Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

41.3. Отношение к кризиса и его преодоления


Отношение человека к кризисной ситуации. Продолжительность кризисных переживаний, возможности конструктивного и деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом отношения к случившемуся. В зависимости от индивидуальных особенностей, от предыдущего опыта определенное отношение к будничным неприятностей, стрессов, конфликтов или же до драматических событий, которые изменяют направление жизненного пути, закрепляется, становится почти типичным.

Один человек всегда будто готова к экзаменам, что их готовит жизнь, другая каждый раз воспринимает неприятности как божью кару, покорно, без каких-либо попыток нечто изменить. Есть и такие, кто начинает жаловаться, страдать, привлекать к себе внимание тогда, когда еще почти ничего не случилось ли все уже позади. Недаром в народе говорят, что узнать человека можно только в беде.

Типичные отношение к жизненной кризиса имеют свои особенности.

  • Игнорирующее отношение. Конфликт «отцы-дети» или общее недовольство профессиональной деятельностью, где нет возможностей проявить свои способности, или обе причины вместе да еще и ухудшение здоровья могут довольно длительное время не осознаваться человеком. Она будто не замечает, как растет «биографический стресс», накапливаются повседневные неприятности.

Человек недооценивает возможные последствия того, что переживает, старается не думать о неприятном, не видеть плохого. Закрывая глаза на обострение взаимоотношений с окружающими, рост профессиональных проблем, появление соматических симптомов, она вытесняет из сознания нежелательную информацию. Таким образом, она хочет избавиться от неприятностей, отвлечь судьбу от коварных замыслов. Но это иллюзия. Не желая прямо посмотреть правде в глаза, человек становится все залежнішою от тех самых затруднительных обстоятельств, от которых она отворачивается. Ее поведение теряет гибкость, что углубляет будущие последствия жизненной ситуации.

Такая «страусиная политика» по себе ведет к потере ценного времени: между тем конфликт углубляется, неудачи на работе становятся хроническими, самооценка падает, снижается уровень самоуважения. Головная боль сопровождается повышением давления, возникают проблемы со сном, начинает болеть сердце. Так незаметно кризис переходит с этажной стадии на более глубинные. Этот процесс называют соматизацею проблемы.

  • Перебільшуюче отношение. Еще не сгустились тучи над головой, а человек уже начинает паниковать, ожидая катастрофы, землетрясения, войны, революции и т.п. Это и есть, так называемая логика, «самонакручування», когда все негативное растет в воображении, а положительное, наоборот, уменьшается.

Перебільшуюче отношение, на первый взгляд, будто противоположным ігноруючому, однако оно также очень неэффективно в поиске компенсаторных резервов, возможностей выхода из неприятной ситуации. Человек начинает іпохондрично ждать неприятностей, прислушиваться к симптомов, видеть за ними начало страшных, даже неизлечимых болезней. Фиксируются минимальные изменения в работоспособности, состоянии здоровья, взаимоотношениях с другими людьми, и все они якобы свидетельствуют о тяжелое состояние, которое не может не ухудшаться.

Из психотерапевтической практики известно, что ожидания приятных событий способствует их появлению, а ожидания чего крайне неприятного подталкивает человека к нелегких испытаний. Именно поэтому клиента учат радоваться, когда почти ничего приятного вокруг нет, предлагают высказывать свои самые пылкие желания, фиксировать мечты. Преувеличивая отношение в кризисной ситуации ускоряет нежелательное развитие событий, что отражается в отношении к себе и собственных возможностей. Человек теряет веру в свои силы, не хочет попробовать другой путь, новые перспективы.

  • Демонстративное отношение. В противовес ігноруючому ли перебільшуючому отношению к кризисной ситуаций, когда человек неадекватно воспринимает свои проблемы, демонстративное отношение есть достаточно реалистичным. Человек понимает, что случилось, не теряет способности анализировать ход событий, видеть прошлое и будущее в их взаимосвязи. Она знает, как именно вести себя в затруднительном положении, в каком направлении искать выход.

Однако человек считает целесообразным подчеркнуть для окружающих сложность ситуации, уникальность неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, она требует пристального внимания к себе, сочувствия, помощи, содействии и льгот. Все это дает возможность переложить ответственность за кризисное состояние на кого другого - плохую судьбу, несчастный случай, коварных родственников, тяжелое социально-экономическое положение в государстве, неспособных руководителей и т.д.

