Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

42.2. Теоретические подходы к анализу структуры регуляции действия


Теория функциональной системы. Основные положения теории функциональной системы было сформулировано еще в 1935 г., то есть задолго до появления классической труда Норберта Винера «Кибернетика», которая впервые вышла в свет в 1948 г. Несмотря на то, что П.К. Анохин был физиологом и большинство его положений теории основаны на данных физиологических, а не психологических исследований, его теория имеет общий системный характер, а потому ее можно с успехом использовать (и используют) в анализе психических явлений.

Функциональная система - это система различных процессов, которая формируется относительно данной ситуации, достигая некоторого адаптивного эффекта (результата). Если система стремится к стабильного эффекта (типа величины кровяного давления), то она может использовать врожденные или ранее сформированные механизмы, однако в более сложных случаях компоненты системы и связи между ними формируются в зависимости от особенностей ситуации и не являются постоянными.

Наиболее принципиальным положениям теории является то, что системы могут быть самыми разнообразными по типу решения и сложности. Но архитектура систем при этом и сама. Это означает, что достаточно различные функциональные системы - от системы терморегуляции к системе политического управления - имеют схожую структуру.

Основными компонентами любых функциональных систем являются следующие:

  • аферентний синтез;
  • принятие решение;
  • модель результатов действия (акцептор) и ее программа;
  • действие и его результат;
  • обратная связь.

Рассмотрим функции компонентов системы.

Аферентний синтез представляет собой обобщение различных потоков входящей информации как изнутри, так и извне. Субкомпонентами аферентного синтеза доминирующая мотивация, ситуационная аферентація, пусковая аферентація и память.

Функция доминирующей мотивации - обеспечение общей мотивационной активации. «Первопричина» любой действия - потребность, мотивация. Перенасыщена едой животное не будет искать пищу. Человек, лишенный честолюбия, мало обеспокоены стремлением к продвижению по служебной лестнице. Функция ситуационной афферентации - обеспечение общей готовности к действию. Ситуация, в которой возможно удовлетворение потребности или достижения цели, создает в субъекта действия предварительную готовность к поведенческого акта.

Как только в среде появляется то, что способно удовлетворить нашу потребность (при условии, конечно, наличия соответствующей ситуации) - оплаченный буханку хлеба на прилавке или музыкальная тема в голове композитора, который болезненно бродит по комнате, - включается механизм пусковой афферентации. Пусковая аферентація инициирует поведение.

Однако для того, чтобы успешно выполнить даже самое простое действие, внешней информации недостаточно. Необходимы соответствующие знания и навыки. Ориентированность функциональной системы на пристосувальний, полезный результат формирует выборочный поиск и извлечение информации из памяти.

Другой компонент системы - принятие решения - отвечает за выбор варианта будущего действия, снижает количество степеней свободы, вносит определенность в том, что и как делать: взять хлеб руками или попросить продавца положить его в пакет; срочно записать музыкальную тему или попытаться мысленно ее разработать.

На основе выбранного направления действия формируется модель результатов действия (акцептор) и его программа. В процессе выполнения действия и после ее завершения процесс реализации и результат сравнивают с программой и акцептор действия. На основе этого система получает обратную связь о ходе реализации программы и результат действия.

Планы и структура поведения. М. Миллер, Е. Галантер и К. Прибрам предлагают такую схему контроля действия: ТОТ, или Тест - Действие - Тест - Выход (то есть завершения действия). По мнению авторов теории, поведение инициирует несоответствие между теперешним состоянием организма и желанным, или необходимым. Индивид тестирует (проверяет, идентифицирует, определяет) расхождение между необходимым и реальным состоянием, делает то, чтобы устранить выявленное несоответствие. Затем снова тестирует ситуацию на наличие разногласий. Если несоответствие не устранено, он действует снова, а если устранено - она прекращает действовать или выходит из цикла. Легко заметить, что, с точки зрения авторов теории, основным принципом контроля поведения является принцип отрицательной обратной связи, или стремление индивида минимизировать расхождение между целью и существующим положением.

Теория четырех стадий действия, или модель Рубикону. Немецкие исследователи Хекхаузен и Голвітцер предлагают такую схему анализа психологического контроля действия.

Первый этап действия (точнее, контроль исполнения) они называют стадией выбора. Основная функция этого этапа заключается в выборе варианта будущего действия: индивид должен принять решение о том, что делать. Например, решить, в какое высшее учебное заведение пойти учиться. Принять решение нелегко. Это как перейти Рубикон (отсюда второе название теории - «модель Рубикона»). Индивид должен взвесить все «за» и «против» и в итоге на что решиться.

Принятие решения - формирование намерения (интенции) - знаменует собой переход на следующий этап, который авторы теории называют «стадия додії». На этой стадии индивид, имея определенное намерение (например, вступить до определенного учебного заведения), ожидает, ищет или формирует условия и возможности для реализации намерения (выясняет подробности поступления, готовится к вступительным экзаменам и т.д.).

Как только найден или сформированы условия для реализации намерения и индивид психологически готов к совершению действия, начинается переход на следующий этап - исполнение: намерении активируется и начинается его реализация (взволнован абитуриент - недоспаний и бледный - идет на первый вступительный экзамен).

Переход из второй стадии на третью тоже не всем и не всегда дается легко. Чаще всего процесс контроля действия именно в этот момент дает наиболее видимые сбои (иногда начинающих-парашютистов просто выталкивают из самолета, потому что сами они не могут решиться реализовать твердое намерение прыгнуть). И вот, наконец, все «за»: экзамены составлен, парашютист приземлился - действие в принципе завершена. Процесс деактивации, или угасания намерения знаменует собой переход на последний этап - последействия, или оценочный. На этом этапе человек оценивает результаты выполненного действия и рассуждает о причинах всего того плохого и хорошего, что она сделала. Переход на стадию оценки, или выход из действия, отнюдь не всегда происходит просто (особенно в случае неудачи). Интенции могут долго не угасать, а находиться в явно активированном состоянии (человек машет после драки кулаками, снова и снова переживает и воспроизводит критические моменты прыжка с парашютом или ситуации сдачи вступительных экзаменов).

