессионального развития могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена места жительства; перерыв в работе, связанная с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и др.). Кризисные явления нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. Иногда бывают кризисные явления в условиях высшего уровня профессиональной компетентности, чем нужно для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов: передкритичну, собственно критическую и посткритичну. По его мнению, в первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритичній его решают путем создания новой социальной ситуации развития.

Основываясь на этих положениях, можно анализировать кризиса профессионального развития личности.

  • Предкритическая фаза оказывается в недовольства существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Это недовольство человек не всегда четко осознает, но оказывается она в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольны организацией, оплатой труда, руководителями и т.д.
  • Для критической фазы характерная осознанная недовольство реальной профессиональной ситуацией. Человек строит варианты ее изменения, рассматривает сценарии дальнейшего профессионального жизни, чувствует усиление психической напряженности. Противоречия обостряются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.

Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности: а) мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, потерей перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций; б) когнітивно-действенный, детерминированный недовольством, содержанию и способам воплощение учебно-профессиональной и профессиональной деятельности; в) поведенческий, вызванный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.д.

Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализу своих возможностей и способностей.

  • Решения конфликта приводит в состояние кризиса посткритичної фазы. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер.

Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смене места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности сверхнормативной профессиональной активности, совершение поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.

Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приведет к профессиональной стагнации, равнодушия и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельностью: в быту, различных хобби, садоводстве и т.д.

Деструктивные последствия кризисов оказываются в моральной деградации, профессиональной апатии, пьянстве, праздности.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой порождает также нормативные кризисные явления.

Определяют такие стадии профессионального становления личности:

  • оптація - формирование профессиональных намерений;
  • профессиональное образование и поведение;
  • профессиональная адаптация;
  • первичная и вторичная профессионализация: первичная профессионализация - до 3-5 лет работы, вторичная профессионализация - высококачественное и продуктивное выполнение деятельности;
  • мастерство - высокопроизводительная, творческая, инновационная деятельность.

На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений меняется мотивация. Обучение в старших классах приобретает профессионально ориентированного характера, а в профессиональных учебных заведениях оно имеет четкую учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности учебно-познавательной на учебно-профессиональную. Кардинально меняется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и настоящего, реального что приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.

Переживания кризиса, рефлексия своих возможностей предопределяют коррекцию профессиональных намерений. Происходят также коррективы «Я-концепции», которая сформировалась до этого возраста.

Деструктивный путь разрешения кризиса приводит к ситуативному выбора профессиональной подготовки или профессии, выпадение из нормальной социальной сферы.

На стадии профессиональной подготовки много учеников и студентов переживают разочарование в профессии, которую получают. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, снижается интерес к обучению. В кризис профессионального выбора. Как правило, она четко проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Кроме редких исключений, этот кризис преодолевается изменением учебной мотивации на социально-профессиональную. Ежегодно профессиональная направленность учебных дисциплин увеличивается, и это снижает недовольство.

Итак, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на этой стадии не доходит до критической фазы, когда конфликт неизбежен.

После завершения обучения в профессиональном учреждении наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты начинают самостоятельную трудовую деятельность. Кардинально меняется профессиональная ситуация развития: новый різновіковий коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, другая социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Уже выбирая профессию, молодой человек имел определенное представление о предстоящей работе. Но несовпадение реального профессионального жизнь с представлением, которое сформировалось, предопределяет кризис профессиональных експектацій.

Переживания этой кризиса выражается в недовольства организацией труда, ее содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

  • конструктивный: активизация профессиональных усилий по быстрой адаптации и приобретения опыта работы;
  • деструктивный: увольнение, изменение специальности; неадекватность, некачественность, непродуктивность профессиональных функций.

Следующая нормативная кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность дальнейшего профессионального роста, потребность в карьере. В случае отсутствия перспектив профессионального роста личность чувствует дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального роста могут временно компенсировать различные непрофессиональные, отдыху виды деятельности, бытовые заботы, или возможно кардинальное решение - уход из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнения профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют четко выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему свойственны социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, меняются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития. Профессиональное самосознание, что сформировалась до сих пор, подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в пределах этой профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезно отзыв «Я-концепцию», внесены коррективы в сложившиеся взаимоотношения. Можно констатировать: перестраивается профессиональная ситуация развития.

Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в пределах той же профессии, переход на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов устранения кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления - стадию мастерства.

Для стадии мастерства характерен творческий инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации. Профессиональная самоактуализация личности вызывает недовольство собой, окружающими.

Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, - это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из нее - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианта разрешения кризиса - освобождение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

Следующая нормативная кризис профессионального развития обусловлена выходом из профессиональной жизни. По достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию. Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Острота кризиса потери профессиональной деятельности зависит от особенностей трудовой деятельности (работники физической работы переживают ее легче), семейного положения и здоровья.

Кроме нормативных кризисов, профессиональное становление сопровождается ненормативными, связанными с жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают четко выраженного кризисного характера.

Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Обуславливают эти кризиса такие факторы:

  • возрастные психофизиологические изменения;
  • изменение социально-профессиональной ситуации;
  • качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности;
  • тотальная погруженность в социально-профессиональную среду;
  • социально-экономические условия жизнедеятельности;
  • служебные и жизненно важные события.

Кризиса могут происходить кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессиональной поведения. В любом случае они порождают психическую напряженность, недовольство социально-профессиональной средой, собой.