Что дает такая игра? Помимо утилитарных мотивов, здесь существуют еще и мотивы чисто психологические. Не беря на себя ответственность за то, что случилось, человек действительно снижает интенсивность кризисных переживаний. Однако, в то же время она и избегает ситуаций выбора, необходимости выработки новой жизненной стратеги, что мешает личностному росту.

  • Волюнтаристское отношение. Человек в глубине души понимает, что случилось, знает о своем кризисное состояние. Но она считает, что все в руках, все можно преодолеть, если повысить требования к себе. Внешне кажется, что она агрессивно не замечает реальности, отрицает очевидное. Образ жизни не меняется, хотя сил маловато, а неприятности требуют корректировки ежедневных привычек. Собственная негибкость расценивается как сила духа, как твердый характер, несокрушимая воля.

Советы по приспособления к новым, тяжелых обстоятельств воспринимаются как предательство себя. «Я не могу быть флюгером», - утверждает такой человек-монолит, упрямо проводя свою линию поведения, увеличивая нагрузку, придумывая новые и новые испытания. Чувствуя снижение самоуважения, которое переживается очень болезненно, такой человек вновь и вновь выискивает приемы самопринуждения. Волевые усилия выхлопной последние силы, что нарушает состояние здоровья, работоспособность, творческие способности.

Следует заметить, что тот, кто практикует подобное отношение к кризису, не знает и не хочет знать своих реальных возможностей, ориентируясь на некое абстрактное представление о себе. Он не может по достоинству оценить сложность внутреннего состояния, важность, необходимость определенных переживаний. Жестокость, нетерпеливость к самому себе могут незаметно привести к тяжелому ухудшения здоровья. Все это истощает человека и углубляет стадию кризиса.

  • Продуктивное отношение. Человек понимает, что противоречивый, болезненное состояние является неизбежным, порожденным определенными причинами, и пройдет некоторое время, пока будет найдено конструктивную стратегию жизнедеятельности в новых условиях. Она видит не только убытки от драматической ситуаций, а и нечто положительное, которое раскрывает новые горизонты, требует определенных знаний, навыков, свойств характера. Человек, который умеет конструктивно переживать жизненные затруднения, вовремя делает выводы относительно своих ошибок, поражений, неудач, учится на собственном опыте. В ней не исчезает вера в себя, свои силы, свое будущее, что не предусматривает эмоциональной дезинтеграции жизнедеятельности или снижение адаптивности поведения. В таком случае кризис переживается, но прежде всего как острая необходимость изменения жизненных замыслов, ревизии прежних приоритетов. Каждому трудно отказываться от привычного образа жизни, от приобретенных стереотипов. И все же человек с производительным отношением делает это гораздо легче, потому что у нее нет страха новизны, она верит в возможности роста, самосовершенствования и готова искать новые смыслы.

Но и тяжелейший кризис оставляет определенную степень свободы - свободы отношение к тому, что случилось, свободы настроиться так или иначе. Можно сказать себе, что все закончилось, нечего ждать. Можно углубиться в чувство жалости к себе. А можно усматривать в кризисном состоянии испытание, которое сделает человека сильнее, мудрее.

Воображение всегда помогает человеку, - даже когда уже ничто, кажется, не может ей помочь. Так, в концентрационном лагере выживает тот, у кого развито воображение, кто может спрятаться за ней от ужасной действительности, где царят уныние и отчаяние.

Чтобы выйти победителем, избежать соблазна, человек не должен оставаться пассивной, она не может только страдать. Знания о кризисные состояния, их симптомы, формы проявления - это уже первый шаг к той самой свободы - свободы отношение к затруднительных обстоятельств.

Следует заметить, что творческая личность может превратить такую анормальну кризис на кризис развития, сделав тяжелые жизненные условия полигоном для значительных испытаний, для формирования новых «техник» жизнь, конструктивных жизненных стратегий. И наоборот, кризис развития может стать началом анормальных, разрушительных переживаний.

Стратегии решения жизненной кризиса. Достаточно типичной «техникой» жизни в сложных условиях является, так называемое, «сравнения, что идет вниз». Человек сравнивает себя с людьми, которые попали в еще худшие условия, которым гораздо труднее. Например, привезли в больницу, где выяснилось, что у нее тяжелая, опасная болезнь. Еще два дня назад она чувствовала себя нормальной, здоровой, имела планы, перспективы, и вдруг - нападение, диагноз, угроза операции. Но рядом в палате она видит людей, которым еще хуже, и это придает ей сил адаптироваться к кризисной ситуации.