Теория мотивационного контроля Ханленда. Теория мотивационного контроля является своего рода обобщением идей и концепций, которые сформировались в недрах кибернетики, теории управления и психологии и имеют непосредственное отношение к анализу психологических механизмов контроля и планирования действия. Теория представляет собой общее описание целенаправленного поведения, ее структурных компонентов и принципов их взаимодействия. Как базовый принцип контроля поведения автор теории рассматривает отрицательная обратная связь, или дугу отрицательной обратной связи: определенные критерии соотнесение сравниваются с перцептивним входом, и различиями между ними служат выполненные действия сигналы, которые обозначены термином «обнаружено отклонение». Обнаружено отклонение побуждает исполнителя уменьшить, минимизировать расхождение между критерием соотнесение и перцептивним входом.

Рассмотрим основные компоненты регуляции поведения, которые выделяет автор теории мотивационного контроля.

Критерий соотнесение представляет собой определенный внутренний стандарт, с которым сравниваются параметры конкретной ситуации. У человека существует определенное представление о желаемое положение: о состоянии внешней или внутренней среды, которые связаны с ее действиями. Это представление и является тем стандартом, с которым сравнивается текущее положение дел. Понятие «критерии соотнесение» близко по смыслу к понятию «цель». Различие между ними заключается в том, что первое является более широким, обобщенным.

В теории мотивационного контроля выделяют четыре типа критерия соотнесение:

  • Конечное состояние. Чаще всего человек формулирует то, к чему она стремится, в терминах определенного конечного, итогового состояния. Если человек идет путешествовать, то обычно она представляет пункт конечного назначения (город, вершину, порт). Часто при определении конечного состояния используется также временной параметр, например, приготовить пирог до определенного времени.
  • Скорость (темп) продвижение к цели. Действие можно контролировать не только по степени отклонения от определенного конечного состояния, но и за темпом продвижения к цели.
  • Определенный тип действия. В этом случае критерий соотнесение касается не конечного состояния и даже не темпа продвижения к цели, а самого характера действия. Люди часто делают нечто не только и не столько для достижения определенной цели в узком смысле слова, но и ради самого процесса деятельности. Им нравится сам процесс, они стремятся к выполнению определенного типа действий. Большинство летчиков летают не только ради продвижения по служебной лестнице, но и потому, что они любят летать.
  • Определенная эмоция или другой аспект психического состояния. Человека очень интересуют ее собственные психические состояния. Она стремится не только к осуществлению некоторых изменений во внешней среде и в своих взаимоотношениях с ним, но и к определенным эмоций и чувств. Большинство людей ходит в театры не для того, чтобы поставить «галочку» («был в театре»), а все-таки ради эстетических переживаний. Идя на комедию, мы формируем соответствующее представление о желательном эмоциональное состояние и бываем очень разочарованы, если обнаруживаем, что спектакль нас совсем не веселит: различие между критерием соотнесение и перцептивним входом слишком велика.
  • «Перцептивний вход» является следующим понятием теории мотивационного контроля. В целом это понятие можно определить как аспект среды, который воспринимается как существенный, с точки зрения исполнителя действия, или информация о текущем состоянии дел.

Выделяются три типа перцептивного входа:

  • определенный аспект окружающей (внешней среды). Этот тип перцептивного входа в основном обслуживает критерии конечного состояния и темпа продвижения;
  • информация о собственные действия. Мы часто задаем себе вопрос: «Что я делаю?» или «Что я здесь делаю?». Допустим, мы искали работу, связанную с общением с людьми, живую творческую (критерий соотнесение третьего типа), а получилось, что заняты в основном бумагами, отчетами и рутиной (перцептивний вход);
  • информация с внутренней среды (чувства, мысли, состояния). Перцептивний вход этого типа позволяет нам контролировать выполнение действия, ориентированной на критерий соотношения четвертого типа. Исходя из театра после просмотра комедии, разумно спросить себя: «Или повеселел я?».

Один из главных выводов, который можно сделать на основе рассмотренных выше классификаций критериев соотнесение и перфективних входов, заключается в том, что для эффективного управления действием человек нуждается в информации, которая соответствует его критериям. Действие страдает не только от того, что цели и задачи не определены, но и от того, что диагностическая информация недоступна, то есть недоступна та информация, которая могла бы помочь человеку ответить на вопросы вроде «туда ли я иду?» и «Как долго еще идти?».

Если все-таки человек имеет диагностическую информацию, то она может с той или иной степенью точности оценить различие между критерием соотнесение и перцептивним входом, что в теории мотивационного контроля называют выявленным отклонениям. Роль обнаруженного отклонения заключается в том, что оно придает поведению избирательности (направленности) и енергетизує ее. Обнаружено отклонение - это своего рода «мотивация» - мотивация, которая появляется уже в процессе выполнения действия. Субъект, обнаруживая, что нечто определенным образом сделано и настолько-то недоделано, мобилизует энергию и направляет ее на аспекты ситуации, которые недоделано.

Однако интенсивность поведения связана еще и с чувствительностью к отклонению. Это понятие теории мотивационного контроля отражает важность, значимость, которые соответствуют цели для субъекта. Два разных человека (или и сам человек) при разных обстоятельствах могут иметь тот же критерий соотнесение и одинаково воспринимать реальность (перцептивний вход), однако ведут себя по-разному. И дело здесь в различной чувствительности к отклонению.



Назад