Часто кризиса протекают без ярко выраженных изменений профессионального поведения.

Критически-смысловые кризиса обусловлены критическими обстоятельствами жизни: драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, тем катастрофический результат для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, просмотр ценностных ориентации и смысла жизни в целом. Происходят эти кризиса на грани человеческих возможностей и сопровождаются безграничными эмоциональными переживаниями, их предопределяют такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишения свободы и т.д.

P.O. Ахмеров, исследуя биографические кризиса личности, как факторы, которые предопределяют называет события и отношения между ними. В зависимости от отношений он выделяет такие кризиса:

  • кризис нереализованности - субъективное негативное переживание жизненной программы;
  • кризис опустошенности - душевная усталость и переживания отсутствия достижений;
  • кризис бесперспективности - отсутствие перспектив профессионального роста реальных планов на будущее.

Автор не сопоставляет эти кризиса с возрастом человека. По его мнению, они определяются субъективными переживаниями. В индивидуальном жизни человека основные кризисы случаются в разных вариантах: опустошенность + бесперспективность; нереализованность + опустошенность + бесперспективность. Такие сочетания кризисов человек довольно тяжело переживает, и выход может быть деструктивным, вплоть до суицида.

Жизненные кризисы. Жизненной кризисом называют период, в течение которого изменяются способ детерминации процессов развития, жизненный замысел, траектория жизненного пути. Это длительный глубинный конфликт по поводу жизни в целом, его смысла, главных целей и путей их достижения.

Наряду с названными группами психологических кризисов есть еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных крупными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройства, бракосочетания, рождения ребенка, смена места жительства, выход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов, в частности Ш. Бюлер, Б. Ливехуда, Е. Эриксона. Разделяя человеческую жизнь на периоды, этапы, они обращают внимание на трудности перехода от одного этапа к другому. При этом подчеркивают особенности кризисных явлений у женщин и мужчин, анализируют факторы, которые инициируют кризиса. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, еще другие - духовному, нравственному становлению.

Широкую известность в 1980-и pp. в США приобрела книга американской журналистки Гейл Шинхи «Предполагаемые кризиса в жизни взрослого человека» (1979). На основе обобщения жизни верхних слоев американского среднего класса она выделяет четыре кризиса:

  • «вырывания корней», эмансипации от родителей (16 лет);
  • максимальных достижений (23 года);
  • коррекции жизненных планов (30 лет);
  • середины жизни (37 лет) - самый тяжелый, рубежный.

После выхода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или понижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется осторожность к нововведениям, постоянный погруженность в прошлое и ориентация на предыдущий опыт. Отмечают также страсть к морализаторства и осуждения поведения молодежи, противопоставление своего поколения поколению, что идет на смену. Это - кризис социально-психологической адекватности.

Переживания во время острых кризисных состояний:

  • безнадежность, бесцельность, опустошенность, ощущение тупика. На таком эмоциональном фоне человек не способен самостоятельно справиться со своими проблемами, находить пути их решения и действовать;
  • беспомощность. Человек чувствует, что лишена любой возможности управлять своей жизнью. Это чувство чаще возникает у молодых людей, которые чувствуют, что другие все делают за них, и от них самих ничего не зависит;
  • чувство собственной неполноценности (когда человек себя низко оценивает, считает ничтожным и др.);
  • чувство одиночества (никто тобой не интересуется, не понимает тебя);
  • быстрая смена чувств, изменчивость настроения. Надежды быстро загораются и гаснут.

Кризис усиливают такие жизненные обстоятельства: прошлое в реально неблагополучной семье, тяжелое детство, насилие в семье, неудовлетворительные отношения с близкими, потеря близких людей, потеря работы, общественное отвержение, выход (нежелателен) на пенсию, тяжелое заболевание, крушение жизненных планов, потеря идеалов, проблемы, связанные с религиозной верой. Потерю близкого человека лицо переживает сильнее, если была сильная эмоциональная зависимость от нее или если умерший вызывает амбивалентны, противоположные чувства, острое чувство вины.

О суицидные намерения можно заподозрить из следующих признаков:

  • отсутствие интереса к чему-либо;
  • неспособность планировать свои поступки в текущей жизненной ситуации;
  • противоречивость, двойственность намерений. Человек выражает желание умереть и в то же время просит о помощи. Например, человек может сказать: «Я, собственно, не хотел бы умирать, но не вижу другого выхода».
  • разговоры о самоубийстве, повышенный интерес к различным аспектам самоубийства (случаи, способы...);
  • сны с сюжетами самоуничтожения или катастроф;
  • рассуждения об отсутствии смысла жизни;
  • письма или записки прощального характера, непривычное упорядочение дел, оформление завещания.

Склонность к самоубийству усиливается в период депрессии, особенно когда она углубленная и подернута. Должны настораживать также такие признаки: внезапное исчезновение беспокойство, успокоения, что пугает, с оттенком «инаковости», отрешенность от забот и тревог окружающей жизни.

Увеличивают риск суицида: попытки совершить самоубийство в прошлом, случаи самоубийства у родственников, родителей; самоубийства или попытки его осуществления среди знакомых, особенно друзей; максималистов черты характера, склонность к бескомпромиссных решений и поступков, деления на «черное и белое» и др.

В самоубийстве и по сей день остается много неясного, не явились причиной.



Назад