Распространенным приемом является «предусмотрен сумм», который дает возможность психологически подготовить себя к нелегких испытаний и заблаговременно найти средства предотвращения несчастных поворотов судьбы. Так, абитуриент, что готовится к последнему экзамену, уговаривает себя, что в этом году, может, лучше было бы и не вступать в заведение, а взамен устроиться на работу, ближе познакомиться с избранной профессией, поддержать семью материально. Именно так психологически готовят человека к операции, снижая ее тревожность. Ей предлагают представить себе различные варианты хода операции: несчастный случай во время ее проведения, смерть на операционном столе, удачную операцию без осложнений. Пациент самостоятельно выбирает сценарий, который бы он хотел разыграть сцену. Чаще всего он выбирает смерть на операционном столе. Когда же все потаенные страхи уже осознанно, больной освобождается от них и гораздо легче переносит тяжкое испытание.

Известным приемом изменения отношения к кризисной ситуации является «позитивное толкование» неприятных переживаний. Например, человеку надо в течение достаточно длительного времени быть в командировке, где она чувствует себя очень одинокой, где непривычные условия существования, плохой климат, отсутствие важной информации. Она учится воспринимать это время как период отдыха от конфликтов с взрослым сыном, тещей, непосредственным руководителем на предприятии. Это время размышлений, самосовершенствования, сосредоточение на себе. Такое отношение будто меняет ситуацию, дает возможность ее выдержать, пережить.

В затруднительных обстоятельствах можно научиться идентифицировать себя с теми, кто, как кажется, никогда не знал бедствия, с «счастливчиками». Это прием «принятие ралли», который помогает чувствовать себя сильнее, успешнее, увереннее. Но исследования показывают, что длительное выполнение роли, которая не является характерной для человека, вызывает заметные изменения в личностных установках и ценностях.

Среди конструктивных жизненных стратегии и стратегия «ухода». Человек отказывается от заманчивых предложений, избегает служебных повышений, чувствуя, в которую кризиса она может попасть, если согласится.

К деструктивным стратегий следует отнести наркоманию, алкоголизм, суицидальные намерения и действия. Эти стратегии демонстрируют неспособность личности выдержать испытания, необходимости помощи извне.

Можно выделить два типа личности, которые противоположным образом воспринимают кризисную ситуацию и решают ее. Первый тип - люди, которые выбирают конструктивные, творческие, преобразующие стратеги. Они отличаются оптимистичным мировосприятием, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни, яркой мотивацией достижения целей. Второй тип - люди, которые обращаются к механизмов психологической защиты, воспринимают мир как источник опасности, имеют низкую самооценку и пессимистическое мировоззрение. Они не верят в собственные силы, в способность контролировать ситуацию, влиять на нее. Эти типы традиционно называют інтерналами и екстерналами. Доказано, что в кризисной жизненной ситуации интерналы становятся еще інтернальнішими, а экстерналы - екстернальнішими.

Интерналы воспринимают сложную жизненную ситуацию разносторонне, в совокупности ее позитивных и негативных сторон, в ее связях с другими событиями. Когда условия не определены, інтернал начинает искать новую информацию, которая помогла бы ему принять решение. Он очень трепетно относится к самых незаметных особенностей коллизии, которая переживается, и помогает преодолеть трудности. Мир для него - источник вызовов, возможность определить свои способности, проверить силы. Если такой человек сталкивается с неудачей, она понимает, что следует найти новое направление движения.

Можно определить и, так называемые, метастратегічні техники жизни. Это способность предвидеть и предотвращать опасность, блокировать негативные события еще в зародыше. Это знание, так сказать, азбуки знаков, предупреждающих о приближении жизненных изменений. Это также умение осознавать нерозв'язність определенной жизненной проблемы и концентрировать усилия вокруг других задач.

 

Литература

1.  Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / / Психол. журн. - 1994. - №1.

2.  Амбрамова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / / Там же. -1985. -№6.

3.  Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. Москва, 1984.

4.  Данченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.

5.  Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1991.

6.  Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003.



Назад