Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

43.2. Гармоничный и дисгармоничным развитие личности


Разностороннее развитие личности требует формирования разнообразных способностей и интересов, которые соответствуют различным сферам человеческой жизнедеятельности.

Когда речь идет о идеал разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоничным. Гармоничные взаимоотношения между личностью и миром означают гармонию того, что личность требует от других, и того, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самим собой. Такой человек является непосредственно моральной личностью. Нарушение моральных норм для нее - это нарушение целостности собственной личности.

Становление гармонически развитой человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней над ниже. Уровень мотивов и ценностей определяется степени их общности, начиная с личных мотивов (низких) через интересы близких людей, коллектива, общества - к общечеловеческим универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, потому что сложность, множественность интересов, поліспрямованість при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.

Наоборот, простота личности (наличие единой цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и проблем) чаще всего приводит к ее дисгармоничности. Системным параметром, характеризующим гармоничную личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, обида Я-реального и Я-идеального и др.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня в согласии с более низким уровнем. Например, какое соотношение сознательных и неосознаваемых, непосредственных и преднамеренных, природных и духовных уровней.

Полноценное формирование человеческой личности зависит от саморегуляции личностных процессов.

Структура личности приобретает гармоничности в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, что придает смысл всей ее жизнедеятельности. Гармоничность личности достигается лишь в том случае, когда сознательные стремление человека полностью соответствуют ее непосредственным, часто даже неусвідомлюваним ею самой, желанию. Мотивирующая сила таких несознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека, они вызывают острые аффективные конфликты, которые искажают и даже разрушают личность. Аффективные переживания, которые возникают в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонійної личности.

Для дисгармонійної личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, морального и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и др. Такие нарушения могут предопределять гиперкомпенсации, неадекватные самооценки и уровня притязаний. Психокорекційний и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность по извне регулируемым уровнем сложности заданий и предметно оформленными результатам; применение высоких емпатичних отношений; использование интенсивного социального одобрения («поглаживание») и др.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать «изъяны в благотворительности», то есть относиться к ним, как к ценному. В этих случаях «несогласованность» между сознанием и поведением остается: в таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанные с притворным недооценкой их личности.

Другие дети продолжают усваивать моральные ценности, что, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у них постоянный внутренний разлад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, которые всегда находятся не в ладу с окружающими и с собой, и имеют много отрицательных черт характера. Довольно часто из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонны к преступлениям.

Люди с дисгармоничной организацией личности - это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной или множественной) направленностью, которые находятся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, в которых сознательное психическую жизнь и жизнь неосознанных аффектов есть в постоянном противоречии.

Доминирование той или иной мотивации может быть разным на сознательном и неосознанном уровне. В результате мы имеем дисгармонійну структуру личности, постоянно раздраженную внутренними конфликтами. Такого рода конфликты возникают только при определенных условиях и могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и взаимоотношений личности находится под угрозой или становится совершенно невозможным. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречия или между различными мотивами и отношениями личности, или между возможностями и стремлениями личности. Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта в человека редко возникают спонтанно, а, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией.

Еще одним условием психологического конфликта может быть субъективная нерозв'язність ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что она не в состоянии изменить объективные условия, породивших конфликт. Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складываются новые отношения к объективной ситуации, породившей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта - это острая форма развития личности. В психологическом конфликте имеющиеся бывшие и формируются новые отношения личности, меняется сама структура личности. Более того, внутренний конфликт - необходимое условие развития самосознания. Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическое состояние бытия личности.

Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может быть феномен «смыслового барьера». Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, влияя на ребенка, не учитывает или не обращает внимания на наличие у нее активизированных в настоящее время нужд и стремлений. У ребенка возникает конфликт между ее непосредственным желанием и стремлением выполнить то, что требует от нее взрослый. Часто ребенок не способен сознательно уступить определенном желанию взрослого, и тогда у нее возникает особая защитная реакция: она будто перестает слышать и понимать предлагаемую ей требование, хотя на самом деле она просто не воспринимает содержания адресованных ей слов. Смысловой барьер может возникнуть и в отношении конкретного человека, независимо от того, какие требования он выдвигает, и относительно конкретной требования, независимо от того, кто ее инициирует.

Смысловой барьер в отношении конкретного человека формируется, конечно, в результате таких действий взрослого (учителя, отца), которые вызывают конфликт с ребенком, когда он не учитывает истинные мотивы поведения ребенка или приписывает ей мотивы, которых у нее на самом деле нет.

Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сама ребенок понимает причину своего поступка. При этом важно соблюдать доброжелательности в отношении ребенка, необходима дружеская беседа двух людей, заинтересованных совместно найти причины конфликта и попытаться устранить их. Чтобы избежать образования смыслового барьера не следует постоянно повторять те же требования, упреки, на которые ребенок не реагирует. Чтобы требование была воспринята и повлияла, необходимо, чтобы она соответствовала внутренней позиции.



Назад